Есть много памятных дат, которыми по праву может гордиться наша страна. Вместе с тем, в нашей истории есть такие события, отношение к которым до сих пор еще формируется. Среди них, пожалуй, одно из самых сложных - Первая мировая война. Современники называли эту войну Второй отечественной, поминая что Первой отечественной была война с Наполеоном. Мировая пресса именовала её Великой войной. И по праву. Именно эта война неузнаваемо изменила политическую карту Европы, вызвала резкие социальные, психологические и культурные изменения во всем мире. Недаром считается, что старый свет закончился в 14-ом году.
В этой войне Россия потеряла более двух миллионов погибших на фронтах, один миллион гражданского населения. И свыше трех миллионов находились в плену. Однако именно в России героям Первой мировой особенно «не повезло». Та политическая сила, что пришла на гребне войны к власти, сделала все для того, чтобы в массовом сознании превратить «Вторую отечественную» в позорную «империалистическую», и чтобы подвиги ее героев были забыты надолго.
Впрочем, ничего удивительного. В этой войне большевики, фактически, участвовали на стороне врагов России. Даже когда при Сталине стало возможным прославлять героев Полтавы, Измаила, Бородина, защитников Севастополя, - а ведь для советской истории это были герои реакционного царского режима — и тем не менее, про них снимали фильмы, писали книги… И даже тогда Первая мировая так не была реабилитирована.
Первая мировая – сложная тема. И сложная именно своим историческим парадоксом. Злая ирония заключается в том, что Россия, столько сделавшая для победы блока Антанты, не раз спасавшая своих союзников, была не только лишена плодов этой победы, но и исчезла как государство, стала площадкой для экспорта «мирового пожара», - как писал Блок. Помните, у него в поэме «Двенадцать»?
Мы на горе всем буржуем
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови, -
Господи, благослови.
Какие страшные слова. А ведь России до победы было не так далеко. По многим внешним показателям России было легче, чем другим участникам конфликта. Достаточно вспомнить, что война никогда не пересекала границ Пинска и БарАновичей – т.е. неприятельские войска не проникли дальше приграничных губерний России. Так что если бы большевики не производили на фронтах разложение армии и флота, не подстрекали к бунту, не вели тайных переговоров с немцами, может быть и исход войны был бы иным, да и вся дальнейшая история России… И не было бы Гражданской войны, ГУЛАГА, этого эксперимента по построению утопической идеологии на одной пятой суши. Тот эксперимент провалился, доказав свою социальную несостоятельность, однако он стоил нашей стране десятков миллионов жизней, страшных духовных комплексов и ужасного послевкусия в виде цинизма, всеобщего озлобления, неверия, отчуждения всех от всех… Действительно жестокий, мистический парадокс, который еще предстоит осмыслить.
Да, история Первой мировой для нашей страны – это история великого краха. И мне кажется, его последствия до сих пор витают над нашей страной. Не только Россия, но и все страны и народы, которые входят в состав «исторической Руси», должны сегодня не забывать причину и следствия той страшной и трагической войны. И ту основную и важную истину, что Россия Первую мировую не проиграла, она просто не дожила до победы.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение