Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

Поделиться Поделиться

Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Если открыть старые европейские карты, то можно обнаружить существенную разницу между тем, как принято было изображать мир во времена Средневековья и тем, как его изображают сегодня. Современная мировая карта представляет собой разрезанный на две половины земной шар без какого-то видимого центра. В эпоху Средневековья центром мира считался Иерусалим. И именно христианам этого города адресовал своё послание к Евреям апостол Павел. Отрывок из 1-й и 2-й глав данного послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 1.

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;

11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Глава 2.

1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него

Итак, в древности у мира имелся чётко обозначенный центр. Им был Иерусалим, город в котором, наряду с прочими городами Палестины, проповедовал и совершал чудеса Сын Божий Иисус Христос и где Он принёс Себя в жертву за весь человеческий род. Иерусалим имеет важное значение не только для христиан. Священным местом для своей цивилизации его считают и иудеи. Начиная с первого века в Иерусалиме христианская и иудейская культуры непосредственно соседствуют друг с другом. И не всегда это соседство, к сожалению, является мирным.

Как повествует Библия, уже в первом веке христиане стали подвергаться притеснениям со стороны иудеев. Евреев-христиан их соплеменники, Спасителя не принявшие, всеми возможными способами принуждали вернуться к вере предков. Апогеем гонений на христиан Палестины со стороны иудеев стало убийство святого Иакова, первого главы христианской Церкви Иерусалима, произошедшее в 62-м году первого века.

После гибели святого Иакова иерусалимские христиане пришли в смятение, в страхе за свою жизнь некоторые из них стали возвращаться в иудаизм. Предотвратить распад Иерусалимской Церкви постарался апостол Павел, направивший христианам Палестины обширное послание, названное посланием к Евреям. Отрывок из него мы только что слышали.

В Послании к евреям-христианам, жившим в Иерусалиме и других регионах Палестины, апостол Павел проявляет всё своё красноречие для того, чтобы аргументировано доказать одну вещь — Иисус Христос есть Сын Божий, Спаситель-Мессия, пришествие Которого еврейский народ ожидал в течение долгих веков. Православные христиане в этом ничуть не сомневаются, в отличие от многих представителей еврейского народа, полагающих, что Мессия (Мошиах — по-еврейски) пока ещё не пришёл.

Иудеи первого века, Христа не принявшие, мыслили именно так и пытались в этом уверить своих соплеменников христиан. Якобы они ошиблись, приняв Иисуса за Спасителя. Апостол Павел в Послании к евреям призывает христиан Палестины не поддаваться данным уговорам и приводит множество доказательств из Ветхозаветной части Библии, показывая, как в личности Христа сбылись предсказания святых пророков древнего Израиля.

В прозвучавшем отрывке апостол Павел, в частности, цитирует псалмы сто первый и сто девятый царя и пророка Давида, в которых говорится о величии Мессии и особенностях его служения. Павел, основываясь на тексте псалмов, прямо утверждает, что Иисус не просто проповедник или пророк, но Сын Божий, во всём равный Богу Отцу. Христос в величии Своём выше всех ангелов, Он в составе Святой Троицы творил мир и человека, Он является истинным Царём вселенной.

Апостол Павел предупреждает своих первых читателей, что если Бог наказывал их предков за непослушание в адрес ангелов и пророков, то сугубая кара ждёт тех, кто отказывается принять Христа. Не потому, что Господь мстит за неверие, а потому что люди сами отдаляют себя от благодати Божией. Пророчество Павла сбылось — древний Иерусалим оказался разрушен, а еврейский народ долгое время был народом гонимым. Христианство же благодаря деятельности апостола Павла и, в том числе его Посланию к евреям, укрепилось в Палестине, в результате чего Иерусалимская Церковь продолжает существовать и в наши дни.

Но не стоит думать, что духовная жизнь предполагает какие-либо автоматические гарантии и может быть сведена до уровня бесчувственного совершения каких-либо обрядов и традиций. Богу от нас нужны прежде всего сердце милостивое, совесть чистая, вера искренняя и настоящее смирение, состоящее в том, чтобы помнить о своём бессилии и надеяться на милость Христову. Если мы будем жить, таким образом уповая на Бога, то будем им хранимы и оберегаемы!

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем