
Фото: Viktoria Bolla / Unsplash
Некоторые Православные Церкви, хотя и являются самостоятельными, довольно малы по своим размерам. Например, Чешская Православная Церковь имеет насыщенную историю, но по количеству членов значительно уступает Русской и Греческой Церквам. Православные чехи живут в окружении католических соотечественников, а потому иногда перенимают некоторые их обычаи. Часто — вполне добродушные.
Например, вот уже довольно давно в качестве символа Пасхи православные чехи используют зайца или кролика. Строго говоря, заяц как пасхальный персонаж происходит из католического мира, причем из англо-саксонской его части. Зайца как символа Пасхи англичане и немцы-католики стали использовать еще во времена Средневековья.
Дело в том, что в те времена бытовало мнение, что курица не имеет право нести пасхальные яйца. Кто жил в деревне и видел только что снесенное курицей яйцо поймет, что имеется ввиду. Это яйцо надо помыть, очистить его скорлупу от птичьего помета.
Средневековым жителям Европы казалось, что курица, несущая вот такие испачканные яйца, недостойна того, чтобы стать пасхальным символом. Потому их выбор пал на существо, которое не имеет никакого отношения к яйценесению — на зайца. Появилась легенда, что якобы раз в год на Пасху именно зайцы несут красивые, чистые и уже крашенные яйца. Вот такой вот абсолютно абсурдный выбор.
Тем не менее, заяц как пасхальный символ не только в Европе прижился, но и стал чрезвычайно популярным. И уже из западной, неправославной цивилизации перекочевал в Православные Церкви. В Чешскую — например.
Сегодня, если вы на Пасху, или как ее называют чехи — Великоноц («Великая ночь»), окажетесь в Чехии и придете в гости в православную чешскую семью, то вместе с традиционными для России крашенными яйцами и куличами вы на столе обязательно увидите и шоколадного пасхального зайца. Точно такого же зайца вы увидите и на прилавках православных приходских магазинчиков и лавок.
Ничего плохого православные чехи в этом не видят. Очень любят они, особенно дети, еще один чешский народный обычай — помлазки. Помлазками в Чехии называют сплетенные в косичку прутики, которыми на пасхальной неделе мальчики и юноши шутливо стегают представительниц противоположного пола. А те не только не должны на это обижаться, но, наоборот, должны одаривать своих, в кавычках обидчиков, упомянутыми уже крашенными яйцами и шоколадными зайцами. Бывает и такое, что за своих, так сказать, «обидчиков» девушки потом выходят замуж.
Вот так в современной Чехии переплелись западные и православные пасхальные обряды.
Все выпуски программы Вселенная православия
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема