
В тысяча девятьсот одиннадцатом году Великий Новгород торжественно принимал у себя Пятнадцатый археологический съезд. Лучшего места для встречи любителей старины было, пожалуй, и не найти: древняя колыбель русской земли; здесь, на берегах бескрайнего озера Ильмень когда-то играл на своих гуслях Садко, мечтая стать богатым купцом. Сбылась его мечта. Только очень скоро понял гусляр, что не в деньгах счастье. Раздал Садко свои богатства «нищей братии», а на оставшиеся деньги построил церковь в честь Николы Можайского.
Владелец крупного пивоваренного завода «Богемия», купец Леонид Иоакимович Стальнов очень любил древнюю былину о Садко. Правда, в отличии от её героя, Стальнову не нужно было отправляться на дно морское, чтобы понять — богатством нужно делиться. Человек, всем сердцем верующий в Бога и строящий свою жизнь по евангельским принципам, он считал помощь ближним делом необходимым и совершенно естественным.
Вот и на одно из заседаний Археологического съезда Леонид Иоакимович, большой любитель старины, пришёл со свёртком в руках. Заинтересованные учёные с любопытством смотрели, как новгородский купец разворачивает, один за другим, слои тонкой бумаги, а когда, наконец, увидели содержимое свёртка, дружно ахнули. Перед ними лежал древний сафьяновый сапог — зелёного цвета, на высоком каблуке, с загнутым заострённым носком. «Бог ты мой, да это же пятнадцатый век!» — всплеснул руками седой профессор, стоявший рядом со Стальновым.
— Этот сапожок знакомые рыбаки из Ильменя выудили, — объяснил Леонид Иоакимович. — Я его у них купил, очистил, высушил и с тех пор храню у себя. В шутку называю его «сапогом Садко», — улыбнулся купец, и добавил: — А теперь вот вам принёс — может быть, он чем-то науке сможет помочь.
Артефакт купца Стальнова произвёл настоящий фурор в научном мире. От денег, которые ему предложило за сапог Русское Археологическое общество, Леонид Иоакимович категорически отказался, в шутку заявив даже, что заберёт находку обратно, если учёные будут настаивать.
Годом ранее, в тысяча девятьсот десятом, Леонид Иоакимович принял участие в ещё одном важном для науки деле — открытию древних фресок в новгородском храме Феодора Стратилата, построенном в четырнадцатом веке. По одной из версий, храм мог расписывать сам Феофан Грек. Фрески следовало освободить из-под наслоений более поздней живописи. Кропотливая работа требовала участия высококлассных специалистов, которых в то время в России можно было сосчитать по пальцам, и была, конечно, дорогостоящей. Стальнов пожертвовал на её проведение пять тысяч рублей.
С большой заботой относился Иоаким Леонидович к тем, кто нуждался в куске хлеба, в крыше над головой. Он состоял в Губернском попечительстве о детских приютах и отнюдь не ограничивался ежемесячными взносами. Стальнов оплачивал лечение заболевших воспитанников, при необходимости устраивал им поездки на курорты, организовывал в приютах детские праздники с угощением из лучших кондитерских города.
Не отставала от купца Стальнова и его супруга — Ольга Григорьевна. Она помогала школьникам и студентам, не имеющим достаточных средств, чтобы в полной мере платить за своё обучение. Будучи членом Общества пособий недостаточным учащимся, Стальнова учредила несколько специальных стипендий.
При поддержке супруга Ольга Григорьевна открыла народную библиотеку имени Некрасова. Её Стальновы разместили в собственном особняке на Разважнской улице. Стать читателем библиотеки мог любой, кто интересовался литературой — её услуги были бесплатные.
Другой свой особняк Стальновы отвели под Александровскую мужскую учительскую семинарию. Принимали туда тоже бесплатно, причём, приоритет оказывался крестьянским детям. Образование в учительской семинарии давали самое разностороннее, при этом Стальновы не жалели средств на расширение кругозора воспитанников, оплачивая многодневные экскурсии по российским городам и паломнические поездки. Ничего подобного в то время не было даже в тех учебных заведениях, где обучались представители высших сословий. Неудивительно, что назначенный директором Александровской учительской семинарии Дмитрий Соболев говорил: «Даже не верится, что речь идёт о детях, которые при ином стечении обстоятельств, ничего кроме своего убогого хозяйства и не знали бы!»
Народный клуб и первый спортивный кружок возникли в Новгороде тоже благодаря стараниям супругов Стальновых. Они старались обеспечить горожанам доступный и интересный досуг. Заботились и о местном историческом музее. Когда изучив тот самый древний сафьяновый «сапог Садко» учёные всё-таки вернули его Стальнову, Леонид Иоакимович остался верен себе. Сапог купец обратно не взял, а подарил городскому музею. Там его можно увидеть и сегодня.
Все выпуски программы Имена милосердия
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема