Женщина, которую называли «русской Жанной д’Арк» — Мария Леонтьевна — человек, сформировавший первую в мире женскую военную команду смерти. Именно батальон Марии Бочкаревой защищал Зимний дворец в октябре 1917-го, о котором говорили, что он вел себя в бою геройски.
Еще в начале Первой Мировой войны Мария Леонтьевна, будучи простой крестьянкой, пришла в призывной пункт Томска и попросила записать себя в рядовые. Будучи на передовой, Мария Бочкарева сражалась храбро и самоотверженно, вынеся под пулями с поля боя пятьдесят раненых товарищей, за что была награждена тогда первым Георгиевскием крестом.
Как Мария Леонтьевна, человек, считавший, что жертва женщины может спасти родину, относилась к своему воинскому формированию и какими были ее последние слова?
В ноябре 1914 года на призывной пункт города Томска пришла женщина. Высокая, крепкая, с решительным взглядом. «Хочу идти на фронт», — сказала она офицеру, принимавшему новобранцев. Военный указал на стол в противоположном углу зала. Там записывали в санитарный батальон. Но женщина отрицательно покачала головой: «Я воевать буду. Запишите рядовым». Тщетно офицер объяснял, что женщина в армии может быть только сестрой милосердия, но никак не солдатом. Необычная посетительница упорно настаивала на своём. «Тогда обращайтесь к царю. Если он разрешит вам служить — приходите», — с усмешкой сказал военный. Вряд ли он предполагал, что женщина последует его совету. Однако, выйдя из призывного пункта, та прямиком отправилась на почту. На последние деньги она отправила телеграмму императору Николаю II — с просьбой разрешить ей, крестьянке Марии Леонтьевне Бочкарёвой, поступить на военную службу.
Марию Бочкарёву называли русской Жанной д’Арк. Как только по городам и весям разнеслась весть о начале Первой мировой войны, Мария твёрдо решила идти на фронт. «Мною овладел дух самопожертвования. Моя страна звала меня. И какая-то непреодолимая внутренняя сила толкала вперед», — вспоминала Бочкарёва в автобиографии. Ответ императора на её телеграмму не заставил себя ждать. Высочайшим указом Марии Бочкарёвой дозволялось стать солдатом. «Душа моя ликовала. Царь поверил в меня! Это был самый счастливый момент в моей жизни», — говорила Мария Леонтьевна.
В феврале 1915 года Бочкарёва была зачислена в 28-й Полоцкий пехотный полк. И вот она на передовой. В первом же сражении Мария проявила храбрость и самоотверженность. Без страха пошла в штыковую атаку. А потом, под пулями, рискуя жизнью, вынесла с поля боя пятьдесят раненых товарищей. За этот подвиг Марию Леонтьевну наградили её первым Георгиевским крестом. Всего у Бочкарёвой их было четыре. И столько же медалей — за храбрость и усердие, проявленные в боях. Несколько раз Мария Леонтьевна была ранена. 1917 год она встретила в чине унтер-офицера и должности командира взвода.
Когда до фронта долетели известия о Февральской революции и свержении царя, многие солдаты самовольно бросали оружие и разбегались по домам. Глядя на дезертиров, Бочкарёва решила: если мужчины не желают сражаться с врагом, на защиту Родины должны встать женщины! Мария Леонтьевна обратилась к председателю временного правительства Керенскому с идеей создать добровольческий женский батальон. «Если женщины обрекают себя на жертву, то могут спасти свою родину и ласковым словом, и любящим сердцем, и геройским поступком», — говорила Бочкарёва. Две тысячи человек откликнулись на её призыв. Дворянки и простолюдинки были готовы защищать Отечество с оружием в руках. После серьёзного отбора и учений несколько сотен из них вошли в первую в мире женскую военную команду смерти — ударный батальон для прорыва на переднем крае фронта. Своим примером женский батальон смерти должен был воодушевлять остальных бойцов. 21 июня 1917 года на площади Исаакиевского собора новому воинскому формированию под командованием Марии Леонтьевны Бочкарёвой было вручено боевое знамя. «Они казались мне детьми, моими собственными детьми, и я ощущала себя их заботливой нежной матерью», — говорила Бочкарёва о подчинённых. 23 июля 1917 года Женский батальон смерти принял бой у белорусского города Сморгонь. Под ураганным огнём неприятеля женщины самоотверженно сражались. «Отряд Бочкарёвой вёл себя в бою геройски», — писал в своём рапорте полковник Василий Закржевский.
В октябре 1917-го батальон Бочкарёвой защищал Зимний дворец. Новую власть большевиков Мария Леонтьевна категорически не приняла. С намерением воевать против «красных» под началом адмирала Колчака, она приехала в Омск. Но опоздала. Город заняли красноармейцы. Бочкарёву немедленно арестовали и приговорили к расстрелу. Выслушав приговор, Мария Леонтьевна перекрестилась и произнесла: «Я всегда была готова умереть за Родину».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В чём на практике должно выражаться христианство? Человек, внимательно читавший Новый Завет, скорее всего не задумываясь ответит: в добрых делах, в милосердии, в помощи ближнему, и на первый взгляд будет прав. Действительно, призыв к деятельному служению ближним — один из важнейших в Евангелии. И всё же полностью этот ответ удовлетворительным считать трудно. Ведь если всё так, как может быть христианином человек, у которого нет возможности заниматься благотворительностью и добрыми делами? Человек бедный, человек больной, попавший в трудную ситуацию... Может ли он жить по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из девятой и десятой глав второго послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Есть люди, которые совершенно не умеют жертвовать: ни деньги, ни силы, ни время. Одни просто эгоистичны и ни с кем делиться не хотят, не понимая, что подлинный источник того, что они имеют, — Бог. Другие жертвуют, смотря сверху вниз, самой жертвой показывая своё превосходство и унижая того, кто её получает. Самой по себе решимости творить добро мало, нужно уметь творить его так, чтобы можно было его принять. Это прописные и очевидные истины. Однако у любого доброго дела есть не только совершитель, но и тот, на кого оно распространяется. И эта сфера для нас гораздо менее очевидна. Жадность или гордость могут быть довольно явными. Но ведь есть и те, кто не умеют принимать заботу и помощь от окружающих. Возможно, из видоизменённой, но всё той же гордости, возможно, из скромности или стеснительности... Наверное, основания подобного поведения действительно могут быть разными. Но какими бы они ни были, раз одни люди призваны помогать ближним, значит другие, те самые ближние, призваны эту помощь принимать. И принимать правильно, не отталкивая, не пренебрегая, не пропуская без пользы.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел объясняет коринфянам, что их жертвенность — не простая подачка бедным, она не просто восполняет их ресурсы, но приводит к обильной благодарности Богу и к возрастанию братского общения. Если грех выражается в обоюдной закрытости людей друг от друга, значит и открытость должна быть обоюдной. И как для того, чтобы пожертвовать, необходимо выйти за пределы своего эгоизма, то же самое необходимо сделать для того, чтобы жертву принять и увидеть за жертвой личность того, кто жертвует и Бога, поддержавшего его на этом пути. И если Церковь предполагает общение в любви, эта любовь призвана быть обоюдной, потому что в итоге всем нам стоит помнить известные слова: «Бог даёт, а мы обмениваемся». Если человеку кажется, что у него ничего нет и он может только получать, он забыл о главном: у него есть возможность благодарить и принимать дар так, чтобы он создавал пространство любви, объединяющей нас с Богом и друг другом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Эльдару подготовиться к операции
Эльдару Утюшеву 37 лет, вместе с женой и двумя дочками он живёт в городе Саратове. Супруга работает учительницей в школе, а мужчина — мастер по декоративной штукатурке, занимается ремонтом. Ещё недавно Эльдар мог за месяц привести в порядок 5-6 квартир. А сейчас, в лучшем случае, одну за два месяца. Всё из-за болезни, которая в короткие сроки подкосила его здоровье.
Эльдар — человек активный, регулярно посещал спортзал. «Мне так хотелось быть примером мужчины для своих дочерей — спортивным и сильным!» — рассказывает он. Выполняя тяжёлые физические упражнения, Эльдар не подозревал, что болезнь разрушает его позвоночник. Однажды у мужчины появились боли под лопаткой. В поликлинике сказали, что это мышечные спазмы после тренировок. Но боли в спине всё нарастали. «За две недели из здорового сильного человека я превратился в лежачего инвалида», — говорит мужчина.
В ходе обследования в больнице выяснилось, что у Эльдара сдавлены позвонки в нескольких местах. Иначе говоря — компрессионный перелом позвоночника. Такое разрушение костной ткани произошло в результате миеломной болезни. Это одна из разновидностей рака.
После курса химиотерапии мужчине стало легче. Он даже встал на ноги, но всё ещё очень слаб. Радикально помочь ему может только трансплантация костного мозга. Но сперва важно подготовить организм Эльдара к операции. Для этого врачи назначили эффективное лекарство. Однако препарат в России ещё не зарегистрирован и получить бесплатно его нельзя. Поэтому Эльдару Утюшеву из Саратова необходима помощь. Сбор на дорогостоящее лекарство открыт на сайте Милосердие.ру, и вы можете его поддержать: https://www.miloserdie.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». о. Тимофей Чайкин
У нас в студии был настоятель московского храма святителя Николая в Заяицком священник Тимофей Чайкин.
Мы говорили с ним о его пути к священническому служению, об учебе в семинарии и об общении со знаменитым регентом архимандритом Матфеем (Мормылём).
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер