
Думаю, что многое у меня в жизни не получалось потому, что свои желания считала единственно верными. Придя в храм, я скоро поняла, что жить можно и нужно только по воле Божией.
Свой церковный путь я начала, к сожалению, уже не очень молодой. Но ещё не переставшей мечтать о семейном счастье. Почти сразу подруга обратила моё внимание в храме на высокого мужчину. Худющий, с длинной бородой, которая внизу разделялась надвое, он производил впечатление древнего анахорета.
— Вдовец, — заговорчески сообщила она. — Живёт с пожилой мамой и сыном-подростком.
Скоро я поняла, что на него имела виды одна прихожанка, которая окружила его «сестринской» заботой. Меня с моей нецерковной внешностью — одна суперкороткая стрижка чего стоила! — она, продвинутая певчая, за соперницу не восприняла. Но, оказалось, зря.
Хотя я и не лезла. Не из-за неё. Была причина поважнее. К моменту, когда мы начали общаться, я уже знала, что этот мужчина хочет быть священником. А для вдовца священство возможно только после принятия монашества. Второй брак исключён. Я не позволяла себе и думать о нём как о женихе. У человека высокая цель. И тут я со своей любовью?
Да, признаюсь, я влюбилась... Внутренний конфликт рос и рос. Причём, видела, что у обоих. И скоро наши совместные паломничества обрели конкретную цель. Понять волю Божию о нас, грешных.
Сначала мы побывали у известного прозорливостью отца Николая Гурьянова на острове Залита. Тот в своей иносказательной манере вроде бы конкретно так ни на что и не благословил. Но нам самим всё стало ясно. На обратном пути в Москву через Питер у нас случился первый робкий поцелуй в Летнем саду, первая бурная ссора и... признание в любви.
Но сомнения всё равно остались. Поэтому было ещё несколько благословений. Сначала с решением сыграть свадьбу мы пришли к моему духовнику. Он мне прямо сказал, чтобы я не радовалась раньше времени. Потому что мой любимый не женится, пока не побывает у архимандрита Наума.
Ох... Трепеща, мы поехали в Лавру к строгому старцу, про которого говорили, что он всех отправляет в монастырь. И — получили нечаемое разрешение на венчание. А потом ещё мой избранник неожиданно улышал слова «Благослови, Господи, раба Твоего на брак!» от любимого нами опытного батюшки, который не знал о наших метаниях.
В общем, всё! Борьба между «хочу» и «нельзя» счастливо завершилась! Можно! 26 лет назад Великий пост прошёл в подготовке к Светлой Пасхе Христовой и к нашему венчанию. На Красную горку мы стали мужем и женой.
Я твёрдо знаю, что самое главное при принятии решений — довериться Господу. Его воле. Он непременно устроит всё лучшим образом и для спасения души, и для нашего земного счастья.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема