
Фото: Murat Ts. / Unsplash
На берегу реки Костромы расположился старинный Ипатьевский монастырь. По преданию, в 1330 году его основал татарский вельможа Чет, основоположник знаменитого рода Годуновых. Вельможа заболел, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите и остановился для отдыха на берегу в устье реки Костромы. Во сне больному явилась Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. После этого явления Чет исцелился, принял крещение с именем Захария, а на месте случившегося чуда основал мужской монастырь. Обитель получила название в честь священномученика Ипатия, который жил на рубеже III-IV веков.
Современные историки ставят под сомнение легенду о татарском вельможе и склоняются к другим версиям основания монастыря. По одной из них обитель была основана костромским боярином Захарием Зерно, предком Годуновых, по другой — заложена новгородцами в XIII веке. Несомненным остаётся тот факт, что с XIV века в Ипатьевском монастыре хоронили предков Годуновых, которые считали это место своей родовой вотчиной. Долгие годы они жертвовали средства на содержание обители. Благодаря службе царю Иоанну Грозному род Годуновых возвысился: бояре стали приращивать новые земли к своим костромским владениям и, конечно же, не забывали о монастыре. В 1560 году в обители построили каменный собор Живоначальной Троицы, а в конце XVI века возвели крепостные стены.
После смерти царя Бориса Годунова в 1605 году Россия погрузилась в период Смутного времени, а монастырь превратился в обороняемую крепость. В 1608 году обитель была захвачена войском Лжедмитрия II — самозванца, претендовавшего на русский престол. Он называл себя Дмитрием Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного. Народному ополчению удалось освободить монастырь лишь в 1609 году, после нескольких месяцев осады.
Спустя четыре года в этих же стенах произошло значимое историческое событие, завершившее Смуту. На русский престол был призван 16-летний боярин Михаил Фёдорович Романов. С 1612 года он жил в Ипатьевском монастыре с матерью, инокиней Марфой. Михаил согласился стать царём, и Россией начала править новая династия. В память об этих событиях монастырь стали называть «Колыбелью рода Романовых».
Впоследствии, обитель стала местом особого почитания для членов новой монаршей фамилии. При царе Михаиле Фёдоровиче был заново отстроен Троицкий собор и крепостные стены, пострадавшие от обстрелов в Смутное время. В следующий раз монастырь отреставрировал и частично перестроил известный архитектор Константин Тон в 1835 году по указу императора Николая I.
Особое внимание было уделено Ипатьевскому монастырю в 1913 году во время торжеств, приуроченных к 300-летнему юбилею династии Романовых. Тогда храмы обители были вновь отреставрированы к приезду императора Николая II. 19-го мая в Костроме звучал торжественный колокольный звон и гремели орудийные салюты. Государь побывал на праздничной Литургии и в палатах бояр Романовых, где хранились исторические реликвии, посвященные призванию его предка на царство. Однако это посещение монастыря оказалось последним для императора.
В 1918 году Николай II с семьёй был убит в одноимённом Ипатьевском доме в Екатеринбурге. А в 1919 году большевики закрыли монастырь, ставший за годы существования символом монаршей власти. Вновь Литургию в обители отслужили лишь в 1992 году. Сейчас монастырь вновь отреставрирован и открыт для посещения, где каждый может помолиться у старинных святынь и взглянуть на стены, которые помнят одни из самых судьбоносных страниц истории.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица