Зимой 1942 года советская разведгруппа возвращалась с задания. Путь к своим затянулся: немцы тщательно охраняли территорию на линии фронта, и разведчики были вынуждены по несколько часов пережидать проходы патрулей. Сухой паёк, выданный группе перед вылазкой, давно закончился. У бойцов животы сводило от голода. Двадцатилетняя разведчица, лейтенант Наталья Малышева, нащупала в кармане ватника кусок ржаного сухаря. Он был небольшим — на всех точно не хватит... Но вдруг лицо девушки просияло улыбкой. Наталья аккуратно разломила сухарь на шесть маленьких частей. А потом тихонько позвала парней. Оделяя каждого крошечным кубиком хлеба, она с совершенно серьёзным видом рассказывала, что это — не простой хлеб, а витаминный спецпаёк на случай чрезвычайной ситуации. Что всего одним его кусочком можно насытиться — главное, не жевать, а держать во рту, пока не растает. Бойцы о таком никогда раньше не слышали. Но сделали всё, как сказала девушка. А через некоторое время разведгруппа, наконец, выбралась в расположение своей части. И только тогда Наташа призналась, что накормила всех самым обыкновенным сухарём. Разведчики долго смеялись и спрашивали лейтенанта Малышеву: «Слушай, как тебе это удалось? Ведь есть, действительно, больше не хотелось!»
Этот случай, пожалуй, как нельзя лучше характеризует Наталью Владимировну Малышеву, известную многим как матушка Адриана, насельница Пюхтицкого Успенского монастыря, «монахиня из разведки». Великую Отечественную Войну она прошла до самого Берлина. Те, кому довелось воевать рядом с Натальей, вспоминали её редкий дар: она всегда умела поддержать, успокоить, поднять дух. Её небесно-голубые глаза смотрели на людей с любовью.
Решение идти на фронт Наташа приняла сразу же, как только услышала по радио о нападении фашистской Германии. Подготовка у неё имелась: ещё до начала войны девушка сдала физкультурные нормативы и получила значок ГТО — «Готов к труду и обороне», окончила курсы медицинских сестёр. А ещё прекрасно знала немецкий язык. «Я отчетливо представляла себе, на что иду, но колебаний не было. Словно какая-то сила руководила мной. Внутренний голос говорил: ты мечтала о подвигах — теперь, когда Родина в опасности, иди и защити!» — вспоминала матушка Адриана Малышева. Ещё девчонкой она зачитывалась книжкой «Записки кавалерист-девицы» Надежды Дуровой. Мечтала, что когда-нибудь тоже будет служить Отечеству. И вот этот момент наступил.
«Медсестёр у нас много. Может, в разведку?» — предложил Наташе командир в пункте записи добровольцев. Она согласилась. Служить начала на Волоколамском направлении под командованием Константина Рокоссовского. Сколько опаснейших вылазок совершила юная разведчица, сколько ценной информации для фронта из них вынесла — она не считала. Но чётко усвоила главный принцип разведчика: сам умри, а друга спаси. Позже, став монахиней, она часто сравнивала его с евангельской заповедью о том, что нет большей любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих. Однажды ей довелось вызволять из вражеского расположения раненого товарища. Чтобы немцы не заметили девушку на снегу, в морозный зимний день ей пришлось раздеться до белья — оно было белым. Боец не мог передвигаться самостоятельно; Наталья привязала его к себе ремнём и поползла по обледеневшей земле. И вдруг началась метель. Густые белые хлопья полностью скрыли разведчиков от вражеских глаз. «Это было похоже на настоящее чудо», — признавалась монахиня Адриана.
Она воевала на Курской дуге, участвовала в обороне Сталинграда. «Всю войну прошла словно под колпаком, ощущала, что есть кто-то сильный, кто меня бережёт», — часто говорила матушка. А когда война закончилась, Наталья восстановилась в Московском авиационном институте — на фронт она ушла второкурсницей. Потом была работа конструктором ракетных двигателей в НИИ ракетостроения. Наталья Владимировна участвовала в создании гагаринского корабля «Восток-1». А за работу над двигателем зенитно-ракетного комплекса С-75 её наградили орденом и присвоили звание майора.
В 1993 году Наталья Малышева приняла монашеский постриг и стала матушкой Адрианой. «У меня три главных ценности в жизни: прежде всего, любовь ко Господу, любовь к нашему Отечеству — России, и любовь к нашей Русской Армии», — говорила она.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова