
Благотворитель из города Егорьевска Рязанской губернии Михаил Бардыгин добрые дела совершал легко и охотно. К этому его с детства приучал отец, который, даже умирая, думал не о себе, а о людях и просил сына открыть в городе техническое училище и закончить обустройство Свято-Троицкого монастыря. Михаил и этот наказ выполнил, и всю жизнь помогал людям, благо владел огромным бизнесом — ткацкими и красильными фабриками.
Бардыгин-старший, 29 лет занимавший пост городского головы, делал для Егорьевска так много, что старики говорили: «Помрёт Никифор Михайлович, помрёт и наш город». Слыша эти сетования, младший Бардыгин писал в дневнике: «Да, поглядишь на все дела папаши и видишь, что лишь там и делается дело, где человек жертвует всем собою». В память об отце сын закончил строительные работы монастырского Троицкого храма. Подарил ему пять колоколов, башенные часы с курантами. И приступил к возведению механико-электротехнического училища.
Первый взнос Михаила Бардыгина на строительство был огромным — 200 000 рублей. В день закладки здания училища председатель Совета Министров Пётр Столыпин прислал в Егорьевск телеграмму следующего содержания: «Желаю процветания новому полезному рассаднику просвещения, а местным деятелям — бодрости и энергии на благо нашей любимой России».
Училище открыли в 1910-ом году. Мальчики обучались здесь пять лет. Программа была обширной: в неё входили слесарное дело, токарное, литейное и такой предмет, как электротехника. Бардыгин стал пожизненным попечителем своего детища. От предложения городских властей дать ему своё имя благотворитель отказался и без лишней помпы продолжал развивать училище: закупал за границей технику — паровую машину, динамо-машину, дизельный двигатель, построил общежитие для ребят и дом для преподавателей. Осушил болото напротив учебного заведения и возвёл на участке Ботанический сад. А первого директора училища командировал в Германию перенимать опыт западных специалистов.
Сторонник здорового образа жизни — а в детстве Михаил Никифорович много болел — он активно занимался спортом и приучал к нему егорьевцев. Создал гимнастическое общество под названием «Сокол» и футбольную команду «Бардыгинцы». При своей фабрике промышленник открыл публичную библиотеку и организовал музей русской старины. В нём насчитывалось две тысячи предметов: иконы, фарфор, оружие, одежда. Коллекция была бесценной.
В свой музей Михаил Никифорович посетителей пускал бесплатно, а в 1915-ом году подарил его городу. Но продолжал пополнять фонды, финансировал строительство отдельного здания, проект которого заказал знаменитому архитектору Щусеву. Стройку начали, но закончить не успели — грянула революция. Она помешала и возведению Бардыгина в потомственное дворянство за выдающуюся благотворительную деятельность. Оформление документов закончилось 25-ого октября 1917-ого года — в день, когда свершился большевистский переворот.
Николай Никифорович с семьёй эмигрировал во Францию, оставив по себе на Родине самую добрую память. Сохранились его дневники. В одном из них была такая запись: «Народ на честного фабриканта глядит как на своего кормильца. Пожар, увечье, хворь, старость — сколько народа они посылают с сумою? Кому, как ни капиталисту помочь им?»
Все выпуски программы Имена милосердия
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.