В тысяча девятьсот одиннадцатом году Великий Новгород торжественно принимал у себя Пятнадцатый археологический съезд. Лучшего места для встречи любителей старины было, пожалуй, и не найти: древняя колыбель русской земли; здесь, на берегах бескрайнего озера Ильмень когда-то играл на своих гуслях Садко, мечтая стать богатым купцом. Сбылась его мечта. Только очень скоро понял гусляр, что не в деньгах счастье. Раздал Садко свои богатства «нищей братии», а на оставшиеся деньги построил церковь в честь Николы Можайского.
Владелец крупного пивоваренного завода «Богемия», купец Леонид Иоакимович Стальнов очень любил древнюю былину о Садко. Правда, в отличии от её героя, Стальнову не нужно было отправляться на дно морское, чтобы понять — богатством нужно делиться. Человек, всем сердцем верующий в Бога и строящий свою жизнь по евангельским принципам, он считал помощь ближним делом необходимым и совершенно естественным.
Вот и на одно из заседаний Археологического съезда Леонид Иоакимович, большой любитель старины, пришёл со свёртком в руках. Заинтересованные учёные с любопытством смотрели, как новгородский купец разворачивает, один за другим, слои тонкой бумаги, а когда, наконец, увидели содержимое свёртка, дружно ахнули. Перед ними лежал древний сафьяновый сапог — зелёного цвета, на высоком каблуке, с загнутым заострённым носком. «Бог ты мой, да это же пятнадцатый век!» — всплеснул руками седой профессор, стоявший рядом со Стальновым.
— Этот сапожок знакомые рыбаки из Ильменя выудили, — объяснил Леонид Иоакимович. — Я его у них купил, очистил, высушил и с тех пор храню у себя. В шутку называю его «сапогом Садко», — улыбнулся купец, и добавил: — А теперь вот вам принёс — может быть, он чем-то науке сможет помочь.
Артефакт купца Стальнова произвёл настоящий фурор в научном мире. От денег, которые ему предложило за сапог Русское Археологическое общество, Леонид Иоакимович категорически отказался, в шутку заявив даже, что заберёт находку обратно, если учёные будут настаивать.
Годом ранее, в тысяча девятьсот десятом, Леонид Иоакимович принял участие в ещё одном важном для науки деле — открытию древних фресок в новгородском храме Феодора Стратилата, построенном в четырнадцатом веке. По одной из версий, храм мог расписывать сам Феофан Грек. Фрески следовало освободить из-под наслоений более поздней живописи. Кропотливая работа требовала участия высококлассных специалистов, которых в то время в России можно было сосчитать по пальцам, и была, конечно, дорогостоящей. Стальнов пожертвовал на её проведение пять тысяч рублей.
С большой заботой относился Иоаким Леонидович к тем, кто нуждался в куске хлеба, в крыше над головой. Он состоял в Губернском попечительстве о детских приютах и отнюдь не ограничивался ежемесячными взносами. Стальнов оплачивал лечение заболевших воспитанников, при необходимости устраивал им поездки на курорты, организовывал в приютах детские праздники с угощением из лучших кондитерских города.
Не отставала от купца Стальнова и его супруга — Ольга Григорьевна. Она помогала школьникам и студентам, не имеющим достаточных средств, чтобы в полной мере платить за своё обучение. Будучи членом Общества пособий недостаточным учащимся, Стальнова учредила несколько специальных стипендий.
При поддержке супруга Ольга Григорьевна открыла народную библиотеку имени Некрасова. Её Стальновы разместили в собственном особняке на Разважнской улице. Стать читателем библиотеки мог любой, кто интересовался литературой — её услуги были бесплатные.
Другой свой особняк Стальновы отвели под Александровскую мужскую учительскую семинарию. Принимали туда тоже бесплатно, причём, приоритет оказывался крестьянским детям. Образование в учительской семинарии давали самое разностороннее, при этом Стальновы не жалели средств на расширение кругозора воспитанников, оплачивая многодневные экскурсии по российским городам и паломнические поездки. Ничего подобного в то время не было даже в тех учебных заведениях, где обучались представители высших сословий. Неудивительно, что назначенный директором Александровской учительской семинарии Дмитрий Соболев говорил: «Даже не верится, что речь идёт о детях, которые при ином стечении обстоятельств, ничего кроме своего убогого хозяйства и не знали бы!»
Народный клуб и первый спортивный кружок возникли в Новгороде тоже благодаря стараниям супругов Стальновых. Они старались обеспечить горожанам доступный и интересный досуг. Заботились и о местном историческом музее. Когда изучив тот самый древний сафьяновый «сапог Садко» учёные всё-таки вернули его Стальнову, Леонид Иоакимович остался верен себе. Сапог купец обратно не взял, а подарил городскому музею. Там его можно увидеть и сегодня.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер