Когда-то я хотел стать священником. Мне нравилось всё связанное с церковью: пение, богослужение, облачения. Воспринимал всё через эстетику, очень поверхностным взглядом. Однако, взрослея, я задумался на тему служения. Задавал себе вопросы: разве только одни батюшки служат? А что же тогда делают остальные, просто молятся?
Эти вопросы зрели во мне, но я никак не мог найти на них ответ. Нужен был пример служения вне церковных стен. Оказалось, он был у меня под носом.
Как-то раз приехала к нам в город группа паломников. Они хотели не только помолиться, но ещё и пообщаться со старожилами наших приходов. Так получилось, что я их сопровождал. Они пригласили на встречу матушку Ольгу, вдову священника, которого я не застал.
Группа приготовила трапезу, чай. Пришла наша гостья. Так ее образ и стоит перед глазами: скромная дама, именно дама, с подчеркнутой интеллигентностью, в шляпке, в светлой праздничной одежде. Паломники спрашивали про её супруга, как они вместе жили, какие сложности проходили. Он был музыкантом, но потом оставил в советские годы филармонию, принял сан. Тогда было скандалом, если интеллигентные люди связывали себя с церковью. Но мне здесь было всё понятно: был призыв к служению — стал священником.
Зацепил другой факт. Матушка, сказала, что почувствовала в себе желание служить Богу. Тут-то я и навострил уши. И она ответила на этот зов тем, что решила пойти работать санитаркой в реанимацию. Там она мыла полы, убирала за больными, но самым главным для нее было то что она могла их провожать в последний путь. Утешала тех, кто умирал, испытывал страх, одиночество. И молилась за каждого из умерших. Это была её помощь людям и своего рода аскеза, духовное делание, чтобы учиться проявлять милосердие, сострадание, любовь. Это и было служением, без жертвенника, облачений, пения, а только одной молитвой и словом, обращённым к нуждающемуся.
Меня очень вдохновляла эта история. Она всё время меня ободряла, когда я работал в больнице вместо армии. Когда уставал, когда хотелось роптать на нелёгкую долю, я вспоминал ту историю матушки Ольги. И знал, что её служение должно быть для меня примером.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Однажды, во время посещения монастырей святой горы Афон, мне посчастливилось несколько дней пожить в Великой Лавре — основанной преподобным Афанасием Афонским в 10-м веке. Каково же было моё изумление, когда в древней трапезной, изысканно расписанной фресками, я вдруг увидел целую галерею — не поверите! — языческих философов! Они были рядом с ветхозаветными пророками, написаны в одном стиле, очень красиво, с любовью — правда, без нимбов. Каким образом эти мыслители попали в один из самых строгих афонских монастырей — мы поймём, послушав отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который сегодня читается в православных храмах за богослужением.
Глава 2.
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Обращаясь к общине Рима, которая состояла как из бывших иудеев, так и из язычников, апостол Павел разрешает глубоко сидевшую у многих этическую проблему: как примирить нахождение в единой Церкви Христа тех, кто всю жизнь был верен Истинному Богу — и тех, кто об этом Боге не имел ни малейшего представления? Как можно за одну парту посадить первоклашку, не умеющего ни писать, ни читать — и ученика выпускного класса? А ведь именно так себя и воспринимали иудеи — духовной элитой, Самим Богом избранным народом, который на порядок выше любых других народов.
Апостол предлагает посмотреть на эту ситуацию вполне в русле греко-римской традиции: внутри любого человека — вне зависимости от его религиозной принадлежности — есть «естественный закон», определённые принципы и правила, которые не навязаны ему извне, но близки, понятны, органичны. Нарушая эти законы, человек прежде всего предаёт сам себя, причиняет боль и зло самому себе. Обратим внимание: греческое слово «закон» — «Номос» — имеет исходно два варианта ударения: «νόμος», приобретшее в конечном счёте значение закона, первоначально означало обычай, привычку, обыкновение, порядок в распределении земель; а «νομός» — надел, пастбище, поле, достававшиеся по определённому распределению. Другими словами, это то, что принадлежит по праву, что является своим. Νομός — состояние общины, позже — любого человека, который состоялся, стал само-стоятелен. Поэтому «автономность» правильнее переводить не как «сам-себе-закон», а именно как «самостоятельность».
Закон — не есть нечто «противоестественное»: да, у каждого внутри — свой закон, свои принципы и установки — но поскольку человеческая природа едина, то и эти «закончики» очень и очень близки. Но эти законы — не абсолютны: как и в обычном законодательстве, есть закон — а есть «правоприменительная практика», есть «истолкование» — которое нередко может буквально перевернуть смысл самого закона. Таким «толковником» у нас выступает наш ум — который зачастую оказывается заложником подпорченного сердца и становится вынужден находить всякие «лазейки», чтобы как можно убедительнее «перетолковать» принципы — неудобные, мешающие исполнению нашей воли.
Именно здесь и пролегает граница между Богодухновенной и естественной религиями: истинная вера помогает своим авторитетом не поддаться соблазну «перетолкования», поскольку внеположена по отношению к человеку, её источник — не сам человек, а Бог. А вот языческая вера, не имея абсолютной опоры на Единого и Истинного Бога, напротив, допускает безграничное число этих «толкований». Заметим, что в этом множестве не может не быть, в том числе, и правильных, верных — очень схожих с теми утверждениями, которые имели место в религии Откровения.
Вот почему, дорогие друзья, так важно в жизни иметь опору на Божественные Писания — которые всегда помогут нам не поддаваться соблазну слишком сильно поверить в наши собственные «перетолкования», а всё же оставаться достаточно близко к изначальным, исходным смыслам Божественного Закона — только который и позволяет человеку состояться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Второе воскресенье по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, в которое празднуется память Всех святых и Рождество Иоанна Крестителя, а также о днях памяти Тихвинской иконы Богородицы, святых благоверных князей Петра и Февронии, первоверховных апостолов Петра и Павла и собора 12-ти апостолов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Психопатия, врожденные расстройства личности». Наталья Инина
У нас в студии была христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о том, что скрывается за термином «психопатия», как врожденные особенности и расстройства личности влияют на духовную жизнь и как выстраивать отношения с таким человеком.
Ведущие: Анна Леонтьева, Елена Писарева
Все выпуски программы Вера и психология