
Византийский император Константин Великий отдыхал в своих покоях. В последние несколько месяцев он почти никуда не выезжал и никого, кроме самых близких, не принимал у себя во дворце. Шутка ли — в Константинополе распространилась проказа! Вылечить эту страшную болезнь было невозможно. Оставалось одно верное средство, которым испокон веков от неё спасались: прокажённых собирали, сажали в клетку и бросали в море. Именно так повелел поступать и Константин.
Вдруг дверь в императорские покои приоткрылась. Со скромно опущенной головой, на пороге показался один из его самых приближённых придворных — священник Зотик.
— А, это ты, Зотик! — радостно приветствовал его император. — Проходи, мой друг! Ну, говори, с чем пожаловал?
Зотик прошёл на середину зала, смиренно опустился на колени, и сказал:
— О, мой царь! Ты уже давно не покупал никаких украшений для своих одежд. Дай же мне, рабу твоему, побольше золота, и я куплю тебе драгоценных жемчугов и блестящих камней. Ты ведь знаешь, я хорошо разбираюсь в драгоценностях и никогда не принесу тебе подделку.
Константин велел казначеям выдать Зотику деньги, и тот, с мешком, полным золотых монет за плечами, покинул царский дворец.
Однако отправился он вовсе не к торговцам жемчугами и сапфирами. Зотик пошёл к воинам, которые согласно императорскому указу собирали по городу прокажённых. Их шатёр был растянут на самом берегу моря, где в железной клетке, ожидая своей горькой участи, уже томились несколько больных.
— Возьмите золото, — сказал Зотик воинам. — А мне отдайте этих людей. И всех других, которых найдёте, отправляйте прямо ко мне.
Воины удивились, но просьбу Зотика исполнили. А он, радостный и счастливый, повёл освобождённых людей на другой берег Босфора, где у него была земля, доставшаяся в наследство от богатых родителей. Зотик происходил из знатной и обеспеченной семьи, но став священником, отказался от богатства. Все свои деньги он истратил, помогая людям. Зотик построил несколько домов, в которых поселил нищих, увечных, сирот, вдов и стариков. Теперь Священнику нужны были деньги, чтобы устроить больницу для прокажённых. Для этого он и использовал царское золото.
Константин Великий не спрашивал у Зотика о судьбе своих денег. Но вскоре император умер, и трон занял его сын Констанций. Пересчитывая казну, Констанций узнал, что священник Зотик некогда брал из неё большую сумму на покупку драгоценностей для царя. Он вызвал Зотика к себе.
— Ты должен был купить украшения для моего отца. Где они? — без всякого приветствия, резко спросил он священника.
Зотик кротко ответил:
— Прикажи снарядить корабль, и я покажу тебе эти драгоценности. Уверен, ничего подобного ты, мой царь, раньше не видел!
Заинтригованный Констанций в тот же вечер отправился вместе с Зотиком на другой берег Босфора. Сойдя с корабля, священник повёл его сначала в дома, где обитали сирые и убогие, а потом в больницу, где размещались прокажённые. Показывая царю на этих людей, Зотик сказал:
— Вот, царь, прекрасные камни и блестящий жемчуг, которые добыл я дорогой ценою!
Однако Констанций отнюдь не оценил милосердного поступка Зотика. Он впал в такой гнев, что повелел привязать священника к лошади и пустить её галопом по полям и дорогам. Так принял мученическую смерть священник по имени Зотик, которого за его милость к отверженным, бесприютным и сиротам в Константинополе прозвали Сиропитателем.
На месте, где погиб священник, забил источник. А самого Зотика с тех пор Церковь почитает как великого милостивого святого.
Все выпуски программы Имена милосердия
Деяния святых апостолов

Деян., 25 зач., X, 21-33.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться избегать крайностей в отношениях с людьми? Как приобрести чувство меры и такта? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий, о котором мы только что услышали, был римским офицером, а по своей религиозной принадлежности язычником. Несмотря на это он испытывал глубокое уважение и симпатию к иудейской вере в Единого Бога. Вероятно, он собирался принять обрезание и стать полноценным иудеем. Однако Господь посылает к нему апостола Петра для того, чтобы совершить над им Таинство Крещения и сделать его участником христианской Церкви. Писание подчёркивает, что это событие далеко не случайное. Обоим было видение свыше. А потому их встречу устраивает Сам Бог.
Корнилий посылает за Петром своих слуг, и апостол вместе с ними идёт в город Кесарию. Писание говорит, что Корнилий, встретив Петра, припал к его ногам. Примечательна ответная реакция апостола: «встань; я тоже человек». Почему Пётр так говорит? Зачем препятствует благочестивому порыву? Ведь в том же самом Писании мы видим, как люди воздают почести посланцам Творца. В том числе кланяются им до земли.
Несмотря на то, что Корнилий верит в Единого Бога, по своему менталитету он ещё язычник. А язычники того времени были склонны видеть в великих людях воплощение тех или иных божественных сил. Яркий пример находим также в книге Деяний, когда именно так воспринимают апостола Филиппа самаряне. Ещё более красноречивый случай произошёл в городе Листра. Здесь люди, поражённые чудесами апостолов Павла и Варнавы, в первом распознали Гермеса, а втором — Зевса. Апостол Пётр видит в Корнилие подобные настроения, а потому и останавливает его. «Я просто человек, такой же несовершенный и ограниченный, как и ты. Со своими предрассудками, заблуждениями и недостатками. Просто Господь по Своему Промыслу действует через меня». Вот смысл его слов.
Очень интересный и важный момент. Путь веры предполагает, что мы обретаем не только то, что у нас появляется крепкая и надёжная связь с Творцом. Он также предполагает, что мы обретаем взвешенные, сбалансированные отношение с окружающими. Можно было бы назвать эти отношения трезвыми и здравомысленными. Это означает, что мы, с одной стороны, не делаем из людей небожителей и полубогов, не возносим их на пьедестал, не заискиваем и не угодничаем перед ними. С другой стороны, не унижаем их, не обесцениваем, не критикуем нещадно. Но ко всем у нас появляется нелицеприятное, ровное, доброжелательное отношение. Во всех мы начинаем видеть детей Божиих со своими достоинствами и недостатками.
Случай с Корнилием показывает, что для этого недостаточно одного доброго душевного расположения и религиозных убеждений. Для этого необходимо приобретение духовного опыта. А это происходит лишь в том случае, если мы совершаем духовную работу. Для нас, верующих во Христа, помимо участия в таинствах Церкви, это ежедневное и систематичное исполнение заповедей Евангелия. Такая работа помогает нам держать фокус своего внимания на воле Божией и на Самом Боге. В ответ Господь даёт нам Свою благодать, которая и учит нас избегать крайностей и наполняет чувством меры и такта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать детей, которые проходят лечение в больницах Петербурга

Лиля росла без родителей. Когда ей было три года, она в одиночку боролась с опухолью в больнице Санкт-Петербурга. В перерывах между химиотерапией её отправляли в детский дом. Шансов на усыновление было крайне мало — никто не хотел забирать девочку с такой тяжёлой болезнью... Жизнь малышки переменилась, когда о ней узнала волонтёр по имени Лидия.
Женщина много лет совместно с одной благотворительной организацией помогала детям-сиротам в больнице, и до этого не решалась взять ребёнка под опеку. Они с мужем уже воспитывали двоих детей, у одной из девочек была инвалидность. Но увидев Лилю, она почему-то не смогла пройти мимо. Малышка месяцами лежала в больнице, переживая сложные процедуры без поддержки взрослых. Лидия посоветовалась с мужем и детьми, и они решили забрать девочку в семью. «Благодарю Бога за то, что у нас появилось такое чудо», — говорит приёмная мама.
Сейчас Лиле уже 13 лет, она вместе с близкими живёт в деревне в Вологодской области. Здесь есть свой дом и сад, настоящая русская печь, уютные комнаты и аромат пирогов. Во всём тут чувствуется любовь и забота. Девочка учится, занимается в художественной школе и помогает маме по хозяйству, у неё есть друзья и насыщенная жизнь подростка.
Лилина болезнь всё ещё сохраняется. Она уже не лежит в больницах, но регулярно наблюдается у врачей и проходит обследования. Это нужно, чтобы контролировать опухоль.
Некоторые медицинские обследования и анализы не входят в перечень бесплатных и стоят дорого. Поэтому Лилю поддерживает фонд «Свет.Дети». Он помогает семье с оплатой этих процедур.
Поддержать фонд и его подопечных из разных городов, которые прямо сейчас проходят лечение и обследования в больницах Санкт-Петербурга, можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Алексей Варламов

У нас в студии был ректор литературного института имени Горького Алексей Варламов.
Разговор шел о жизненном пути знаменитого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова: о ключевых событиях, главных вызовах и отношениях с Богом.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер