
Во время Отечественной войны 1812-ого года городским головой Москвы был Алексей Куманин. Он вступил в эту должность за год до вторжения в Россию Наполеона. И решил множество проблем и вопросов, с которыми до него не сталкивался ни один градоначальник. Благодаря Куманину во время войны и после неё Москва оказалась на высоте.
Алексей Алексеевич перебрался в Белокаменную из Переславля-Залесского. Куманин занимался торговлей, но понимая, что как купец он успешней всего реализуется в Москве, переехал туда вместе с семьёй. Свой первый успех в делах он отметил тем, что на свои деньги построил на родине придел приходской церкви в честь святого князя Андрея Смоленского. А в 1806-ом году пожертвовал крупную сумму на развитие первой в России торговой школы для купеческих детей — московской Практической академии коммерческих наук.
В 1811-ом Алексея Алексеевича избрали городским головой. В «Положении об общественном управлении Москвы» об этой должности было записано: «Городской голова есть главный уполномоченный от всего городского общества, а потому на нём главнейшая лежит обязанность заботиться о пользах и нуждах общественных». Куманин следовал этому параграфу так, что москвичи поняли: им повезло. Ещё до войны Алексей Алексеевич собрал деньги на сооружение памятника Минину и Пожарскому на Красной площади, и впервые в истории Москвы её маленьких жителей стали прививать от оспы.
Когда в Первопрестольной получили известие о том, что войска Бонапарта вторглись на территорию Российской империи, Куманин вошёл в состав Комитета московского ополчения. 15-ого июня 1812-ого года дворянство и купечество ожидало в Слободском дворце приезда российского императора Александра Первого. А пока ждали, начали сбор средств на военные нужды. Первые деньги поступили от Куманина. Из своего капитала в сто тысяч рублей он пожертвовал пятьдесят тысяч со словами: «Мне дал их Бог, а я отдаю Отечеству». Лев Толстой описал этот случай в романе «Война и мир».
Труднейшие для Москвы месяцы — июль и август 12-ого года. Алексей Алексеевич наладил тогда в домах горожан выпечку хлеба для русской армии. Когда стало ясно, что Москву придётся отдать французам, Куманин организовал эвакуацию учреждений и документов. А после изгнания Наполеона Алексей Алексеевич взялся за восстановление разграбленного и сожжённого неприятелем города. Большая часть храмов, жилых домов, магазинов сгорела. Площади и улицы были завалены телами погибших. Самые первые — необходимые и неотложные меры для того, чтобы москвичи могли сносно жить — предпринял именно Куманин. Особое внимание он уделил восстановлению пострадавших церквей и строительству новых. На собственные средства Алексей Алексеевич возвёл Князь-Андреевский храм на Котловке.
Сыновья Куманина пошли по стопам отца и тоже занимались благотворительностью. Вносили сотни тысяч рублей на развитие коммерческих училищ, открывали библиотеки, школы для детей бедняков, бесплатные больницы, много жертвовали на храмы. Например, Троицкий собор на территории Свято-Данилова монастыря в Москве возводился в том числе и на деньги семьи Куманиных. А самым бесценным даром братьев городу стало восстановление храма иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Куманины-младшие старались не уронить чести своей фамилии и быть достойными памяти отца — народного жертвователя, как его называли, имя которого было высечено на мраморных досках храма Христа Спасителя.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.