В апреле 1819-ого года в одесском порту пришвартовался греческий пароход, в числе пассажиров которого находился молодой грек Теодорос Родоканакис. 20-тилетний торговец с острова Хиос в душе лелеял честолюбивые планы, а в небольшом саквояже вёз немалую сумму, в пересчёте на рубли равную пятидесяти тысячам. Их он собирался вложить в коммерческую деятельность. Новороссия казалась Теодоросу идеальным для этой цели местом — сельскохозяйственные перспективы юга России привлекали туда многих дальновидных предпринимателей. Едва освоившись в прекрасном черноморском городе, Родоканакис решил поселиться в нём навсегда и принял российское подданство. Так в Одессе появился новый горожанин — Фёдор Павлович Родоканаки.
Купеческая деятельность Фёдора — а начал он с продажи зерна, принесла ему большие прибыли. Капитал Торгового дома «Родоканаки» рос стремительно, и Фёдор стал заниматься покупкой и продажей недвижимости, приобрёл кожевенный завод, открыл банк, был акционером множества предприятий. У Родоканаки даже собственный пароход появился, большая редкость по тем временам — в Одессе тогда было всего два купца — владельца частных пароходов. Словом, Фёдор Родоканаки успешно творил экономическую историю Одессы 19-ого века. И не только экономическую.
Фёдор Павлович несколько раз избирался депутатом Одесской Городской Думы. Исполнял обязанности главы Окружного суда. Состоял во множестве благотворительных организаций. Когда было основано Греческое благотворительное общество Одессы, Родоканаки избрали его руководителем, и он 21 год оставался на этом посту. В 1871-ом году Фёдор Павлович профинансировал строительство греческого девичьего училища в Одессе, пожертвовав ему 40 000 рублей. При нём даже была типография, печатавшая книги на греческом языке и детский сад для малышей пяти-семи лет. Когда учебное заведение открыли, покровительство над ним взяла сама королева Греции — Великая княгиня Ольга Константиновна Романова.
Родоканаки прожил в России шестьдесят лет, но своей исторической родины не забывал и всегда ей помогал. Он всем сердцем желал, чтобы Греция освободилась от турецкого ига и все греческие земли воссоединились в единое государство. В 1866-ом году на острове Крит вспыхнуло восстание. Фёдор Павлович приложил максимум усилий, чтобы помочь критянам. Он стал во главе Комитета Вспомоществования и за свой счёт перевозил в Грецию зерно, купленное для островитян российским правительством. Тогда же Родоканаки объявил в России подписку на облигации греческого займа. Свою работу Фёдор Павлович провёл блестяще, и греческое правительство получило деньги на ведение освободительной борьбы.
В 1877-ом году в греческом Королевстве появилось общество Красного Креста. Родоканаки регулярно переводил ему крупные суммы. Кроме того, он активно помогал и одесскому Красному Кресту. А когда в Афинах начали строить больницу Эвангелисмос, Фёдор Павлович стал одним из самых активных жертвователей. Афинская картинная галерея получила в дар от мецената несколько полотен. И в своём завещании Родоканаки оставил Греции солидную сумму, которую распределил между школами, больницами, храмами, благотворительными организациями. Не забыл Родоканаки и Одессу: он завещал деньги Греческой Свято-Троицкой церкви, греческой общине, богоугодным заведениям. Позаботился и о служащих своего Торгового дома, выделив каждому сотруднику по сто рублей.
Фёдор Родоканаки прожил долгую жизнь — 88 лет. Проявил себя и на экономическом поприще, и на политической арене. Но именно за благотворительную деятельность его удостоили звания почётного гражданина Одессы, наградили орденом Святой Анны и медалью «За усердие».
Все выпуски программы Имена милосердия
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи