Кино способно менять жизнь, преображая ее. Именно это случилось с Александром Алексеевичем Ханжонковым, когда, впервые побывав на киносеансе в 1905-м году, он, молодой казак, есаул, решил посвятить себя синематографу.
Будучи военным, участвовавшим в боях Русско-Японской войны и получившим на ней ранение, Александр Алексеевич вынужден был уйти в отставку. Данное событие позволило Александру Ханжонкову полностью окунуться в новое дело, которое началось с проката приобретаемых в Европе кинолент и развилось к 1907-му году до создания кинокартин собственного производства. Знаменитые экранизации, такие, как «Идиот», «Песнь про купца Калашникова» и другие, пользовались большим успехом. А за фильм «Оборона Севастополя», который посмотрел сам император Николай Второй, Александр Алексеевич был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени.
Как связаны знаменитые фабрика Госкино и киностудия Мосфильм с именем Ханжонкова? И какое участие принимал Александр Алексеевич в поддержке русской армии во время Первой мировой войны?
В 1905-м году на улице Дмитровской города Ростова-на-Дону долго пустовал маленький галантерейный магазинчик. Прохожие уже привыкли к его заколоченной досками двери. Но однажды доски исчезли, а на двери появилось объявление о том, что в бывшем магазинчике открывается... синематограф! На первый киносеанс народу собралось столько, что для присмотра городские власти прислали полицейских. В огромной очереди у билетной кассы стоял молодой казак, есаул Александр Ханжонков. Он никогда ещё не видел кино. Но брат, побывавший в Париже, в «иллюзионе» самих братьев Люмьер, рассказывал ему, что это удивительное зрелище. Получив заветный билет и кое-как устроившись в переполненном зале, Александр приготовился увидеть чудо. И оно действительно случилось. С экрана прямо на него на всех парах мчался поезд! Казалось, ещё секунда, и локомотив ворвётся прямо в зрительный зал. Впоследствии Александр Ханжонков так вспоминал об этом первом в своей жизни киносеансе: «Я вышел на улицу потрясённый. То, что я увидел, поразило и пленило меня». Щурясь на солнце после темноты кинозала, молодой донской есаул решил связать свою жизнь с кино. Александру Алексеевичу Ханжонкову суждено было стать пионером отечественного кинематографа.
Но тогда, в 1905-м, он был простым военным с весьма небольшим жалованьем и слабым здоровьем — сказывалось недавнее ранение, полученное во время Русско-Японской войны. Из-за этого ранения, буквально через несколько месяцев после памятного киносеанса, Ханжонков ушёл в отставку. Выходное пособие в 5 тысяч рублей оказалось очень кстати: на эти деньги Александр приобрёл киноаппарат и несколько копий зарубежных фильмов. Переехал в Москву, и в 1906 году открыл собственную кинопрокатную фирму: «Торговый дом Ханжонкова». Кинозалы тогда стали появляться как грибы после дождя, и Александр приобретал за границей киноновинки, а в Москве с большим успехом продавал. И всё же молодой человек мечтал о другом. В 1907 году Ханжонков сам начинает снимать кино. Все фильмы, которые демонстрировались на тот момент в России, были заграничного производства — в основном, французские и американские. Поэтому начинание Ханжонкова стало весьма смелым и новаторским шагом. Одними из первых плодов его труда стала экранизация лермонтовской «Песни о купце Калашникове» и картина по роману Достоевского «Идиот». По сути, Ханжонков первым направил кинематограф из плоскости сугубо развлекательной в более серьёзную. В своём киноателье на Тверской улице Ханжонков снял первую в истории отечественного кино полнометражную ленту «Оборона Севастополя» о событиях Крымской войны 1853-1856 годов. Масштабное патриотическое кинополотно потрясло самого императора Николая Второго, который лично посетил один из киносеансов. За этот труд царь наградил Александра Ханжонкова орденом Святого Станислава 2-й степени, который вручался за деятельность на пользу государства.
В 1912-м году Ханжонков открыл на улице Житной новый огромный съёмочный павильон с монтажной лабораторией, костюмерной, декорационным цехом. Это был настоящий киногородок, во многом превосходящий знаменитый Голливуд, который в то время только зарождался и был маленькой актёрской деревней. А на Триумфальной площади открылся кинотеатр «Пегас» — самый большой в Москве. Там в годы Первой мировой войны по личному распоряжению Ханжонкова устраивались благотворительные киносеансы в поддержку русской армии и работала школа сестёр милосердия. Вслед за Первой Мировой грянула Октябрьская революция. Она, по сути, отобрала у Ханжонкова всё. Большевики национализировали его Киноателье, студии, мастерские. Александр Алексеевич тяжело переживал вынужденный отход от дела всей своей жизни, хотя был уже совсем немолод и очень болен. Последние годы он провёл в нищете и забвении. Но утешался тем, что видел: его труд не пропал. Бывшие студии Ханжонкова стали сначала фабрикой Госкино, а затем — Мосфильмом. Отечественное кино, которому именно он, Александр Ханжонков, положил начало, продолжало жить. И это было для него самым большим счастьем.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Не раз уже было замечено, что в век изобретения обезболивающих, люди практически совершенно разучились терпеть. Причём уже не только боль, но и скуку, и самые разные неудобства. Но возможно ли говорить о положительной роли страданий? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 4.
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Для большинства людей вполне естественно избегать боли и страданий. Причём, так или иначе научившись побеждать боль физическую, люди пошли дальше и занялись болью душевной, начав борьбу с любыми проявлениями психологического дискомфорта. И действительно, если есть возможность обезболить, почему бы этого не сделать. Но существуют ли разумные границы у таких рассуждений? Ведь в итоге можно назвать болью любое неудобство и начать с ним бороться. Само по себе стремление к удобству неплохо, но если все и во всём будут делать только то, что им удобно и так, как им удобно, мир попросту рухнет. И он всё ещё стоит именно потому, что для большинства из нас есть вещи, которые важнее наших желаний. Собственно, только научившись терпеть и верно выбирать приоритеты, мы учимся достигать сложных, но по-настоящему важных целей.
Для христиан древности было совершенно очевидно, что постоянное стремление к удовольствию и комфорту создаёт вокруг человека иллюзорный мир, в котором разные желания начинают буквально разрывать человека на части. И, напротив, претерпевание страданий ради более высоких целей позволяет выстроить верную иерархию. Мы помним, что в Гефсиманском саду Христос молится о том, чтобы избежать грядущих страданий, но вместе с тем, Он также знает, что Ему необходимо войти в опыт человеческой смерти, чтобы изнутри разрушить её владычество. Однако как же нам сегодняшним воспринять совет апостола, если зачастую нас не гонят физически, а с телесной болью мы перестали мириться и употребляем обезболивающие? Неужели отказываться от них? Думаю, нет. Во-первых, потому, что далеко не все, испытывая боль, становятся лучше. Есть немало тех, для кого она становится универсальным оправдательным средством, которое, как будто бы позволяет вести себя, как угодно. Во-вторых, не менее, а часто и более плодотворными оказываются страдания нравственные. И уж в этой сфере важно не употреблять никаких обезболивающих средств, но разбираться с причинами и стараться их устранить. Кажется, смысл апостольского совета именно в этом. Он говорит: «Довольно, уже вы избегали всякого страдания и жили по своим похотям.... Господь ради Вас потерпел, потерпите теперь и вы ради того, чтобы Его замысел воплотился в мире. Прежде всего любите друг друга и одно это уже покроет множество грехов. Ищите не того, чтобы вам послужили, но, напротив, посильно служите друг другу каждый тем даром, который получили от Бога».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы дети не разлучались с родителями
5-летней Вале нравятся мандарины — они ароматные и сладкие, но главное их можно разделить на дольки и угостить всех, кого она любит. Ещё недавно у девочки не было такой возможности. Валя, её братья и сёстры находились вдалеке от дома и друг от друга — в разных социальных учреждениях. Маму лишили родительских прав, а папы на тот момент рядом не оказалось, поэтому пятерых детей отправили в приюты.
Чтобы вернуть ребят домой, их родному отцу было необходимо создать хорошие условия для проживания большой семьи. Поэтому он устроился на вторую работу, снял просторную квартиру в Тверской области и своими силами на последние сбережения начал в ней ремонт. Но он бы не решил все проблемы буквально за месяц, если бы на выручку ему не пришёл фонд «Ясное дело» и слушатели Радио ВЕРА. Общими усилиями удалось помочь многодетному отцу оперативно доделать ремонт, приобрести детскую мебель и вещи. Папа забрал ребят домой, и этот Новый год они встречали вместе — с ёлкой, подарками и мандаринами, которые маленькая Валя с радостью делила на всех.
Чтобы помощь, тем кто попал в беду, приходила вовремя, и дети не разлучались с родителями, фонд «Ясное дело» запустил проект «На стороне семьи». И сейчас в рамках него поддерживает семью из 4 человек. Сергей, Ирина, 9-летний Платон и 2-летняя Маша живут на съёмной квартире в Тверской области. Пока папа находится на работе, мальчик заботится о младшей сестрёнке и тяжелобольной маме. Она недавно перенесла инсульт и теперь с трудом встаёт с кровати. Семье необходима помощь в оплате аренды квартиры, реабилитации для Ирины и услуг сиделки. Со всеми этими расходами Сергею не справиться в одиночку.
Узнать полную историю семьи и помочь можно на сайте фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Молодежное служение в Церкви». Священник Сергий Старокадомский, иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, каким может быть молодежное служение в Церкви, каким оно было в 90-е годы прошлого века и как молодые люди могут найти себя в Церкви сегодня.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер