
Двадцать четвёртого февраля тысяча восемьсот восемьдесят первого года на заседании Пензенской городской думы наблюдалось необычайное волнение. Городской голова, Фёдор Егорович Швецов, представил на обозрение гласным (так тогда назывались депутаты) отчёт о продаже муки из общественного склада бедным жителям Пензы.
— Да вы же нас по миру пустите! — с возмущением выкатив глаза, говорил один из гласных, полный и важный купец Сергей Барсуков. — Вы же продаёте муку по ценам ниже рыночных! Бедняки и рады: скупают дешёвый хлеб, у вас уже убытки более шести тысяч рублей!
— Сергей Павлович, но ведь Вам прекрасно известно, что неурожай, и таким образом цены на муку чрезмерно завышены! — пытался его урезонить Фёдор Егорович.
— А мы тут причём? Разве наша вина в этих неблагоприятных обстоятельствах? Почему уважаемые купцы, гласные городской Думы, должны от них страдать?!
— Не переживайте, Сергей Павлович. Я принимаю все убытки целиком на свой счёт, — тихо и веско заявил Швецов. — И буду и далее сбавлять цену по мере надобности так, чтобы бедняки имели возможность покупать муку ниже базарных цен.
Тут поднялся невообразимый шум и гвалт; гласные повскакивали со своих мест и продолжили бурные дебаты по поводу некоммерческого, но милосердного поведения городского головы. В конце концов было принято постановление: выразить Швецову благодарность и «предоставить дальнейшее ведение этого дела его личному усмотрению».
Совестливость, справедливость и честность в делах Фёдора Егоровича Швецова были хорошо известны и принесли ему всеобщее признание не только гласных Думы, но и простых жителей Пензы. Для него недопустимым было спокойно наслаждаться преимуществами своего богатства, когда обездоленные терпят лишения: в том же тысяча восемьсот восьмидесятом году Швецов организовал комитет воспомоществования бедным жителям Пензы, который очень много сделал для реальной им помощи. Также Фёдор Егорович открыл на собственные средства дешёвую столовую для неимущих горожан.
Болело сердце Швецова и о никому ненужных стариках: первым спешил он на помощь Александровской богадельне, часто приезжал к её жителям, привозил им одежду, книги, подарки.
Швецов хорошо понимал необходимость народного образования. Его усилиями в городе были открыты начальное мужское и начальное женское училища. В тысяча восемьсот семьдесят девятом году он был избран директором Александринского детского приюта, на содержание которого ежегодно выделял тысячу двести рублей и полные комплекты одежды, обуви, учебной литературы для учащихся. В приюте обучались по программе среднего образования девочки-сироты разных сословий. Условия для содержания детей были прекрасными: в пристройке организовали рукодельную и мастерскую, имелась отдельная комната для игр, две просторные комнаты для классов, столовая на сто человек, кухня и прачечная, спальня, баня.
Но больше всего усилий Швецов вложил в создание ремесленной школы. К сожалению, она открылась только после смерти Фёдора Егоровича: шестого декабря тысяча восемьсот восемьдесят четвёртого года. В этой школе обучались токарному, слесарному, резному, башмачному, сапожному и портняжному ремеслу. Здесь получали образование преимущественно дети-сироты из беднейших семей города, которые через пять лет выпускались со званием мастера первого или второго разряда, что давало им возможность найти себе хорошую работу с приличным заработком.
Вскоре на втором этаже школы открылась домовая церковь Николая Чудотворца. Паркетный пол в храме и престол из кипарисового дерева смастерили сами воспитанники ремесленной школы.
Жители Пензы увековечили память благотворителя, назвав в его честь ремесленную школу и одну из улиц в родном городе. Сегодня в здании ремесленной школы Швецова находится Пензенский медицинский колледж.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер