
«Господин Великий Новгород», студия: Мосфильм, режиссёр: Алексей Салтыков
(немецкая речь)
— Где эти реликвии древней славы Новграда?
— Пока неизвестно, господин генерал.
— Их обязательно надо найти. Соборные колокола Новграда должны звонить в Берлине, в день нашей победы. Это желание фюрера.
В августе 1941 года в Великий Новгород вошли немецкие войска. Руководству города из Москвы был дан приказ — уходить. Но как оставить на разграбление и поругание фашистам древние храмы, которые когда-то видели самого князя Александра Невского? Из Новгорода не успели вывезти многие музейные ценности. Остались и колокола звонницы Софийского собора. Много веков они созывали новгородцев на молитву и сообщали о набегах неприятеля. Их нужно непременно сохранить, укрыть от врага. Только как это сделать, если самый большой гигант весит целых 26 тонн, а людей, техники, а главное — времени, не осталось. Между тем, у фашистских оккупантов имеются вполне определённые планы — и на древнюю реликвию, и на сам Новгород. Как, впрочем, и на всю страну...
Такие события разворачиваются в картине «Господин Великий Новгород». В начале программы прозвучал отрывок из этого фильма. Снял его режиссёр Алексей Салтыков в 1985 году и приурочил к 40-летнему юбилею Победы и празднованию 1125-летия Новгорода. Впрочем, лента интересна и актуальна независимо от дат. И прежде всего, потому что предлагает зрителю поразмышлять о понятиях духовных, а значит — вечных. У режиссёра получилась военно-историческая драма удивительной глубины и силы. Салтыков говорил, что ему хотелось исследовать моральный, нравственный и духовный облик человека перед лицом смертельной опасности, когда стоит вопрос не только его собственной жизни и смерти, но и существования его родной земли.
Именно перед такими обстоятельствами оказались главные герои фильма — музейщик Егор Чудин, его жена Вера, секретарь городского парткомитета Алексей Бородин и их товарищи. Им стало известно, что фашисты со дня на день ожидают прибытия эшелона со взрывчаткой — немцы намереваются разграбить древний город, а потом стереть его с лица земли. Казалось бы, что могут противопоставить таким планам несколько практически безоружных, напуганных людей? Вот это мы и увидим в картине Алексея Салтыкова «Господин Великий Новгород».
Сценарий для картины написал сам режиссёр в соавторстве с писателем-фронтовиком, историком Юрием Лимановым. За основу были взяты реальные факты и исторические документы, которые сценаристы искали и изучали в новгородских архивах. В сценарий также вошли эпизоды из романа «Господин Великий Новгород», повествующего об Александре Невском. Его в 70-е годы ХХ века написал известный филолог-русист Дмитрий Балашов. Кстати, он ещё и сыграл в фильме одну из ролей. Фрагменты этого произведения воплощаются в картине в качестве ретроспективы. Периодически действие из военного 41-го переносится в далёкое прошлое. Мы видим новгородского князя Александра Невского накануне битвы с тевтонцами — немецкими рыцарями. В одном из таких эпизодов князь навещает колокольных мастеров, которые как раз отливают те самые Софийские колокола. Спутник Александра сомневается, что в условиях угрозы войны стоит тратить металл подобным образом. Но у князя другое мнение на этот счёт.
— Чуден ваш талант, мастеры. И ремесло. И мудрость знания тайны огня и влаги земной. И высокого колокольного звона, от земли и огня, зовущего к небесам.
— Подумай, князь Александр, надо ли сотворять звононосное литьё? Отдавать скудные руды, дорогое железо, когда Новогороду время оборужать городскую рать, мечи отковывать.
— Без духовной опоры и меч не крепок, в руке воина.
О силе духа, о том, на что она способна, и о вещах, в которых человек эту духовную силу черпает, говорит с нами режиссёр Алексей Салтыков в своей картине «Господин великий Новгород». И, наверное, совсем не случайно женские персонажи в фильме носят имена Вера, Надежда и Любовь. На вере, надежде и любви как евангельских добродетелях во все времена держалась Святая Русь. И во дни князя Александра Невского, и в годы Великой Отечественной. Мне очень понравилось необычное художественное решение, которым в фильме подчёркивается эта духовная связь. В одном из эпизодов ретроспективы, когда Александр Невский перед сражением с германцами обращается к жителям города, неожиданно звучит музыка из песни «Священная война» — «Вставай, страна огромная...»
Прошлое, настоящее и будущее народа неразрывно связаны. Иногда стоит заглянуть в историю, чтобы вспомнить, в чём наша сила. Мне кажется, как раз об этом фильм Алексея Салтыкова «Господин Великий Новгород».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер