Женщина, которую называли «русской Жанной д’Арк» — Мария Леонтьевна — человек, сформировавший первую в мире женскую военную команду смерти. Именно батальон Марии Бочкаревой защищал Зимний дворец в октябре 1917-го, о котором говорили, что он вел себя в бою геройски.
Еще в начале Первой Мировой войны Мария Леонтьевна, будучи простой крестьянкой, пришла в призывной пункт Томска и попросила записать себя в рядовые. Будучи на передовой, Мария Бочкарева сражалась храбро и самоотверженно, вынеся под пулями с поля боя пятьдесят раненых товарищей, за что была награждена тогда первым Георгиевскием крестом.
Как Мария Леонтьевна, человек, считавший, что жертва женщины может спасти родину, относилась к своему воинскому формированию и какими были ее последние слова?

В ноябре 1914 года на призывной пункт города Томска пришла женщина. Высокая, крепкая, с решительным взглядом. «Хочу идти на фронт», — сказала она офицеру, принимавшему новобранцев. Военный указал на стол в противоположном углу зала. Там записывали в санитарный батальон. Но женщина отрицательно покачала головой: «Я воевать буду. Запишите рядовым». Тщетно офицер объяснял, что женщина в армии может быть только сестрой милосердия, но никак не солдатом. Необычная посетительница упорно настаивала на своём. «Тогда обращайтесь к царю. Если он разрешит вам служить — приходите», — с усмешкой сказал военный. Вряд ли он предполагал, что женщина последует его совету. Однако, выйдя из призывного пункта, та прямиком отправилась на почту. На последние деньги она отправила телеграмму императору Николаю II — с просьбой разрешить ей, крестьянке Марии Леонтьевне Бочкарёвой, поступить на военную службу.
Марию Бочкарёву называли русской Жанной д’Арк. Как только по городам и весям разнеслась весть о начале Первой мировой войны, Мария твёрдо решила идти на фронт. «Мною овладел дух самопожертвования. Моя страна звала меня. И какая-то непреодолимая внутренняя сила толкала вперед», — вспоминала Бочкарёва в автобиографии. Ответ императора на её телеграмму не заставил себя ждать. Высочайшим указом Марии Бочкарёвой дозволялось стать солдатом. «Душа моя ликовала. Царь поверил в меня! Это был самый счастливый момент в моей жизни», — говорила Мария Леонтьевна.
В феврале 1915 года Бочкарёва была зачислена в 28-й Полоцкий пехотный полк. И вот она на передовой. В первом же сражении Мария проявила храбрость и самоотверженность. Без страха пошла в штыковую атаку. А потом, под пулями, рискуя жизнью, вынесла с поля боя пятьдесят раненых товарищей. За этот подвиг Марию Леонтьевну наградили её первым Георгиевским крестом. Всего у Бочкарёвой их было четыре. И столько же медалей — за храбрость и усердие, проявленные в боях. Несколько раз Мария Леонтьевна была ранена. 1917 год она встретила в чине унтер-офицера и должности командира взвода.
Когда до фронта долетели известия о Февральской революции и свержении царя, многие солдаты самовольно бросали оружие и разбегались по домам. Глядя на дезертиров, Бочкарёва решила: если мужчины не желают сражаться с врагом, на защиту Родины должны встать женщины! Мария Леонтьевна обратилась к председателю временного правительства Керенскому с идеей создать добровольческий женский батальон. «Если женщины обрекают себя на жертву, то могут спасти свою родину и ласковым словом, и любящим сердцем, и геройским поступком», — говорила Бочкарёва. Две тысячи человек откликнулись на её призыв. Дворянки и простолюдинки были готовы защищать Отечество с оружием в руках. После серьёзного отбора и учений несколько сотен из них вошли в первую в мире женскую военную команду смерти — ударный батальон для прорыва на переднем крае фронта. Своим примером женский батальон смерти должен был воодушевлять остальных бойцов. 21 июня 1917 года на площади Исаакиевского собора новому воинскому формированию под командованием Марии Леонтьевны Бочкарёвой было вручено боевое знамя. «Они казались мне детьми, моими собственными детьми, и я ощущала себя их заботливой нежной матерью», — говорила Бочкарёва о подчинённых. 23 июля 1917 года Женский батальон смерти принял бой у белорусского города Сморгонь. Под ураганным огнём неприятеля женщины самоотверженно сражались. «Отряд Бочкарёвой вёл себя в бою геройски», — писал в своём рапорте полковник Василий Закржевский.
В октябре 1917-го батальон Бочкарёвой защищал Зимний дворец. Новую власть большевиков Мария Леонтьевна категорически не приняла. С намерением воевать против «красных» под началом адмирала Колчака, она приехала в Омск. Но опоздала. Город заняли красноармейцы. Бочкарёву немедленно арестовали и приговорили к расстрелу. Выслушав приговор, Мария Леонтьевна перекрестилась и произнесла: «Я всегда была готова умереть за Родину».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











