Многие мои знакомые – врачи, волонтеры в хосписах, священники, педагоги, работающие с трудными детьми, словом, те, кто по своему профессиональному долгу должны помогать людям – не раз жаловались на то, что происходит у них «эффект выгорания».
Кончается вдохновение, иссякают силы и эмоции, дело свое делаешь через силу, и твои подопечные – больные, дети, прихожане с их проблемами – становятся тебе уже не в радость, а в тягость…. И многие начинают от этого унывать и приходить в отчаяние.
Этому выгоранию как чему-то из ряда вон выходящему нередко поражаются и люди церковные, они говорят: «Не должно такого быть у истинно верующего, откуда же оно берется?!!» «У истинно верующего!..» А вот, например, святые были истинно верующими? Были? Тогда перечитаем иные места из того, что писали святые.
"Где моя вера? Даже там, на самом донышке души – ничего, только тьма и пустота. – Боже мой – как мучительна эта неведомая боль. – Она не проходит. – У меня совсем не осталось веры… Боже, если Ты есть – пожалуйста, прости меня…".
Знаете, чьи это слова? Матери Терезы. Да-да, той самой великой подвижницы ХХ века, которая спасла тысячи несчастных, больных, умирающих, чье имя стало символом милосердия и самоотверженного подвига ради людей… Ее дневники и переписка недавно вышли отдельной книгой. Эти дневники свидетельствуют: великая подвижница и святая, на которую мы, простые обыватели, смотрим иногда как на существо вышеестественное, ангельское - мучилась тем же человеческим «выгоранием». Мучилась в самый период расцвета ее знаменитой деятельности. Мучилась – годами. «Это святая-то?!» - пораженно воскликнет кто-то. Да, святая. И она, и мы – совершенно одинаковы в том, что все мы – просто люди.
ФенОмен выгорания – никакой не фенОмен. Это обычная человеческая вещь. Обычная для нашей человеческой природы. Человек может устать, потому что он не робот и не ангел (да и не должен им быть). У него и впрямь может кончиться запас милосердия, сострадания, любви, веры и многих других нужных и прекрасных вещей. Это реальность. И ее надо увидеть в себе и с трезвостью и смирением признать. Увидеть и признать себя таким как есть – нам мешает гордость. Самая обычная. Гордость – ослепляет, застит глаза, не дает видеть мир и себя такими как есть : «Я – и вдруг !...Нет! Никогда!... Он, она, они – но только не я!». Это примерно как со смертью: мы знаем, что она есть, мы много о ней читали, мы видели, как умирают другие… Но то – другие, а я-то ведь не умру! Это убеждение сидит где-то глубоко в нас за гранью сознания.
Вот тут – вопрос: а что делать? Как бороться с этим мучительным явлением выгорания? Готовых рецептов и безотказных формул у меня нет, да и ни у кого нет, все люди и все их ситуации – разные… Но одно свое размышление я все же выскажу. Вот какое: без помощи Божьей тут никак не обойтись.
Самое мучительное в выгорании – ощущение выгорания. А ощущения, чувства – почва зыбкая, на ней ничего путного не построишь... Какие бы ни были чувства – надо вставать и делать дело. То, которое должен. Трезво расценив свои малые силы, какие уж есть. С терпением, без удовольствия и подъема, но делать, понемногу, не пытаясь сразу свернуть горы. И выгорание постепенно пройдет – это не добродетели наши выгорают, это выгорают наши иллюзии про них. Добродетели – они от Бога, они выгореть не могут, потому что Бог создал всё хорошее – вечным.
Всё, что мы, как казалось, утратили – силы, вдохновение и так далее – Он восстанавливает снова, но уже очищенным от иллюзий нашей греховной самости. Поверьте – всё. Потому что мы считали, что источник всего хорошего в нас – в нас же самих, а на самом деле – в Нём. И этот источник не иссякнет никогда. Мне, «выгоревшему», Бог продолжает помогать и жить, и делать свое дело дальше.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер