Многие мои знакомые – врачи, волонтеры в хосписах, священники, педагоги, работающие с трудными детьми, словом, те, кто по своему профессиональному долгу должны помогать людям – не раз жаловались на то, что происходит у них «эффект выгорания».
Кончается вдохновение, иссякают силы и эмоции, дело свое делаешь через силу, и твои подопечные – больные, дети, прихожане с их проблемами – становятся тебе уже не в радость, а в тягость…. И многие начинают от этого унывать и приходить в отчаяние.
Этому выгоранию как чему-то из ряда вон выходящему нередко поражаются и люди церковные, они говорят: «Не должно такого быть у истинно верующего, откуда же оно берется?!!» «У истинно верующего!..» А вот, например, святые были истинно верующими? Были? Тогда перечитаем иные места из того, что писали святые.
"Где моя вера? Даже там, на самом донышке души – ничего, только тьма и пустота. – Боже мой – как мучительна эта неведомая боль. – Она не проходит. – У меня совсем не осталось веры… Боже, если Ты есть – пожалуйста, прости меня…".
Знаете, чьи это слова? Матери Терезы. Да-да, той самой великой подвижницы ХХ века, которая спасла тысячи несчастных, больных, умирающих, чье имя стало символом милосердия и самоотверженного подвига ради людей… Ее дневники и переписка недавно вышли отдельной книгой. Эти дневники свидетельствуют: великая подвижница и святая, на которую мы, простые обыватели, смотрим иногда как на существо вышеестественное, ангельское - мучилась тем же человеческим «выгоранием». Мучилась в самый период расцвета ее знаменитой деятельности. Мучилась – годами. «Это святая-то?!» - пораженно воскликнет кто-то. Да, святая. И она, и мы – совершенно одинаковы в том, что все мы – просто люди.
ФенОмен выгорания – никакой не фенОмен. Это обычная человеческая вещь. Обычная для нашей человеческой природы. Человек может устать, потому что он не робот и не ангел (да и не должен им быть). У него и впрямь может кончиться запас милосердия, сострадания, любви, веры и многих других нужных и прекрасных вещей. Это реальность. И ее надо увидеть в себе и с трезвостью и смирением признать. Увидеть и признать себя таким как есть – нам мешает гордость. Самая обычная. Гордость – ослепляет, застит глаза, не дает видеть мир и себя такими как есть : «Я – и вдруг !...Нет! Никогда!... Он, она, они – но только не я!». Это примерно как со смертью: мы знаем, что она есть, мы много о ней читали, мы видели, как умирают другие… Но то – другие, а я-то ведь не умру! Это убеждение сидит где-то глубоко в нас за гранью сознания.
Вот тут – вопрос: а что делать? Как бороться с этим мучительным явлением выгорания? Готовых рецептов и безотказных формул у меня нет, да и ни у кого нет, все люди и все их ситуации – разные… Но одно свое размышление я все же выскажу. Вот какое: без помощи Божьей тут никак не обойтись.
Самое мучительное в выгорании – ощущение выгорания. А ощущения, чувства – почва зыбкая, на ней ничего путного не построишь... Какие бы ни были чувства – надо вставать и делать дело. То, которое должен. Трезво расценив свои малые силы, какие уж есть. С терпением, без удовольствия и подъема, но делать, понемногу, не пытаясь сразу свернуть горы. И выгорание постепенно пройдет – это не добродетели наши выгорают, это выгорают наши иллюзии про них. Добродетели – они от Бога, они выгореть не могут, потому что Бог создал всё хорошее – вечным.
Всё, что мы, как казалось, утратили – силы, вдохновение и так далее – Он восстанавливает снова, но уже очищенным от иллюзий нашей греховной самости. Поверьте – всё. Потому что мы считали, что источник всего хорошего в нас – в нас же самих, а на самом деле – в Нём. И этот источник не иссякнет никогда. Мне, «выгоревшему», Бог продолжает помогать и жить, и делать свое дело дальше.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема