Если на протяжении нескольких лет ты общаешься с абсолютно чужим человеком практически каждый день, то ты волей-неволей привязываешься к нему, он становится частью твоей жизни. Если возникает дружба — это естественно. А если эта дружба перерастает в духовное родство, то это бесценно. Такие отношения нужно беречь и всячески ими дорожить.
Много лет назад одним из первых продавцов в нашей церковной лавочке стал Гошик. Он со времен первого временного деревянного храма пел у нас на клиросе и еще иногда помогал в алтаре. Замечательный, добрый и абсолютно безотказный человек. Когда я его позвала потрудиться в лавочке — он сразу согласился.
А еще у нас жил при храме кот Мальчик — он тоже быстро стал сотрудником лавочки. Очень любил спать в коробке с книгами. И у продавцов на коленках. В особенности у Гошика. Это было привычной картиной — зайдешь в лавочку, а там Мальчик на коленках у Гоши спит.
Гоша очень часто опаздывал. Но всегда искренне просил прощения с такой доброй и обезоруживающей улыбкой, что сердиться на него было просто невозможно.
А еще он часто и подолгу разговаривал по телефону со своей второй половинкой. И с такой любовью, что и тебя это касалось невольно. Очень умилительно.
Или что-то писал в ноутбуке. Или читал многочисленные книжки из нашей лавочки.
С каждым днем этот человек становился все больше родным. Я всегда мечтала о старшем брате. Вот Гоша и стал мне старшим братом.
У меня тогда был очень тяжёлый момент в жизни. Денег катастрофически не хватало — нужно было оплачивать квартиру с долгом за несколько месяцев. Плюс траты на детей, школы.
И вот, как-то я захожу в лавочку. Работал Гошик. Залезаю к себе в сумку и смотрю — сверху лежит денежка. Я в недоумении, озвучиваю мысли вслух: «Интересно, откуда деньги? Я точно помню, что их не было» А Гошик сидит и хихикает. И тут до меня доходит, чья это денежка.
Говорю: «Гошик, у тебя у самого нет, а ты мне кладёшь.»
Он был абсолютно бескорыстным, нестяжательным человеком. С себя последнюю рубашку снимет и отдаст нуждающемуся, если понадобится. Поэтому его очень любили люди. Он мог с абсолютно незнакомым человеком проговорить несколько часов. Или, например, привести бездомного в трапезную — накормить.
Был период, когда он часто ночевал в нашем доме причта. К нему в комнатку приходил спать и наш кот, по кличке Мальчик. Для Мальчика Гошик стал таким же родным человеком, как и для всех нас.
Поэтому и для Мальчика стало потрясением, когда Гошик погиб. Он спас бездомного из-под электрички, а сам выбраться не успел.
Как рассказывает Лена — наша дежурная по храму — Гошу привезли на ночь в храм, а Мальчик залез на балкончик, смотрит то на Лену, то на Гошика в гробу и так жалобно: «Мяу! Мяу!». А Лена ему отвечает: «Да, Мальчик, знаю. Такая беда.»
Всю ночь читали псалтирь. И мы читали. Утром заходим в храм, а там Миша — приехал из другой страны, специально, чтобы попрощаться с другом. И рассказывает: «Тут кот ваш, Мальчик, такое сотворил! Он с Гошей пришел прощаться! Была моя очередь псалтирь читать. Заходит Мальчик, подходит к гробу и прыг к Гоше на грудь. Сел нос к носу с Гошей. Посидел так и выпрыгнул. Мы все в шоке были!» Конечно. Ведь сколько они ночей вместе провели. Гоша для Мальчика тоже был близким человеком.
Духовное родство — это бесценный дар. И самое интересное, что если вдруг случилось так, что человека родного по духу больше нет в живых, то ты со временем, когда боль поутихнет, почувствуешь, что эта ниточка, которая связывала вас здесь на земле — она не оборвалась. Она целая!
Берегите эти ниточки. А еще больше цените каждую минуту, проведенную в этой жизни рядом с родственной душой. Кто знает сколько этих минут осталось.
Автор: Мария Миргородская
Все выпуски программы Частное мнение
10 декабря. О добрых делах

В 5-йглаве 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Добрые дела Явны; а если и не таковы, скрыться не могут».
О мотивации доброделания — протоиерей Максим Первозванский.
Господь нам однозначно говорит, что мы должны наши добрые дела делать не на показ. Мы должны это делать не для того, чтобы получить похвалу от людей, а для того, чтобы получить похвалу от Господа. И сам апостол Павел тоже об этом говорит в разных местах неоднократно.
Здесь же апостол имеет в виду, что Господь Сам сделает явными наши дела, и противоречия никакого нет, поскольку Сам Господь упоминает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И поэтому не стоит выпячивать свои добрые дела самостоятельно и повторять, когда вдруг нам выпадает счастье сделать что-то доброе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»

Сегодня 10 декабря. Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — протоиерей Василий Гелеван.
Название этой иконы восходит к строчке из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя: Еммануил». Еммануил, напомним, на русский переводится как «с нами Бог». И Еммануилом мы называем Младенца Христа. Значит, здесь пророчество о Рождестве Христовом.
Наиболее известные в России иконы такого типа все имеют географическую привязку: Новгородская, Курская, Царскосельская, Корчемная, Павловская, Верхнетагильская икона и так далее. Вот все эти иконы «Знамение» похожи внешне, потому что на каждой мы встречаем поясное изображение Богородицы и в области живота круг, как чрево непраздной женщины, и внутри этого круга — Младенец, Господь Еммануил.
Икона «Знамение» Новгородская, которую мы чтим именно сегодня, имеет некоторые свои иконографические особенности. По четырём углам возле Божией Матери располагаются святые: великомученик Георгий Победоносец, мученик Иаков Персиянин, преподобные Пётр, Онуфрий Афонский. Важно ещё подчеркнуть, что когда мы молимся, мы молимся не иконе, а самой изображённой на иконе Богородице. И в молитве к иконе «Знамение» отражено событие 1170 года. Она составлена в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Новгород.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О правах человека в Ветхом и Новом заветах
Сегодня 10 декабря. Международный день прав человека.
О правах человека в Ветхом и Новом заветах — протоиерей Михаил Самохин.
Несмотря на то, что светский гуманизм претендует на монополию в формулировании и интерпретации теории прав человека, основы, предопределившие появление самой идеи неотъемлемых прав любого из нас, имеют библейские, христианские корни. Разберём основные категории достоинства человека.
Библия учит, что человек создан по образу и подобию Божию, что наделяет каждого человека неотъемлемым достоинством. Справедливость и правосудие. Многие книги Ветхого Завета, включая законы, данные Моисею, подчеркивают необходимость справедливого отношения ко всем людям, особенно к обездоленным и уязвимым.
Заповедь любви к ближнему. Господь и Спаситель Христос учил, что самая важная заповедь — «любить ближнего своего, как самого себя». Это подразумевает уважение к правам и потребностям других людей.
Право на жизнь и свободу. Библия содержит заповедь «Не убей», которая является основой для защиты права на жизнь. Также в ней есть положения, защищающие свободу и достоинство личности.
К сожалению, очень часто в число прав человека сейчас записывают право на богохульство и даже богоборчество. Право на разврат и нарушение заповедей. Это типичный пример того, как благой дар Бога человеку используется им против самого себя, становясь поводом ко греху.
На самом деле, любое право и любой закон, чтобы иметь силу, должен опираться на авторитет. Единственный такой бесспорный авторитет — Сам Господь, Который и вынесет Свой суд о том, как мы пользовались своими правами, исполняли обязанности и реализовали возможности.
Все выпуски программы Актуальная тема











