
Тем утром я, как обычно, встал на молитву. Прочел Евангелие. Попалась притча о милосердном самарянине. Где израненный и измождённый человек лежал у дороги, но ему никто не помогал: ни священник, ни левит, которые проходили мимо. Помог только милосердный самарянин. Он перевязал раны и отвёз человека за свои деньги в гостиницу. Основная мысль этой притчи для меня: понять, кто есть ближний для человека.
Прочитал и поехал по своим делам. Встретились с другом. Пообщались. Уже собирались разъезжаться по домам. Шли к метро. Моросил дождь. И вдруг увидели человека, который лежал возле стен Данилова монастыря на холодной плитке, подложив руку под голову. Видно было, что человек этот пьян, просто спит. Видимо, бездомный.
В Москве сотни таких людей. Когда видишь подобную картину, хочется отвернуться от нее. Общаться с пьяным задача не из легких. И в тот день первая моя мысль была: «разве у меня своих проблем мало? Работа, учеба, друзья, семья. Нельзя ведь на каждого заблудшего обращать внимание».
Мой друг остановился, подошёл к бездомному, стал поднимать его, спрашивать, как он себя чувствует. Вызвали скорую. К нам вышел казак, видимо следящий за порядком на территории монастыря. Он сказал, что знает этого человека,
— Это Димка удмурт, пьяница и балагур, хулиган, тунеядец. Пропащий он...
Пока казак это говорил, я увидел, как на уголке глаза Дмитрия блеснула слеза.
Приехала скорая. Но забирать его отказалась. Мимо случайно проходила женщина, которая остановилась и тоже стала помогать — звонить по ночлежкам. И снова никто не хотел принимать беднягу... Из динамика телефона доносились голоса: «Пьяных не принимаем», «Да кому он нужен?». И тут наша спутница, будто самарянин из притчи, ответила: «Он нужен Богу!».
Слова настолько ясные и четкие, что ощущались как прямой призыв Божий. Тогда не оставалось никаких сомнений, что мы сейчас руки Господа, которые должны спасти этого несчастного человека.
Женщина оказалась работницей клиники: единственного места, где Димку могли принять без паспорта. Мы приехали туда и узнали, что за два дня проживания здесь, нужно внести немаленькую сумму, ибо клиника платная.
Что делать? Стали писать сообщения братьям и сестрам из общины. Всем миром смогли собрать деньги и оплатить больницу.
Дмитрия приняли, переодели, накормили теплым супом. И тогда мы смогли сесть и поговорить с ним. Он рассказал, как он жил в Удмуртии. Как ребенком играл в хоккей. Как в печке бабушка ему готовила обеды. Рассказал о том, что потом он поехал на заработки в Москву. Нашел место, где давали работу. Но там его обманули... Платили копейки, отобрали паспорт. Такое современное рабство. Дима начал спиваться и постепенно угасать...
Когда я сидел с ним в палате, смотрел на него, слушал, все думал, как много зависит от ближнего и от нашего отношения к человеку. В мегаполисе нет этого чувства, что от меня может зависеть чья-то жизнь. Всегда кажется, что кто-то другой поможет: скорая, полиция, специальные службы, специальные люди. Но не я. Только христианин и есть специальный человек. Иначе, зачем я читал Евангелие утром?
Когда мы расстались, я поехал домой, начался ураган и сильный ливень. Что бы было с Димой, останься он на улице, пройди мы мимо? Он был так слаб. Его смерть была бы на мне. В тот день, в тот час Дмитрий оказался моим ближним.
«Что ты выберешь для ближнего?», — спрашивает Бог. Выберешь свои важные дела и пройдёшь мимо или скажешь «живи» и поможешь?
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема