Успение Пресвятой Богородицы — последний большой церковный праздник лета. Он посвящен воспоминанию смерти (успения) Божией Матери и Ее вознесению на Небо. С этого момента, как верит Церковь, Дева Мария постоянно молится на Небесах обо всех людях.
Успение празднуется в России 28 августа по новому стилю. Если вы приедете в Болгарию, то обнаружите, что эта православная страна живет по другому церковному календарю и Успение Богоматери отмечается там не 28, а 15-го августа. Болгары очень любят праздник Успения. В Болгарии имеется множество храмов и монастырей, которые посвящены Пресвятой Богоматери. А Мария — одно из самых популярных в Болгарии женских имен.
На Успение в болгарских храмах всегда много людей. Они приходят помолиться Богоматери о своих нуждах. Кроме того, в Болгарии существует обычай приносить на успенское богослужение испеченный дома хлеб. Успение почитается болгарами как время для сбора урожая пшеницы. Накануне праздника жители болгарских сел впервые сжинают некоторые количество колосьев, мелят из их зерен муку и пекут из нее хлеб. Этот хлеб из новой муки они и приносят в храм для освящения.
Празднику Успения всегда предшествует двухнедельный пост. Не все болгары его соблюдают, но все с удовольствием на Успение готовят традиционные блюда из мяса, чтобы разговеться и достойно встретить праздник.
Наиболее популярным успенским блюдом в Болгарии является «курбан». Болгария долгое время находилась под турецкой властью, а потому местная культура заимствовала множество восточных названий и традиций. Взять хотя бы «курбан». Это совершенно восточное блюдо, которое представляет собой запеченное на углях мясо молодого барана.
Еще одним знаменитым угощением в день Успения в Болгарии считается суп «курбан чорба». Его также делают из баранины. Но не из мяса, а из внутренностей животного. Их предварительно обжаривают, добавляют в них помидоры и специи, затем к мясу подмешивается рис. Все это потом высыпается в особым образом сваренный мясной бульон. Завершается приготовление курбан чорбы тем, что уже в готовый суп выливается взбитое яйцо. Также обязательно добавляются приправы и зелень: красный перец, петрушка, мята и уксус.
Курбан и курбан чорба — невероятно вкусные болгарские блюда. Особенно вкусными они кажутся, если перед Успением соблюдаешь двухнедельный пост и воздерживаешься от всего мясного и молочного.
Кстати, если вы окажетесь в Болгарии в день Успения, то у вас будет шанс попробовать курбан и курбан чорбу совершенно бесплатно. Дело в том, что многие храмы и монастыри по окончании праздничного богослужения всех пришедших на службу потчуют этими блюдами во славу Божию. Вот так щедро и вкусно отмечает Болгария Успение Богоматери.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова