
4 сентября 1802 года в селе Митченки на Черниговщине случился пожар. Больше всех досталось от огня хозяйству Петра Ивановича Прокоповича — военного чиновника в отставке. Дотла выгорел дом, амбары с запасами зерна и сена. Уцелела только пасека — несколько ульев. В мгновение ока Прокопович из состоятельного селянина превратился в нищего. На месте сгоревшего дома он выкопал землянку. И стал думать, как жить дальше. Конечно, остались пчёлы. Мёд у Петра Ивановича всегда охотно покупали. Но для того, чтобы достать мёд, улей нужно разбить. А пчёл предварительно умертвить. А это означало — лишиться единственного теперь средства к существованию. Ситуация казалась безвыходной. Но именно она подтолкнула Петра Ивановича к изобретению, которое прославит его и ознаменует новую эпоху в пчеловодстве — рамочному улью.
Долгое время пчелиный улей представлял собой колоду — самый обычный пень с дуплом. Заселяясь туда, пчёлы целиком застраивали такой улей сотами. Извлечь мёд можно было, только разрубив улей-колоду топором и убив пчёл. А потом — покупать другую колоду и заманивать в неё новый рой. Одним словом, дело хлопотное. При таких условиях работы заводить пасеку решался далеко не каждый.
Петра Ивановича на занятие пчеловодством вдохновил старший брат. В 1798 году Прокопович вышел в отставку после воинской службы в императорском Егерском конном полку. Став человеком гражданским, долго не мог найти себе занятия по душе. Однажды приехал в гости к брату. Тот как раз накануне купил ульи с пчёлами. Увидев их, Пётр Иванович был до глубины души поражён. «До этого времени я видел пчёл лишь на цветах, а о том, как они живут в ульях, я не имел никакого понятия. Когда я увидел рой, сидящий там и громко жужжащий, у меня внезапно вспыхнуло горячее желание самому завести пчёл», — вспоминал Прокопович. В родной деревне он купил десятину земли под пасеку. Скоро, один за другим, там появились тридцать ульев. Пётр Иванович наблюдал за пчёлами. Улавливал особенности их поведения. Свои выводы записывал в особую тетрадь. Прокопович признавался, что никогда не читал никакой специальной литературы по пчеловодству и основывался лишь на собственном опыте.
Этот опыт и помог ему после пожара найти способ получить мёд и при этом сохранить пчёл и ульи. Вместо колоды Прокопович решил использовать дощатый ящик. В него, по принципу карточек в библиотечной картотеке, вставлялись деревянные рамки. На них пчёлы строили соты. Каждую из рамок в любой момент можно было вытащить из улья. Собрать с неё мёд и поставить на место. Пётр Иванович испытал новый способ и остался очень доволен. Тайны из своего изобретения он делать не собирался. Наоборот, отправил в Петербург, в Министерство земледелия, несколько рамок с чистым сотовым мёдом. Посылку сопроводил запиской: «Рамки эти вынуты из ульев без дыма и ножа, и не раздавлена ни одна пчёлка». В столице улей Петра ивановича оценили. «По нашему мнению, улей Прокоповича во всех отношениях лучше любого из доселе придуманных. После гениальной простоты этого изобретения сделать что-нибудь совершеннее кажется весьма трудным», — писали газеты.
Однако Прокопович искал не славы. Он хотел, чтобы его опыт служил людям. Поэтому в 1828 году он открыл Школу пчеловодства. В ней любой желающий мог приобрести навыки работы на пасеке и научиться делать ульи с наборами рамок. Помимо науки о пчёлах, преподавались в школе и общеобразовательные предметы — грамматика и арифметика. Пётр Иванович сам составил образовательную программу и проводил занятия. Учиться к Прокоповичу приезжали пчеловоды из разных уголков Российской Империи — Беларуси, Литвы, Польши, Грузии. «Великий Пасечник» — называли его ученики. За вклад в развитие сельского хозяйства Пётр Иванович был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. «Я пылко желаю принести пользу моей Отчизне, в которой пчеловодство является важным предметом», — говорил Прокопович.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер