
«Я бы не смог выжить, если бы мою судьбу не разделила жена моя», —говорил легендарный учёный-пушкинист, директор Пушкинского Государственного заповедника, Семён Степанович Гейченко.
Семён Степанович вспоминал, как в 1944-м, вернувшись с фронта, смотрел на своё отражение в зеркале. Худой, в волосах — седина, под глазами — глубокие тени, левый рукав пиджака пустой. «Калека, старик» — горько усмехался Гейченко собственному отражению. Между тем, ему был всего сорок один год. Кажется, только вчера он, молодой и востребованный искусствовед, изобретатель новаторских форм музейной работы, водил экскурсии по Петергофским дворцам. Всё это было словно в другой жизни. А нынешняя жизнь Семёна Гейченко — два года лагеря за плечами, где он оказался по ложному обвинению в антисоветской деятельности. Потом — война. На фронте Семён получил тяжелое ранение, лишился руки и был демобилизован. И вот, теперь он в Тбилиси, в эвакуации. Нужно начинать жить заново, но как? «Голодный жаждет хлеба, бесприютный — крова, больной душой — любви и милосердия. Мне же нужно всё это, — писал Гейченко в то непростое для него время.
Тогда он ещё не знал, что совсем скоро встретит ту, которая даст ему и любовь, и милосердие, и заботу. Однажды в коридоре госпиталя, куда он устроился на работу помощником санитара, Семён столкнулся с молодой медсестрой. Хрупкая девушка подняла на него взгляд, и Семён утонул в её бездонных чёрных глазах. В голове зазвучали пушкинские строки: «Я помню чудное мгновенье / Передо мной явилась ты...»
Через несколько дней они случайно встретились в парке. Поздоровались, пошли рядом. Она сказала, что её зовут Люба Сулейманова. А потом они стали видеться после работы почти каждый день. Бродили по улицам города. Семён рассказывал Любе о своём любимом поэте — Пушкине, читал его стихи. И больше не чувствовал себя стариком.
В начале 1945-го Гейченко позвонили из Петербурга и пригласили возглавить Пушкинский заповедник. Фашисты превратили Михайловское в руины, и музей предстояло восстанавливать из пепла в буквальном смысле слова. Но Гейченко не испугался. Он был рад вернуться к любимой работе. Выезжать требовалось немедленно. «А как же Люба?» — спрашивал себя Семён. И отвечал: «Я не имею права портить ей жизнь. Она молода, красива. Зачем ей безрукий калека почти на 20 лет старше?»
В Михайловском царила разруха. Немцы не пощадили память великого поэта, и даже могила Пушкина была заминирована. Гейченко поселился в бывшем немецком блиндаже, и с головой погрузился в работу. Вспоминать бездонные чёрные глаза он строго-настрого себе запретил. Но однажды утром вышел на улицу... и вновь обжёгся об этот взгляд! То было не мимолётное виденье: перед ним, в лёгком платье и с большим чемоданом в руках, стояла Люба Сулейманова. Не выдержав разлуки с любимым человеком, девушка приехала из Тбилиси в Михайловское.
Они поженились. Отсутствие комфорта не испугало Любовь Джалаловну. Ведь она была рядом с Семёном и хотела разделить с ним все трудности, во всём ему помогать. В 1950 году у супругов родилась дочь Татьяна. Постепенно стали отступать и трудности. Благодаря работе Семёна Степановича, Михайловское восставало из руин. И вот уже нет отбоя от экскурсантов. Гостей с улыбкой встречала Любовь Джалаловна, и угощала яблочным пирогом, приготовленным ею по рецепту бабушки Александра Пушкина.
Счастливый брак Семёна Степановича и Любови Сулеймановны продлился 46 лет. Они всё делали вместе. Жили, работали. Друзья и коллеги вспоминали, что, обращаясь друг к другу, супруги неизменно говорили: «душа моя». Потому что ощущали себя единым целым.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема