
Икона Божией Матери «Воспитание» пришла в Россию из Византии в восемнадцатом веке. Это образ, написанный по типу Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница. Пресвятая Богородица левой рукой удерживает на коленях Божественного Сына, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
От других икон, выполненных в традиции Одигитрия, «Воспитание» отличается одеянием Иисуса. Божественный Отрок изображён без хитона, в наброшенном на обнажённые плечи гиматии. Это прямоугольный кусок ткани, в евангельские времена его носили как верхнюю одежду. На иконе «Воспитание» гиматий предстаёт прообразом плащаницы, которой обернули Тело Спасителя после снятия с Креста. Так иконописец подчеркнул, что Иисусу, сидящему на коленях у Матери, предстоит принять мученическую смерть ради Спасения человечества. А название образа — «Воспитание», призывает помнить, что Подвиг Христа — это величайший пример для юных сердец.
Один из самых известных списков иконы с восемнадцатого века хранился в Москве, в Казанском соборе на Красной площади. В день празднования образа «Воспитание», 18 марта, здесь ежегодно совершалось торжественное богослужение, посвящённое иконе. Сотни родителей соборно просили у Небесной Заступницы помощи в воспитании своих чад. И каждый от всего сердца возносил у иконы слова молитвы: «Вручаю дитя моё всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству».
В 1917 году к власти в России пришли безбожники. Казанский собор на Красной площади снесли. Икона «Воспитание» бесследно исчезла. А вот родительская боль за детей, горячее желание вырастить их добрыми, честными, отзывчивыми никуда не делись. И когда в конце двадцатого столетия настала пора возрождения православной веры, списки древнего образа появились во многих храмах. Есть икона «Воспитание» и в Казанском соборе, восстановленном на Красной площади в 1993 году.
Все выпуски программы Небесная Заступница
25 августа. О библиографе Ловягине

Сегодня 25 августа. В этот день в 1870 году родился книговед и переводчик Александр Ловягин.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Он имел энциклопедическую осведомлённость в науках гуманитарного цикла: филологии, истории, и его особенной любви к книговедению, библиографии. Благодаря работам Ловягина в России библиографическая наука получила свое развёрнутое оснащение, методическое.
Милостью Божьей он не был репрессирован, и его педагогическая деятельность, равно как и научные исследования, конечно, украсили русскую культуру во втором десятилетии XX столетия.
Замечательно, что Александр Михалыч не таил под спудом и талант переводчика. Он перевёл на русский язык многим известную книгу Адама Олеария «Описание путешествия в Московию». Впервые опубликованная в 1906 году, переиздана была в 2003 году.
Из этой книги мы глазами иностранцев, доброжелательно настроенных, узнаём, какими замечательными нравственными качествами обладал наш патриархальный русский народ и каким передовым государством во многих отношениях являлась Россия, по недоразумению почитавшаяся отсталым государством либералами XIX века, да и нынешними западниками.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 августа. Об отношении к личности царя Иоанна Грозного

Сегодня 25 августа. В этот день в 1530 году родился русский царь Иван Грозный.
О его личности — протоиерей Михаил Самохин.
Детство будущего первого русского царя Ивана Васильевича было тяжёлым, полным интриг, убийств, борьбы за власть. Столь же тяжёлой была и жизнь людей при государе, которого недаром прозвали Грозным: затяжная Ливонская война, опричнина. Последние годы в Александровской слободе кровью перечеркнули все надежды, которые возлагали на новое царствование в его начале.
И хотя сейчас мы слышим разные голоса, которые стремятся оправдать Ивана Грозного и даже назвать его святым, отношение Православной Церкви к нему не изменилось и определяется оно убийством митрополита Филиппа. Выдающийся соловецкий игумен, ставший митрополитом Московским и всея Руси и попавший в опалу из-за открытого протеста против опричнины, был задушен Малютой Скуратовым по личному приказу царя.
Великие люди далеко не всегда оказываются великими христианами, к сожалению. Сегодня мы вспоминаем лишь выдающегося политика, но не милосердного христианина, и молитва о нём приправляется немалой горечью.
Пусть Господь Сам судит раба Своего Иоанна, которого не напрасно назвали Грозным земным царём.
Все выпуски программы Актуальная тема
Феодоровская икона Божией Матери в истории династии Романовых

Феодоровская икона — святыня для царского дома Романовых. С ней связано восхождение на престол первого царя из этой династии. Жизнь шестнадцатилетнего Михаила и летопись чудотворного образа пересеклись в 1613 году в Костроме. Феодоровская икона с тринадцатого столетия пребывала здесь в Успенском соборе, а молодой боярин в Смутное время укрывался в Ипатьевском монастыре от преследования польских интервентов.
Михаил жил в обители вместе с матерью, инокиней Марфой. Здесь они получили весть о том, что Московский земский собор призывает юношу возглавить государство. Романовы осознавали всю меру ответственности. К тому же Марфа тревожилась о безопасности сына. Она долго молилась перед Феодоровской иконой в Успенском соборе. Предание сохранило слова инокини, обращенные к Божией Матери перед Её чудотворным образом: «В пречистые руки Твои, Владычица, я предаю чадо своё! Яко же хочешь, устрой полезное ему и православному Отечеству!». Перед чудотворным ликом инокиня благословила Михаила на царство.
С того времени костромской Ипатьевский монастырь считается колыбелью царственного дома Романовых. А Феодоровский образ Богородицы стал одной из главных святынь императорской фамилии. По имени иконы отчество Фёдоровна получили многие иностранные жёны русских императоров. Его восприняли царственная страстотерпица Александра, супруга царя-мученика Николая Второго и её сестра, священномученица великая княгиня Елизавета.
В честь Феодоровского образа Божией Матери называли храмы, в которых молились члены императорской династии. Например, церковь в Царском селе, современном городе Пушкине под Санкт-Петербургом. Она считалась приходом семьи императора и была известна как Государева. Феодоровским стал и Санкт-Петербургский собор, построенный в начале двадцатого века к трёхсотлетию династии Романовых.
После революции 1917 года уцелевшая часть царской семьи оказалась заграницей. В изгнании Романовы не утратили благоговейного отношения к Феодоровской иконе. В 2008 году в честь неё освятили часовню на Александровском подворье Императорского православного Палестинского общества в Иерусалиме. Потомки царской династии Романовых по-прежнему чтят святыню, под сенью которой начался значимый период русской истории.
Все выпуски программы Небесная Заступница