Многие мои знакомые – врачи, волонтеры в хосписах, священники, педагоги, работающие с трудными детьми, словом, те, кто по своему профессиональному долгу должны помогать людям – не раз жаловались на то, что происходит у них «эффект выгорания».
Кончается вдохновение, иссякают силы и эмоции, дело свое делаешь через силу, и твои подопечные – больные, дети, прихожане с их проблемами – становятся тебе уже не в радость, а в тягость…. И многие начинают от этого унывать и приходить в отчаяние.
Этому выгоранию как чему-то из ряда вон выходящему нередко поражаются и люди церковные, они говорят: «Не должно такого быть у истинно верующего, откуда же оно берется?!!» «У истинно верующего!..» А вот, например, святые были истинно верующими? Были? Тогда перечитаем иные места из того, что писали святые.
"Где моя вера? Даже там, на самом донышке души – ничего, только тьма и пустота. – Боже мой – как мучительна эта неведомая боль. – Она не проходит. – У меня совсем не осталось веры… Боже, если Ты есть – пожалуйста, прости меня…".
Знаете, чьи это слова? Матери Терезы. Да-да, той самой великой подвижницы ХХ века, которая спасла тысячи несчастных, больных, умирающих, чье имя стало символом милосердия и самоотверженного подвига ради людей… Ее дневники и переписка недавно вышли отдельной книгой. Эти дневники свидетельствуют: великая подвижница и святая, на которую мы, простые обыватели, смотрим иногда как на существо вышеестественное, ангельское - мучилась тем же человеческим «выгоранием». Мучилась в самый период расцвета ее знаменитой деятельности. Мучилась – годами. «Это святая-то?!» - пораженно воскликнет кто-то. Да, святая. И она, и мы – совершенно одинаковы в том, что все мы – просто люди.
ФенОмен выгорания – никакой не фенОмен. Это обычная человеческая вещь. Обычная для нашей человеческой природы. Человек может устать, потому что он не робот и не ангел (да и не должен им быть). У него и впрямь может кончиться запас милосердия, сострадания, любви, веры и многих других нужных и прекрасных вещей. Это реальность. И ее надо увидеть в себе и с трезвостью и смирением признать. Увидеть и признать себя таким как есть – нам мешает гордость. Самая обычная. Гордость – ослепляет, застит глаза, не дает видеть мир и себя такими как есть : «Я – и вдруг !...Нет! Никогда!... Он, она, они – но только не я!». Это примерно как со смертью: мы знаем, что она есть, мы много о ней читали, мы видели, как умирают другие… Но то – другие, а я-то ведь не умру! Это убеждение сидит где-то глубоко в нас за гранью сознания.
Вот тут – вопрос: а что делать? Как бороться с этим мучительным явлением выгорания? Готовых рецептов и безотказных формул у меня нет, да и ни у кого нет, все люди и все их ситуации – разные… Но одно свое размышление я все же выскажу. Вот какое: без помощи Божьей тут никак не обойтись.
Самое мучительное в выгорании – ощущение выгорания. А ощущения, чувства – почва зыбкая, на ней ничего путного не построишь... Какие бы ни были чувства – надо вставать и делать дело. То, которое должен. Трезво расценив свои малые силы, какие уж есть. С терпением, без удовольствия и подъема, но делать, понемногу, не пытаясь сразу свернуть горы. И выгорание постепенно пройдет – это не добродетели наши выгорают, это выгорают наши иллюзии про них. Добродетели – они от Бога, они выгореть не могут, потому что Бог создал всё хорошее – вечным.
Всё, что мы, как казалось, утратили – силы, вдохновение и так далее – Он восстанавливает снова, но уже очищенным от иллюзий нашей греховной самости. Поверьте – всё. Потому что мы считали, что источник всего хорошего в нас – в нас же самих, а на самом деле – в Нём. И этот источник не иссякнет никогда. Мне, «выгоревшему», Бог продолжает помогать и жить, и делать свое дело дальше.
«Наследие протоиерея Иосифа Фуделя». Надежда Винюкова
У нас в студии была кандидат исторических наук, старший преподаватель Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Надежда Винюкова.
Разговор пойдет о жизни и служении известного священника начала ХХ века протоиерея Иосифа Фуделя, о его духовном наследии и вкладе в развитие русской религиозной мысли. О его пути к священническому служению, к которому он стремился, чтобы нести людям свет христианской веры, о его служении в тюремном храме и заботе о заключенных, а также о том, почему он считал, что лишь на почве Православия может произойти соединение интеллигенции и народа.
Кроме того речь шла о книге нашей гостьи «Апология чистого христианства: Жизнь и служение протоиерея Иосифа Фуделя».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Рождественская сказка». Священник Федор Лукьянов, Светлана Феодулова
Гостями программы «Светлый вечер» были настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов и оперная певица, многодетная мама Светлана Феодулова.
Мы говорили об отношении детей к сказкам, о значении и роли положительных и отрицательных сказочных героев, как это помогает воспитывать понимание добра и зла, о влиянии музыки на развитие ребенка, а также о новом праздничном концерте Светланы Феодуловой для всей семьи, Рождественской сказке «Секрет Новогодних игрушек».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Оксана Шалыгина, Илья Кусков
У нас в гостях были заместитель директора департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина и директор социально-реабилитационного центра для бездомных людей «Теплый прием», председатель фонда «Помощник и Покровитель» Илья Кусков. Разговор шел о том, каким образом можно помогать бездомным.
Наши гости рассказали, почему, помимо первой помощи, важно организовывать для людей без крова над головой рабочие места — как, например, Илья организовал кожевенную мастерскую, где подопечные могут не только сами учиться кожевенному делу и зарабатывать этим себе на жизнь, но и передавать знания другим.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели











