
Зимой 1942 года советская разведгруппа возвращалась с задания. Путь к своим затянулся: немцы тщательно охраняли территорию на линии фронта, и разведчики были вынуждены по несколько часов пережидать проходы патрулей. Сухой паёк, выданный группе перед вылазкой, давно закончился. У бойцов животы сводило от голода. Двадцатилетняя разведчица, лейтенант Наталья Малышева, нащупала в кармане ватника кусок ржаного сухаря. Он был небольшим — на всех точно не хватит... Но вдруг лицо девушки просияло улыбкой. Наталья аккуратно разломила сухарь на шесть маленьких частей. А потом тихонько позвала парней. Оделяя каждого крошечным кубиком хлеба, она с совершенно серьёзным видом рассказывала, что это — не простой хлеб, а витаминный спецпаёк на случай чрезвычайной ситуации. Что всего одним его кусочком можно насытиться — главное, не жевать, а держать во рту, пока не растает. Бойцы о таком никогда раньше не слышали. Но сделали всё, как сказала девушка. А через некоторое время разведгруппа, наконец, выбралась в расположение своей части. И только тогда Наташа призналась, что накормила всех самым обыкновенным сухарём. Разведчики долго смеялись и спрашивали лейтенанта Малышеву: «Слушай, как тебе это удалось? Ведь есть, действительно, больше не хотелось!»
Этот случай, пожалуй, как нельзя лучше характеризует Наталью Владимировну Малышеву, известную многим как матушка Адриана, насельница Пюхтицкого Успенского монастыря, «монахиня из разведки». Великую Отечественную Войну она прошла до самого Берлина. Те, кому довелось воевать рядом с Натальей, вспоминали её редкий дар: она всегда умела поддержать, успокоить, поднять дух. Её небесно-голубые глаза смотрели на людей с любовью.
Решение идти на фронт Наташа приняла сразу же, как только услышала по радио о нападении фашистской Германии. Подготовка у неё имелась: ещё до начала войны девушка сдала физкультурные нормативы и получила значок ГТО — «Готов к труду и обороне», окончила курсы медицинских сестёр. А ещё прекрасно знала немецкий язык. «Я отчетливо представляла себе, на что иду, но колебаний не было. Словно какая-то сила руководила мной. Внутренний голос говорил: ты мечтала о подвигах — теперь, когда Родина в опасности, иди и защити!» — вспоминала матушка Адриана Малышева. Ещё девчонкой она зачитывалась книжкой «Записки кавалерист-девицы» Надежды Дуровой. Мечтала, что когда-нибудь тоже будет служить Отечеству. И вот этот момент наступил.
«Медсестёр у нас много. Может, в разведку?» — предложил Наташе командир в пункте записи добровольцев. Она согласилась. Служить начала на Волоколамском направлении под командованием Константина Рокоссовского. Сколько опаснейших вылазок совершила юная разведчица, сколько ценной информации для фронта из них вынесла — она не считала. Но чётко усвоила главный принцип разведчика: сам умри, а друга спаси. Позже, став монахиней, она часто сравнивала его с евангельской заповедью о том, что нет большей любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих. Однажды ей довелось вызволять из вражеского расположения раненого товарища. Чтобы немцы не заметили девушку на снегу, в морозный зимний день ей пришлось раздеться до белья — оно было белым. Боец не мог передвигаться самостоятельно; Наталья привязала его к себе ремнём и поползла по обледеневшей земле. И вдруг началась метель. Густые белые хлопья полностью скрыли разведчиков от вражеских глаз. «Это было похоже на настоящее чудо», — признавалась монахиня Адриана.
Она воевала на Курской дуге, участвовала в обороне Сталинграда. «Всю войну прошла словно под колпаком, ощущала, что есть кто-то сильный, кто меня бережёт», — часто говорила матушка. А когда война закончилась, Наталья восстановилась в Московском авиационном институте — на фронт она ушла второкурсницей. Потом была работа конструктором ракетных двигателей в НИИ ракетостроения. Наталья Владимировна участвовала в создании гагаринского корабля «Восток-1». А за работу над двигателем зенитно-ракетного комплекса С-75 её наградили орденом и присвоили звание майора.
В 1993 году Наталья Малышева приняла монашеский постриг и стала матушкой Адрианой. «У меня три главных ценности в жизни: прежде всего, любовь ко Господу, любовь к нашему Отечеству — России, и любовь к нашей Русской Армии», — говорила она.
Все выпуски программы Жизнь как служение
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер