
В просторном, светлом кафе под вывеской «Чашка чая» на Красной улице города Екатеринодара (ныне это город Краснодар), было, как всегда, многолюдно. Кипели на столах пузатые медные самовары, барышни в накрахмаленных белых фартуках подавали посетителям горячие пироги и баранки. «Княгиня», «графиня», — обращались к официанткам посетители кафе, и со стороны могло показаться, что гости шутят. Но это было не так.
«Чашка чая», известнейшее в городе кафе, открывшееся в начале Первой Мировой войны, было благотворительным. Каждый день девушки из самых знатных и благородных семейств Екатеринодара приходили сюда, повязывали белые фартуки и до самого вечера обслуживали посетителей за столиками. Все вырученные деньги шли на помощь фронту, закупку медикаментов для госпиталей, поддержку инвалидов, родственников павших и раненых солдат. А возле входа в кафе стояла миловидная дама и, улыбаясь, приглашала прохожих зайти на чашку чая. Это была Софья Иосифовна Бабыч — жена атамана Кубанского казачьего войска — как сказали бы сегодня, «первая леди» Екатеринодара и всей Кубани. Именно ей и принадлежала идея открытия благотворительного кафе.
В то время, когда Софья Бабыч после назначения супруга приехала в Екатеринодар, там обсуждалась возможность создания городского отделения Красного Креста. Бабыч сразу же включилась в работу, не жалея для доброго дела сил и средств. Так в тысяча восемьсот девяносто седьмом году под её руководством возникла первая Кубанская община сестёр милосердия, для которой Софья Иосифовна и её муж Михаил Павлович на собственные средства построили двухэтажное каменное здание. В нём расположились лечебница и административно-хозяйственные помещения Общины.
В тысяча девятьсот двенадцатом году Бабычи организовали сбор средств в фонд Всероссийской лиги борьбы с туберкулёзом и первыми внесли крупное пожертвование. А ровно через год Софью Иосифовну единогласно избрали председателем екатеринодарского женского благотворительного общества.
Софья Иосифовна и Михаил Павлович оказывали большую поддержку храмам и монастырям Кубани, хлопотали о строительстве новых церквей в сёлах и станицах.
В тысяча девятьсот четырнадцатом, с началом Первой Мировой войны, прибавилось дел у созданной Софьей Иосифовной Кубанской общины сестёр милосердия. Пятьдесят сестричек отправились на фронт. Оставшиеся в Екатеринодаре, не покладая рук трудились в больнице и лазарете Красного Креста, который с помощью Софьи Бабыч и её супруга был устроен и оснащён все необходимым буквально в считанные дни. Самоотверженно ухаживала за ранеными и сама Софья Иосифовна. А потом, сняв фартук сестры милосердия, шла руководить отправкой посылок фронту — с вещами, продуктами и медикаментами.
В тысяча девятьсот четырнадцатом году Бабыч приняла активное участие в открытии на Красной улице приюта для детей павших воинов. Тогда же неподалёку появилось и то самое благотворительное кафе «Чашка чая», работать официантками в котором почитали за честь девушки из знатных дворянских семей города.
За свой самоотверженный труд Софья Иосифовна получила благодарность лично от императора Николая Второго, посетившего Екатеринодар в конце ноября тысяча девятьсот четырнадцатого года, и удостоилась серебряной медали на Владимирской ленте.
«Слова Императора до сих пор звучат в моём сердце», — с восторгом говорила Бабыч, но почивать на лаврах не собиралась. В январе тысяча девятьсот пятнадцатого года она учредила Екатеринодарское русское общество для оказания помощи беженцам-христианам из Турции и Персии. А год спустя была освящена и открыла свои двери грязелечебница для раненых солдат, устроенная Софьей Иосифовной при больнице Красного Креста.
Увы, последовавшая вскоре октябрьская революция лишила Софью Бабыч всего — её начинаний, имущества, горячо любимого супруга — атаман был убит большевиками. Свои годы благотворительница доживала в эмиграции, в бедности.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..