Ивана Григорьевича Каменского историки называют самым просвещённым представителем этой известной пермской династии предпринимателей и благотворителей. Действительно, в роду купцов, пароходчиков и промышленников Каменский Иван Григорьевич оказался единственным, кто получил не только прекрасное высшее образование, но и имел академическую степень: он окончил Боннский университет в Германии с дипломом магистра химии.
Профессора прочили Ивану большое научное будущее и уговаривали остаться в университете. Однако от столь заманчивого предложения, Каменский, к их большому огорчению, вежливо, но категорично отказался. Химию он действительно любил, но делать академическую карьеру не планировал. Углубленные знания в этой области нужны были Ивану Григорьевичу совсем для другого.
Дело в том, что Иван решил перейти от ставшего уже традиционным в семье Каменских пароходного дела к собственному бизнесу — металлургическому и химическому производству. Многих такая резкая «смена курса» пугала, но заводы Каменского быстро стали приносить прибыль. Успешный коммерсант был доволен — и не только тем, что богатство текло к нему рекой. Теперь у него было, чем поделиться с людьми, которым в жизни повезло меньше, чем ему. Благотворительность в семье Каменских была традицией в нескольких поколениях. Продолжая дело отца и двух своих знаменитых дедов, Фёдора и Григория Каменских, Иван стал известен в Перми и её окрестностях как добросердечный человек и щедрый благотворитель.
Первое время Иван Григорьевич жил по большей части не в Перми, а поблизости — крупном промышленном посёлке Суксун, неподалёку от своих заводов. Там он взял под своё покровительство всю нищую братию посёлка: богомольцы, странники и просто люди, не имеющие средств к существованию, были постоянными и желанными гостями в доме боннского выпускника. Каменский распорядился, чтобы на кухне для них всегда была готова пища, нуждающимся давал ночлег в благоустроенном гостевом флигеле. Рассказывают, что как-то раз одному из гостей приглянулся... парадный сюртук хозяина. Каменский это заметил и, сняв с себя дорогую вещь, без сожаления отдал. Помогал в нужде Иван Григорьевич и семьям своих рабочих, и простым суксунским крестьянам.
Будучи высокообразованным человеком, Каменский активно поддерживал местную систему образования. В Перми он попечительствовал Алексеевскому реальному училищу, выделял из личного бюджета средства семьям неимущих пермяков для того, чтобы их дети могли поступить в школы и гимназии. В Пермском университете Иван Григорьевич учредил стипендии для бедных студентов.
Каменский проявлял заботу и о сиротах. Являясь постоянным членом Губернского попечительства о детских приютах, он тщательно вникал в нужды этих воспитательных учреждений и живо откликался на просьбы о помощи.
И всё же в памяти потомков Иван Григорьевич остался, прежде всего, как церковный благотворитель и храмоздатель. Ещё его дедами, Фёдором и Григорием, в Перми был возведён Успенский монастырь. Иван Григорьевич продолжил их славное дело. В тысяча девятьсот восьмом году на территории монастыря он построил храм во имя Казанской иконы Божьей Матери. Всё, от фундамента до богатого внутреннего убранства, Каменский оплатил из личных средств. Для него это было большой радостью.
Иван Григорьевич пожертвовал Казанскому храму несколько ценных древних икон. Кроме того, часть храмовых образов он заказал знаменитым художникам, в частности, Михаилу Васильевичу Нестерову, написавшему для Казанской церкви икону «Распятие».
Скончался Иван Григорьевич, которого пермяки называли «последним Каменским» в тысяча девятьсот девятнадцатом году — в нищете, в каморке под лестницей ресторана. Это жильё, взамен отнятого дома и заводов широким жестом выделила ему новая советская власть. Его смерть пришлась как раз на тот короткий период, когда Пермь у большевиков ненадолго смогли отбить белые войска. Поэтому похоронили Каменского по-христиански, в им же построенном Казанском храме. А в две тысячи пятом году в Перми Ивану Григорьевичу Каменскому был установлен памятник.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 250 зач., I, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди предметов, которые преподаются в семинариях, есть тот, который можно назвать наиболее важным — это догматическое богословие. У богословия много разделов, изучать его непросто, ведь приходится заучивать наизусть массу непростых для восприятия текстов. Однако основная сложность состоит в том, что далеко не всегда понятно, каким образом догматическое богословие соотносится с реальной жизнью и каким образом одно влияет на другое. Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Колоссянам и поразмышляем о связи богословия и жизни.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
Только что мы услышали один из христологических гимнов апостола Павла. Услышали, что святой апостол возвестил веру в искупление и прощение грехов Кровью Христовою, услышали также о том, что Христос предвечно рождён Богом-Отцом, и что Им — то есть Христом — всё создано, Он — прежде всего, и всё, что существует, существует Им и благодаря Ему.
Что же означают эти возвышенные слова апостола Павла в практическом смысле?
Прежде всего, они говорят о том, что верующему во Христа человеку нечего бояться в этом мире. Да и в любом другом мире тоже. Единственное исключение — это наши собственные грехи, ведь только они могут отторгнуть нас от единства со Христом.
В то время, когда весь мир с содроганием сердца наблюдает за движением звёзд, знаками зодиака, курсом валют, котировками акций, ценами на нефть, развитием искусственного интеллекта, новыми видами оружия, то есть за всем тем, что составляет основу информационного потока, христианин может быть совершенно спокоен: вне Христа нет никакой жизни, и любые пугающие явления — во власти Христа, они есть постольку поскольку Христос позволяет им быть. Да, конечно, есть воля человека, есть то, на что нет и не может быть Христова благословения, но если мы вчитаемся в послания апостола Павла, то мы увидим непоколебимую веру в то, что даже зло Господь попускает ради конечного блага человека.
У первого поколения христиан не было никакого «зазора» между их верой и практикой жизни. Те апостольские слова, которые сегодня прозвучали, не были составлены в кабинетной тиши, они не были плодом научных изысканий, Павел рассказал о собственной вере, которой он научился от Самого Христа, и которая была подтверждена жизнью святого апостола.
Павел, как мы помним, и в самом деле ничего не боялся. Он жил Христом и со Христом, а потому ему не были страшны какие бы то ни были иные силы. Об этом святой апостол написал прекрасные возвышенные слова: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39).
Дай Бог, чтобы и мы сумели обрести такую веру во Христа, которая освободила бы нас от всех видов страха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Доброму дому» и онкобольным детям нужна помощь

Среди тысяч гостиниц в Москве есть одна особенная. Её постояльцы не платят за проживание и более того, получают там помощь. Это «Добрый дом» — первая в России благотворительная гостиница для онкобольных детей, а также их близких. Одновременно в ней находятся десятки семей из разных регионов, у которых нет возможности снимать жильё в Москве на длительное время. Для них «Добрый дом» — островок спокойствия, где есть домашний уют, продукты, нужные вещи, и, главное, поддержка.
Среди тех, кто делает жизнь постояльцев «Доброго дома» радостнее — волонтёры. Например, шестнадцатилетний Феликс Оганов. Школьник узнал об этом проекте от своих родителей, и тоже захотел ему помогать. Он сам организует для онкобольных детей игры, праздники и увлекательные занятия, привозит для них полезные гостиницы. К волонтёрству Феликс приобщает и одноклассников. Недавно они провели в «Добром доме» предновогодний мастер-класс. Ребята вместе с детьми мастерили ёлочные игрушки, создавая праздничное настроение. Такие события дарят маленьким пациентам позитивные эмоции и отвлекают от тех неприятностей, которые доставляет болезнь.

«Волонтёрство — не подвиг, а норма», — считает молодой человек. Несмотря на учёбу и спорт, он находит время на помощь другим, подтверждая, что добро может стать частью повседневной жизни.
Если вы тоже хотите делиться теплом и радостью, присоединяйтесь к волонтёрам проекта «Добрый дом» и помогайте онкобольным детям своим личным участием. Также поддержать подопечных благотворительной гостиницы можно прямо сейчас, оставив любой денежный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











