
Фото: Viktoria Bolla / Unsplash
Некоторые Православные Церкви, хотя и являются самостоятельными, довольно малы по своим размерам. Например, Чешская Православная Церковь имеет насыщенную историю, но по количеству членов значительно уступает Русской и Греческой Церквам. Православные чехи живут в окружении католических соотечественников, а потому иногда перенимают некоторые их обычаи. Часто — вполне добродушные.
Например, вот уже довольно давно в качестве символа Пасхи православные чехи используют зайца или кролика. Строго говоря, заяц как пасхальный персонаж происходит из католического мира, причем из англо-саксонской его части. Зайца как символа Пасхи англичане и немцы-католики стали использовать еще во времена Средневековья.
Дело в том, что в те времена бытовало мнение, что курица не имеет право нести пасхальные яйца. Кто жил в деревне и видел только что снесенное курицей яйцо поймет, что имеется ввиду. Это яйцо надо помыть, очистить его скорлупу от птичьего помета.
Средневековым жителям Европы казалось, что курица, несущая вот такие испачканные яйца, недостойна того, чтобы стать пасхальным символом. Потому их выбор пал на существо, которое не имеет никакого отношения к яйценесению — на зайца. Появилась легенда, что якобы раз в год на Пасху именно зайцы несут красивые, чистые и уже крашенные яйца. Вот такой вот абсолютно абсурдный выбор.
Тем не менее, заяц как пасхальный символ не только в Европе прижился, но и стал чрезвычайно популярным. И уже из западной, неправославной цивилизации перекочевал в Православные Церкви. В Чешскую — например.
Сегодня, если вы на Пасху, или как ее называют чехи — Великоноц («Великая ночь»), окажетесь в Чехии и придете в гости в православную чешскую семью, то вместе с традиционными для России крашенными яйцами и куличами вы на столе обязательно увидите и шоколадного пасхального зайца. Точно такого же зайца вы увидите и на прилавках православных приходских магазинчиков и лавок.
Ничего плохого православные чехи в этом не видят. Очень любят они, особенно дети, еще один чешский народный обычай — помлазки. Помлазками в Чехии называют сплетенные в косичку прутики, которыми на пасхальной неделе мальчики и юноши шутливо стегают представительниц противоположного пола. А те не только не должны на это обижаться, но, наоборот, должны одаривать своих, в кавычках обидчиков, упомянутыми уже крашенными яйцами и шоколадными зайцами. Бывает и такое, что за своих, так сказать, «обидчиков» девушки потом выходят замуж.
Вот так в современной Чехии переплелись западные и православные пасхальные обряды.
Все выпуски программы Вселенная православия
19 июня. О Господе, повелевающем стихиями

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему».
О Господе, повелевающем стихиями — священник Алексей Дудин.
Господь никогда не уничтожает зло злом. И человек, имеющий свободу произволения, может только сам по своей доброй воле и по своему желанию выбрать путь исправления. И человек только сам или создаёт добро и любовь на этой земле, или разрушает их.
Поэтому Господь, повелевающий ветром и бурей, не может повелевать свободой воли человека, созданного им по образу Своему и подобию. И желает, и просит, но никогда не насилует волю самого человека, даже если тот творит недобрые дела.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема