Что общего у крестьянина и христианина? Об этом расскажет картина «На пашне. Весна», которую написал Алексей Венецианов — не только талантливый художник, но и настоящий агроном, собиравший в своё время на самой скудной земле хорошие урожаи.
— Маргарита Константиновна, как вы относитесь к картине «На пашне. Весна»?
— Как к шедевру, Наташенька. Работа Алексея Венецианова — самобытный образец русской живописи начала девятнадцатого века, представленный здесь, в Третьяковской галерее.
— А мне кажется, в этом произведении форма не соответствует содержанию. Крестьянка пашет землю, ведь так?
— Да, молодая женщина ведёт по полю двух лошадей. Они тянут борону — особое устройство, чтобы рыхлить почву.
— Согласитесь, тяжёлая грязная работа. И одежда для неё нужна соответствующая. А Венецианов изобразил труженицу в праздничном сарафане — нежно-розовом, с золотой вставкой посередине. Не верю, что в таком наряде можно пахать! Может быть, художник был мало знаком с сельской жизнью? Ведь он, кажется, из дворян?
— Алексей Венецианов — потомок греческих торговцев, его семья принадлежала к купеческому сословию. В 1819 году художник купил небольшое поместье в Тверской губернии и с головой окунулся в сельское хозяйство. Он был настоящим агрономом, на самой скудной земле собирал хорошие урожаи. И деревенскую жизнь знал.
— Как же Венецианов допустил такую неточность в картине?
— Полотно «На пашне...», Наташенька — не репортажная иллюстрация крестьянского труда, а поэтическая зарисовка. Скорее всего, женщина работала на поле в сарафане из грубой домотканой холстины. Лучи утренней зари окрасили одежду в нежные цвета — и художник запечатлел преображение.
— А почему на голове у крестьянки корона?
— Этот головной убор называется кокошником, под него прятали волосы. Ходить с непокрытой головой уклад позволял только девицам, а на картине мы видим молодую мать. Посмотри, в правом нижнем углу изображён её малыш — упитанный карапуз в белой рубашонке.
— Но как яркая полоска надо лбом помогала спрятать волосы?
— К планке, обрамляющей лицо, сзади пришивалась ткань, получалось что-то вроде шапочки.
— Надо же! А я думала это просто украшение.
— И аксессуар, конечно, тоже. Рукодельницы декорировали убор вышивкой, тесьмой, бисером.
— На крестьянке с картины Алексея Венецианова кокошник просто красный, без особого декора. Но несёт она его с царским величием!
— Величие женщины проистекает от её причастности к Великому — к Богу. В реальной крестьянской жизни художник распознал приметы Небесного Царства и создал образ возделывания Рая. Потому так легко ступает героиня его картины по полю босыми ногами, словно плывёт. И лошади послушны мановению её рук.
— И какие же приметы Небесного Царства распознал Венецианов в жизни крестьян?
— Смирение тружеников. Их навык совершать молитву перед всяким делом и благодарить Бога за благодеяния. Всё то, что преображает обыденность, наполняет гармонией бесконечную череду будней. Это похоже на чудо. Алексей Венецианов отобразил его в своей работе «На пашне. Весна». И картина стала одной из визитных карточек Третьяковской галереи.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.