Пётр Петрович Кащенко — автор уникальной методики лечения психиатрических заболеваний «терапией души», основанной на принципах «нестеснения» пациентов суровыми мерами. Благодаря Петру Петровичу Алексеевская больница в Москве приобрела славу одной из лучших в Европе.
О том, что он станет медиком, Пётр знал всегда. Врачом был его отец, и маленький Петя в детстве интересовался не сказками, а анатомическими атласами. Уже в 12 лет он умел квалифицированно оказывать первую помощь. В 1885 году он с отличием окончил Казанский университет. А спустя 4 года приехал в Нижний Новгород, обладая солидным практическим опытом. Именно Кащенко впервые разработал научную методику в области психиатрии, которая позволяла во многих случаях избегать изоляции и принудительных мер для душевнобольных.
Какие условия пребывания обустраивал для душевнобольных Пётр Петрович Кащенко?

В 1889 году по Нижнему Новгороду разлетелась молва о новом докторе, который недавно возглавил Нижегородскую психиатрическую больницу. Он распорядился повесить в палатах шторы и картины. Начал устраивать для пациентов воскресные чаепития в больничном саду, с бубликами и конфетами. Необыкновенным доктором, который отважился на большие перемены, был Пётр Петрович Кащенко.
О том, что он станет медиком, Пётр, кажется, знал всегда. Врачом был его отец, и маленький Петя в детстве интересовался не сказками, а анатомическими атласами. Уже в 12 лет он умел квалифицированно оказывать первую помощь. Поэтому, когда настало время выбора высшего образования, Пётр без всяких сомнений выбрал медицину. В 1885 году он с отличием окончил Казанский университет. А спустя 4 года, с солидным практическим опытом, приехал в Нижний Новгород. Кащенко были хорошо знакомы принципы лечения душевнобольных того времени. Они, в основном, заключались в применении ограничительных мер: строгая изоляция от общества, смирительные рубашки, ледяные ванны, цепи и наручники. Другими словами, психиатрическая клиника 19 века, по сути, мало чем отличалась от тюрьмы. Подобные методы преобладали тогда в психиатрии, прежде всего, потому, что эта отрасль медицины была развита ещё очень слабо. Не было ни масштабных исследований, ни медикаментов.
Именно Кащенко впервые разработал научную методику в области психиатрии, которая позволяла во многих случаях избегать изоляции и принудительных мер для душевнобольных. В Нижегородской больнице Пётр Петрович впервые применил свои идеи на практике. Кащенко позволял свободно гулять пациентам по территории больницы. Играл с ними в шахматы и шашки. Со стороны могло показаться, что это просто некие странности характера нового доктора. Однако это была часть научных разработок Кащенко. Он называл такой подход «терапией среды». Доктор считал, что больным, прежде всего, необходима благоприятная атмосфера. И что в спокойной, дружелюбной обстановке шансов выздороветь гораздо больше, чем в состоянии постоянного стресса от изоляции и физического воздействия.
Эту теорию подтвердил случай. В Нижегородской больнице Кащенко увидел больного в наручниках. Доктор потребовал немедленно его освободить. Но санитары отказались, и доктору посоветовали не приближаться к мужчине — по их мнению, тот мог повести себя непредсказуемо. Тогда Пётр Петрович взял у служителя ключи и сам снял цепи и наручники с пациента. Освобождённый больной заплакал и повалился Кащенко в ноги. Он признался доктору, что больше не мог выносить такого своеобразного лечения. Пытался протестовать — за что его и заковали в цепи. После того, как наручники были сняты, пациент быстро пошёл на поправку и вскоре его выписали. Прошло около года, и в кабинет Петра Петровича вошёл прилично одетый мужчина. С трудом доктор узнал в посетителе недавнего «непредсказуемого больного». Он приехал поблагодарить Кащенко и поделился радостными новостями: чувствует себя прекрасно, работает и содержит семью. Методика Петра Петровича давала свои плоды. Больные действительно гораздо быстрее шли на поправку, когда не чувствовали постоянного страха.
Те же самые принципы «нестеснения» пациентов суровыми мерами Пётр Петрович успешно применял в стенах ещё одного своего детища — Московской Алексеевской психиатрической больницы, известной как Канатчикова дача. Кащенко активно внедрил в лечебный процесс свои разработки — созданную им самим систему упражнений и диетического питания, трудотерапию и терапию творчеством. Он организовал из пациентов больницы театральную труппу и духовой оркестр. В клинике появилась студия живописи. Эти методики Кащенко с успехом используются и в современной психиатрии. Благодаря Петру Петровичу, Алексеевская больница приобрела славу одной из лучших в Европе. В честь выдающегося русского психиатра названа больница в Нижнем Новгороде, где Кащенко впервые воплотил свою уникальную методику в жизнь.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема