
Фото: Stratiya Stratiev / Unsplash
Афон — древнейшее и единственное православное монашеское государство в мире. Несмотря на то, что Афон входит в состав греческого государства, законодательство Греции на него фактически не распространяется. Еще в 20-х годах 20 века, то есть сразу после освобождения от турецкого владычества, греческие власти предоставили Афону его уникальный статус и закрепили этот статус в Конституции страны. Согласно ей вся власть на Афоне сконцентрирована в руках населяющих его монахов. Государство на территории Святой горы выполняет лишь роль наблюдателя. Оно, это наблюдение, осуществляется при помощи губернатора, которого государство назначает.
Губернатор Афона — это светское лицо, в том смысле, что он не имеет священного сана. Но по сложившейся традиции губернатора Святой горы власти назначают из числа профессоров богословского факультета Фессалоникийского университета. Таким образом, губернатор Афона имеет отношение и к богословию, и к Церкви. В сфере ответственности губернатора на Святой горе относятся таможня, отдел регистрации иностранных граждан, полиция и почта. То есть губернатор фактически следит за соблюдением порядка и спокойствия на территории Афона.
Реальная власть над Святой горой, повторюсь, находится в руках у населяющих ее монахов. Понятно, что для удобства управления Афоном его обитателями были со временем созданы и устав Святой горы, и органы управления монашеской республикой. Да, Афон фактически является республикой, поскольку у него нет единоличного правителя, а имеющиеся институты управления включают представителей от всех монастырей Святой горы.
Итак, высшим законодательным и судебным органом управления Афоном является Чрезвычайное двадцатичленное собрание. Согласно уставу Святой горы на территории Афона может иметься только двадцать монастырей. Все они, за редким исключением, являются греческими. Каждый из двадцати монастырей имеет своего игумена, то есть начальника. Упомянутое Двадцатичисленное собрание называется так, потому что в него входят игумены двадцати афонских обителей. Заседания собрания проходят два раза в год и на них обсуждаются наиболее важные вопросы из жизни Святой горы.
Практическое управление Святой горой возложено монахами на Святой Кинот. Это особый орган, состоящий из двадцати человек, также представителей двадцати афонских монастырей. Святой Кинот является как бы правительством Афона, но решает только крупные вопросы и заседает не чаще 2-3 раз в неделю. Ежедневный контроль за жизнью Святой горы и в особенности за ситуацией в его столице, Карее (не путать — с Кореей) осуществляется Эпистасией, особой надзорной службой.
Эпистасия следит за поведением и благочестием жителей Афона. Эпистасия состоит из пяти монахов, представителей монастырей. Двадцать афонских монастырей разбиты на так называемые «четверицы», группы по пять монастырей в каждой. Каждая из четвериц ежегодно посылает своих представителей для работы в Эпистасии. Каждый из пяти монахов, членов эпистасии имеет часть особой афонской печати. Когда Эпистасией принимается какой-то документ, он считается легитимным, если под ним стоит печать Святой горы. Для того, чтобы печать появилась, нужно чтобы каждый из членов Эпистасии поставил на листе свою часть печати. Таким образом, каждое важное решение на Афоне принимает коллективным методом. И без учета позиции конкретного монастыря никакой важный вопрос не решается.
Все выпуски программы Вселенная православия
Ипатьевский монастырь

Фото: Murat Ts. / Unsplash
На берегу реки Костромы расположился старинный Ипатьевский монастырь. По преданию, в 1330 году его основал татарский вельможа Чет, основоположник знаменитого рода Годуновых. Вельможа заболел, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите и остановился для отдыха на берегу в устье реки Костромы. Во сне больному явилась Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. После этого явления Чет исцелился, принял крещение с именем Захария, а на месте случившегося чуда основал мужской монастырь. Обитель получила название в честь священномученика Ипатия, который жил на рубеже III-IV веков.
Современные историки ставят под сомнение легенду о татарском вельможе и склоняются к другим версиям основания монастыря. По одной из них обитель была основана костромским боярином Захарием Зерно, предком Годуновых, по другой — заложена новгородцами в XIII веке. Несомненным остаётся тот факт, что с XIV века в Ипатьевском монастыре хоронили предков Годуновых, которые считали это место своей родовой вотчиной. Долгие годы они жертвовали средства на содержание обители. Благодаря службе царю Иоанну Грозному род Годуновых возвысился: бояре стали приращивать новые земли к своим костромским владениям и, конечно же, не забывали о монастыре. В 1560 году в обители построили каменный собор Живоначальной Троицы, а в конце XVI века возвели крепостные стены.
После смерти царя Бориса Годунова в 1605 году Россия погрузилась в период Смутного времени, а монастырь превратился в обороняемую крепость. В 1608 году обитель была захвачена войском Лжедмитрия II — самозванца, претендовавшего на русский престол. Он называл себя Дмитрием Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного. Народному ополчению удалось освободить монастырь лишь в 1609 году, после нескольких месяцев осады.
Спустя четыре года в этих же стенах произошло значимое историческое событие, завершившее Смуту. На русский престол был призван 16-летний боярин Михаил Фёдорович Романов. С 1612 года он жил в Ипатьевском монастыре с матерью, инокиней Марфой. Михаил согласился стать царём, и Россией начала править новая династия. В память об этих событиях монастырь стали называть «Колыбелью рода Романовых».
Впоследствии, обитель стала местом особого почитания для членов новой монаршей фамилии. При царе Михаиле Фёдоровиче был заново отстроен Троицкий собор и крепостные стены, пострадавшие от обстрелов в Смутное время. В следующий раз монастырь отреставрировал и частично перестроил известный архитектор Константин Тон в 1835 году по указу императора Николая I.
Особое внимание было уделено Ипатьевскому монастырю в 1913 году во время торжеств, приуроченных к 300-летнему юбилею династии Романовых. Тогда храмы обители были вновь отреставрированы к приезду императора Николая II. 19-го мая в Костроме звучал торжественный колокольный звон и гремели орудийные салюты. Государь побывал на праздничной Литургии и в палатах бояр Романовых, где хранились исторические реликвии, посвященные призванию его предка на царство. Однако это посещение монастыря оказалось последним для императора.
В 1918 году Николай II с семьёй был убит в одноимённом Ипатьевском доме в Екатеринбурге. А в 1919 году большевики закрыли монастырь, ставший за годы существования символом монаршей власти. Вновь Литургию в обители отслужили лишь в 1992 году. Сейчас монастырь вновь отреставрирован и открыт для посещения, где каждый может помолиться у старинных святынь и взглянуть на стены, которые помнят одни из самых судьбоносных страниц истории.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 116. Богослужебные чтения

Можно ли радоваться в одиночку? В принципе, можно. Но всё же лучше разделить радость с кем-то, кто твой дар примет с благодарностью и подарит что-то в ответ. Примерно таким чувством проникнут псалом 116-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 116.
1 Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена;
2 ибо велика милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовек. Аллилуия.
Не удивляйтесь. Это не проблема с записью. Просто псалом 116-й очень короткий. Наверное, самый короткий из всех псалмов. Дело в том, что данное библейское произведение во времена ветхозаветного богослужения никогда не звучало отдельно. Псалом 116-й является торжественным окончанием для двух других псалмов, которые в древности пелись вместе. Это псалмы 114-й и 115-й. Оба они являются чрезвычайно торжественными, радостными, прославляющими величие Божие. Но всё же преимущественно по отношению к бытию народа Израильского.
А вот псалом 116-й говорит об общей радости. Вернее так — приглашает присоединиться к почитанию Бога истинного иные народы. И мы видим, на самом деле, поразительную вещь. Ведь нам кажется, что Ветхий Завет — это преимущественно про национальную и религиозную самоизоляцию древних евреев. Да, ряд ограничений действительно существовал и соблюдался со всей строгостью. Но уж точно не по какой-то, простите, сектантской причине.
Существовало вполне реальное опасение, что если открыться для иных народов, то и они ничему не научатся, и сами иудеи истинную веру утратят. Однако в псалме 116-м мы чувствуем поразительный энтузиазм, который имел всё же пророческий характер. А именно — автор псалма (непонятно — Давид ли это или нет) предсказывает, что произойдёт, когда в мир придёт Христос Спаситель. С пришествием Мессии ветхозаветные ограничения были упразднены. Господь Иисус прямо указывал апостолам — идти и проповедовать всем народам.
И то, что было не под силу людям, оказалось под силу Богу. Вдохновлённые благодатью Святого Духа апостолы смогли сохранить гармоничный баланс — и многих других людей в Церковь привести, и самой Церкви этим не навредить. Будем же просить у Бога милости и мудрости, чтобы поступать так же. Исполнять правду Божию, помогать людям найти веру, но и самим веру не утратить, духовной связи с Господом не потерять.
Псалом 116. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 116. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 116. На струнах Псалтири
1 Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена;
2 ибо велика милость Его к нам, и истина Господня [пребывает] вовек. Аллилуия.