Псалом 68. Богослужебные чтения
С верующими и благочестивыми людьми тоже случаются неприятности: человек может заболеть неизлечимой болезнью, у него может родиться больной ребёнок, да и вообще, нельзя сказать, что благочестие и вера — это щит от всех напастей. Если бы они были таким щитом, то мы не нашли бы в Священном Писании 68-й псалом, который говорит о страданиях чтущего Бога человека. Сегодня этот псалом звучит во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его первую половину.
Псалом 68.
1 Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей.
3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошёл во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего.
5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать.
6 Боже! Ты знаешь безумие моё, и грехи мои не сокрыты от Тебя.
7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев,
8 ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лицо моё.
9 Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,
10 ибо ревность по доме Твоём снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;
11 и плачу, постясь душою моею, и это ставят в поношение мне;
12 и возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них притчею;
13 о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.
14 А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;
15 извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;
16 да не увлечёт меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.
17 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня;
18 не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;
19 приблизься к душе моей, избавь её; ради врагов моих спаси меня.
20 Ты знаешь поношение моё, стыд мой и посрамление моё: враги мои все пред Тобою.
21 Поношение сокрушило сердце моё, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу.
22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнёю;
24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;
25 излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;
26 жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,
27 ибо, кого Ты поразил, они ещё преследуют, и страдания уязвлённых Тобою умножают.
28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;
29 да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.
30 А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня.
31 Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии,
32 и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.
33 Увидят это страждущие и возрадуются. И оживёт сердце ваше, ищущие Бога,
34 ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.
35 Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них;
36 ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его,
37 и потомство рабов Его утвердится в нём, и любящие имя Его будут поселяться на нём.
Нет сомнений, что автор только что прозвучавшего псалма находился в крайне тяжёлом состоянии. Церковная традиция приписывает авторство псалма царю Давиду, но довольно непросто понять, какой именно период жизни царя описывается 68-м псалмом. Впрочем, эта информация не имеет большого значения, ведь и без неё перед нами законченная картина: человек оказался в ситуации, в которой у него нет иной надежды, кроме Бога. Псалом для описания этих переживаний использует очень сильные образы, к примеру, тот образ, с которого псалом начинается: «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать» (Пс. 68:3). Легко представить чувства человека, застрявшего в болоте: он погружается всё ниже и ниже, у него нет сил сопротивляться тянущей его на дно силе, у него нет никакой опоры, и совсем скоро он лишится возможности дышать. Схожим образом человек может себя чувствовать и тогда, когда его захлёстывают его собственные греховные страсти или же когда он предан всеми близкими людьми, когда он остался один, и вокруг него лишь враги. Вообще, ситуаций, которые ощущаются так, как написал автор псалма, может быть масса, и, скорее всего, любой человек в той или иной степени чувствовал нечто подобное.
Любопытно и очень важно, что Давид не говорит о себе как о жертве обстоятельств, не говорит, что он праведен и непорочен, он осознаёт свой грех и на это указывают слова псалма: «Боже! Ты знаешь безумие моё, и грехи мои не сокрыты от Тебя» (Пс. 68:6). Интересен дальнейший ход его мысли, выраженный такими словами: «Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил» (Пс. 68:7). Да, он грешен, да, он в своём безумии ошибался, но он никогда не изменял Богу, и все это знают. Что же будет, если Бог не откликнется на его молитву? Ведь это будет означать, что Бог не слышит мольбы, что Он немилосерден, и люди не смогут надеяться на Бога. Поэтому автор псалма молит о помиловании, и ради себя самого, и ради других людей.
В такой форме молитвы обращает на себя внимание память о других людях даже в самой критичной и опасной ситуации. Страдающий человек не забывает думать о том, какой будет реакция окружающих, причём реакция не на него самого, а на действия Бога. Смогут ли они укрепиться в вере или, напротив, их вера пошатнётся? Эта мысль, пожалуй, самый важный урок 68-го псалма, который нам стоит усвоить, и, подобно царю Давиду, научиться в любой ситуации думать не только о себе, но и о том, чтобы Бог был прославлен в нас и через нас.
Псалом 68. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 68. (Церковно-славянский перевод)
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 286 зач., V, 11-21

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как сделать правильный выбор? Как принять сложное решение, от которого может зависеть моя жизнь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
В древнем обществе женщина не являлась самостоятельным и самодостаточным членом общества. Она должна была быть или при родителях, или при муже, или же при том или ином религиозном сообществе. Женщина одинокая или же овдовевшая не могла просто пойти, как сейчас, устроиться на любую работу и жить своей жизнью. А потому она нередко становилась праздной. Могла ходить по домам, заниматься пустой болтовнёй, сплетничать, злословить, вмешиваться в чужие дела. И это ещё в лучшем случае. Некоторые, чтобы себя прокормить, начинали зарабатывать на жизнь собственным телом. А потому в древней христианской Церкви сложился такой обычай. Если женщина овдовела, то она или должна была повторно выйти замуж, или посвятить всю свою жизнь Церкви, которая брала на себя обязательства о вдовах.
Почему же сегодня апостол Павел советует своему ученику Тимофею, который был епископом города Ефес, не принимать «молодых вдовиц»? Он делает это потому, что было много случаев, когда молодая вдова после смерти мужа решала посвятить себя Христу. Однако, погоревав некоторое время, она изменяла своим обетам и повторно выходила замуж. Поэтому, пусть она лучше воздержится от обета безбрачия, чтобы потом не разочаровываться в нём. Ведь для молодости естественно влечение к противоположному полу и к созданию семьи. Поэтому в словах Павла «молодых же вдовиц не принимай» скорее скрывается рекомендация тщательно испытывать и проверять намерение человека, который рвётся дать серьёзные обещания. Особенно если эти обещания связаны с тем, что ему придётся идти против требований своего естества. Поэтому и в христианской монашеской традиции всегда был период, который назывался «искус». На протяжении этого времени человек мог обдумывать своё решение дать монашеские обеты, взвесить все за и против.
Перед многими из нас не стоит подобного выбора. Однако это не означает, что нам не приходится принимать непростые решения. И сегодня апостол Павел напоминает нам, что эти решения не должны быть компульсивные, то есть это не должен быть непредсказуемый и неконтролируемый выброс эмоций. Это не должно быть под влиянием момента. Наши намерения должны быть проверены. И зачастую самая лучшая проверка — это проверка временем. А потому замечательный духовный навык, который может каждый из нас развивать, — это умение давать времени время. Это не простое бездействие, это не пассивность, это не оцепенение, в котором оказался буриданов осёл. Это настоящая духовная активность. Я не просто отодвигаю сложный вопрос на второй план. Я ещё и сосредотачиваюсь на исполнении Евангелия, я обращаюсь к Богу, чтобы Он помог мне в моём деле, и внимательно наблюдаю. Сколько это должно длиться? В каждом случае по-разному. Но если я всё делаю верно, если в моей жизни есть сосредоточенность на служении другим людям, есть ежедневная молитва и капля доверия Богу и терпения, Господь решит самый сложный вопрос. Решит именно в то время и именно тем способом, который Сам посчитает нужным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Владимир Дуров
Владимир Леонидович Дуров, дрессировщик, основатель знаменитой цирковой династии, вдохновил Чехова на известную многим «Каштанку», а Куприн после общения с Дуровым написал свой рассказ «Белый пудель». Владимир Леонидович любил повторять: «Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна». Именно этот постулат он положил в основу своей уникальной системы дрессировки животных — «метода ненасильственной дрессуры». Метод, по словам самого Дурова, базировался на принципе трёх «л» — любовь, ласка, лакомство. Может быть, поэтому на его выступлениях всегда была радостная атмосфера, и дети звали дрессировщика не иначе, как «добрый дедушка Дуров».
Владимир Леонидович родился в 1863 году в Москве, в дворянской семье, однако рано осиротел. Его и младшего брата Анатолия взял на воспитание их крёстный отец, Николай Захаров. Мальчишки росли сорвиголовами. В книге «Мои звери» Владимир вспоминал, как однажды в детстве на спор бросил увесистым булыжником в дворовую собаку Жучку. Та успела отскочить, камень угодил в комок глины. А на другой день как ни в чём не бывало Жучка бросилась навстречу Володе, радостно помахивая хвостом. «Слёзы выступили у меня на глазах. Она не помнит зла, и ещё ласкается ко мне! Я нагнулся к собаке и стал её обнимать, целовать в косматую морду. С тех пор я и полюбил животных», — писал Дуров.
Однажды бабушка взяла Володю и его брата Толю в цирк Ка́рла Гинне на Воздвиженке. Там мальчики впервые увидели дрессированных животных. Дома Володя решил самостоятельно заняться дрессировкой. Его подопечной стала... курица из птичника его крёстного. Он обучил наседку танцевать, и часами развлекал всю улицу. А когда ему исполнилось шестнадцать, нанялся сторожем в цирк-зверинец Гуго Винклера на Цветном бульваре. Там у него появилась возможность наблюдать за процессом дрессировки. От увиденного Володя пришёл в ужас. В то время животных дрессировали с помощью жестокости, боли и страха. Использовались железные прутья, кнуты и плети. Причём, воспитывали так не только хищников, но и вполне мирных, давно приручённых собак и лошадей. Тогда-то Дуров и решил изменить такое положение вещей. Он уговорил дирекцию цирка позволить ему подготовить номер с собакой Бишкой, козлом Бяшкой и морскими свинками. Безо всякого насилия, поощряя питомцев лаской и едой, ему удалось быстро обучить их забавным трюкам, которые очень понравились зрителям. Довольные успехом, руководители цирка разрешили Дурову расширить программу. Так появился гусь Порфирий Петрович и козёл Степан, которые умели считать, составлять слова, танцевать и стрелять из игрушечной пушки. А ещё Владимир Дуров стал первым дрессировщиком, который на своих выступлениях общался с публикой. Он дарил людям радость, а они платили ему искренней любовью. Билеты на представления с участием Дурова раскупались в считанные часы.
К 1900 году у Владимира Леонидовича собралось такое количество дрессированных животных, что их не мог уместить ни один московский цирк. Собаки, мыши, хомяки, пернатые, львы, тигры, даже муравьед и слон! И тогда Дуров решил открыть собственный. Впрочем, это был не совсем цирк. На улице Божедомка дрессировщик приобрёл большой участок для содержания животных, и особняк, который назвал «Уголком Дурова». Каждый день там проходили представления с участием животных. Зрители называли «Уголок» чудесной страной, где царили гармония и согласие между грозными хищниками, безобидными травоядными и мудрым человеком. Достичь этой гармонии Владимиру Дурову удавалось любовью, а ещё — с помощью науки. Он изучал психологию животных, работал с такими светилами психиатрии и физиологии, как Бехтерев и Павлов. Написал и опубликовал несколько работ посвящённых дрессировке зверей без боли.
Больше всего Владимир Леонидович Дуров не любил, когда его называли укротителем. Говорил, что для животных он, прежде всего, друг. И что не только учит их, но и сам многому учится у своих питомцев. Уникальную методику «дрессировки любовью» Дуров передал детям, а те, в свою очередь — внукам. И сегодня в Уголке дедушки Дурова работают потомки знаменитого дрессировщика, и по-прежнему дарят людям радость.
Все выпуски программы Жизнь как служение











