
«Я бы не смог выжить, если бы мою судьбу не разделила жена моя», —говорил легендарный учёный-пушкинист, директор Пушкинского Государственного заповедника, Семён Степанович Гейченко.
Семён Степанович вспоминал, как в 1944-м, вернувшись с фронта, смотрел на своё отражение в зеркале. Худой, в волосах — седина, под глазами — глубокие тени, левый рукав пиджака пустой. «Калека, старик» — горько усмехался Гейченко собственному отражению. Между тем, ему был всего сорок один год. Кажется, только вчера он, молодой и востребованный искусствовед, изобретатель новаторских форм музейной работы, водил экскурсии по Петергофским дворцам. Всё это было словно в другой жизни. А нынешняя жизнь Семёна Гейченко — два года лагеря за плечами, где он оказался по ложному обвинению в антисоветской деятельности. Потом — война. На фронте Семён получил тяжелое ранение, лишился руки и был демобилизован. И вот, теперь он в Тбилиси, в эвакуации. Нужно начинать жить заново, но как? «Голодный жаждет хлеба, бесприютный — крова, больной душой — любви и милосердия. Мне же нужно всё это, — писал Гейченко в то непростое для него время.
Тогда он ещё не знал, что совсем скоро встретит ту, которая даст ему и любовь, и милосердие, и заботу. Однажды в коридоре госпиталя, куда он устроился на работу помощником санитара, Семён столкнулся с молодой медсестрой. Хрупкая девушка подняла на него взгляд, и Семён утонул в её бездонных чёрных глазах. В голове зазвучали пушкинские строки: «Я помню чудное мгновенье / Передо мной явилась ты...»
Через несколько дней они случайно встретились в парке. Поздоровались, пошли рядом. Она сказала, что её зовут Люба Сулейманова. А потом они стали видеться после работы почти каждый день. Бродили по улицам города. Семён рассказывал Любе о своём любимом поэте — Пушкине, читал его стихи. И больше не чувствовал себя стариком.
В начале 1945-го Гейченко позвонили из Петербурга и пригласили возглавить Пушкинский заповедник. Фашисты превратили Михайловское в руины, и музей предстояло восстанавливать из пепла в буквальном смысле слова. Но Гейченко не испугался. Он был рад вернуться к любимой работе. Выезжать требовалось немедленно. «А как же Люба?» — спрашивал себя Семён. И отвечал: «Я не имею права портить ей жизнь. Она молода, красива. Зачем ей безрукий калека почти на 20 лет старше?»
В Михайловском царила разруха. Немцы не пощадили память великого поэта, и даже могила Пушкина была заминирована. Гейченко поселился в бывшем немецком блиндаже, и с головой погрузился в работу. Вспоминать бездонные чёрные глаза он строго-настрого себе запретил. Но однажды утром вышел на улицу... и вновь обжёгся об этот взгляд! То было не мимолётное виденье: перед ним, в лёгком платье и с большим чемоданом в руках, стояла Люба Сулейманова. Не выдержав разлуки с любимым человеком, девушка приехала из Тбилиси в Михайловское.
Они поженились. Отсутствие комфорта не испугало Любовь Джалаловну. Ведь она была рядом с Семёном и хотела разделить с ним все трудности, во всём ему помогать. В 1950 году у супругов родилась дочь Татьяна. Постепенно стали отступать и трудности. Благодаря работе Семёна Степановича, Михайловское восставало из руин. И вот уже нет отбоя от экскурсантов. Гостей с улыбкой встречала Любовь Джалаловна, и угощала яблочным пирогом, приготовленным ею по рецепту бабушки Александра Пушкина.
Счастливый брак Семёна Степановича и Любови Сулеймановны продлился 46 лет. Они всё делали вместе. Жили, работали. Друзья и коллеги вспоминали, что, обращаясь друг к другу, супруги неизменно говорили: «душа моя». Потому что ощущали себя единым целым.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема