«Когда вы в последний раз делились чем-то с нуждающимися?» Этот вопрос священника на недавней исповеди выбил меня из колеи. «Отдавать во славу Божию — это большая радость», — продолжил он.
Ответить сразу я не смогла, перебирала в памяти разные моменты, когда хотела подать милостыню, но все деньги были на карточке. «Зато у меня подключен ежемесячный автоплатеж в фонд», — хотела оправдать себя я.
Но потом задумалась, а совершенствует ли он, этот автоплатеж, мою душу?
Современные технологии значительно упростили нам жизнь: можно не ходить в магазин, а заказать курьерскую доставку, проводить все платежные операции, сидя дома на диване. Вот и благотворительность легко перенести в онлайн, подключив автоматический перевод денег с личного счета. С одной стороны, помогать финансами удаленно — доброе дело, его нужно продолжать. С другой — нет какого-то физического ощущения отдачи, дарения. Может быть, поэтому и радости нет? Да уж, святые отцы с такими проблемами точно не сталкивались...
Я поняла, что имел в виду священник, когда задал мне этот вопрос. Не про благотворительность вообще, а про то, делаю ли я добрые дела лично, от всего сердца. Когда мы что-то отдаем физически, уделяя время и внимание другому человеку, мы по-настоящему участвуем в процессе. В то же время мы растем духовно.
Возможно, сначала тяжело отдать даже десять рублей, но постепенно становится легче расстаться и с тысячей, если есть такая возможность. Замечаешь, что получаешь намного больше, чем отдаешь. Помогать можно не только деньгами, но и вещами.
Как минимум, практически у каждого из нас дома пылятся предметы, которые пригодились бы другим людям: например, пара обуви, которая стала мала, старая модель кнопочного телефона, кастрюля, которая оказалась слишком большой — но, может быть, именно о ней мечтает многодетная семья по соседству. Посмотрите вокруг, чем можете поделиться вы?
А как максимум — и еще лучше — купить и подарить человеку то, что ему нужно.
Добрые дела, которые совершаются во славу Божию и с Его именем на устах, никогда не останутся незамеченными Богом. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Все, что бы ты ни делал для брата, восходит к Владыке твоему, и Он, как бы Сам получив от тебя благодеяние, вознаграждает тебя за это». И награда — не богатство, выигрыш в лотерею или успех, а благодать, которую посылает Господь. «Отдавать во славу Божию — это большая радость» — будем стремиться к ней.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
19 мая. О духовном смысле праздника Жён-мироносиц
Сегодня 19 мая. Неделя жён-мироносиц.
О духовном смысле праздника, — протоиерей Игорь Филяновский.
Деяния святых апостолов
Деян., 16 зач., VI, 1-7.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя евангельское учение, ученики Спасителя всячески подчёркивали, что граница, существовавшая когда-то между евреями и прочими национальностями, разрушена. Об этом рассказывает нам и отрывок из шестой главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня во время Литургии в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Апостол Павел и прочие апостолы во время проповеди постоянно подчёркивали, что Церковь — новый избранный народ Божий — объединяет теперь всех людей. Вне зависимости от их национальной принадлежности. Но одно дело теория, а совсем другое — практика. И в прозвучавшем отрывке из книги Деяний святых апостолов мы видим, как проявляют себя прежние ветхозаветные представления.
В Иерусалимской Церкви случается скандал. Вдовы нееврейского происхождения начинают возмущаться, что им либо дают меньше, либо вообще не выдают с церковного склада полагающихся продуктов. Так проявляла себя национальная нетерпимость. Служители еврейского происхождения никак не могли изжить в себе прежнего, соответствовавшего ветхозаветным представлениям пренебрежения, испытываемого к представителям иных народов. Становится понятно, что в Иерусалимской общине древних христиан нет того единства, о котором так радостно рассуждал апостол Павел.
Первоначально Иерусалимская община христиан действительно стремилась жить в мире и единомыслии. Но люди, к сожалению, есть люди. И постепенно то там, то тут в христианском собрании стали проявлять себя человеческие недостатки. Кто-то стал утаивать имущество, не жертвуя положенное в общую копилку. Кто-то начал добиваться власти в церковном собрании. А вот христианки-вдовицы из язычников посчитали (скорее всего, обоснованно), что с точки зрения благотворительности им уделяется меньше внимания, чем вдовицам-еврейкам.
Услышав жалобы, апостолы решили не разбираться, кто прав, а кто виноват, а системно разрешить сложившуюся ситуацию. Для этого они предложили всем христианам, вне зависимости от национальной принадлежности, выбрать семь уважаемых мужчин, которые бы отныне взяли на себя все хозяйственные, финансовые и организационные вопросы. Избранных семерых назвали «диаконами», в переводе с греческого — «служителями».
Книга Деяний сохранила для нас имена древних семи диаконов: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Ти́мон, Парме́н, Николай Антиохиец. Относительно последнего диакона — Николая Антиохийца — прямо говорится, что он в прошлом был язычником. Возможно, к среде эллинистов принадлежали и некоторые другие диаконы. Апостолы своим выбором показали христианской общине, что ключевую роль играет не национальность человека, а его вера и готовность служить Церкви.
Но и это ещё не всё. Существует романтическое представление, что в древней Церкви дела обстояли лучше, чем в современном церковном собрании. В чём-то, возможно, да. А в чём-то и нет. Недостатков хватало всегда. Но дело не в них. А в том, как к мы ним относимся. Апостолы не стали мириться с несправедливостью и постарались её исправить с помощью деятельной любви и милосердия. С одной стороны, ученики Христовы не стали отгораживаться от возникших трудностей. А с другой — не пожелали применять жёсткий административный подход. Они избрали золотую середину. Вот и мы призваны поступать так же. Бороться именно с грехом, а не с людьми, помогая им и себе преодолевать совершённые ошибки. А вместе во Христе созидать Церковь Божию — наше утешение, отблеск Царства Небесного на земле.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»
В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же располагалась епархиальная канцелярия и жило несколько семей. В доме была теснота, у единственного водопроводного крана выстраивалась очередь. Владыка многим помогал. На архиерейской кухне готовился обед на большое количество человек. По свидетельству очевидцев, приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков и всех здесь кормили досыта. Сам владыка питался очень просто. Одевался тоже более чем скромно — всегда ходил в чинёных рясах. Секретарь епархии вел списки нуждающихся, и в конце каждого месяца по ним рассылались денежные переводы. Святитель учил свою паству тому, в чём сам был примером:
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
Все выпуски программы Слова Святых