
Фото: PxHere
Австралия для русского человека не то что иной материк, а почти иная планета. Настолько далека от нас эта страна, что ее традиции, уклад жизни австралийцев нам кажутся совершенно необычными и непривычными. Поверить в то, что в Австралии имеется Православная Церковь крайне сложно. Тем не менее, в Австралии есть православные храмы, причем некоторые из них русские.
Впервые с австралийским Православием я познакомился благодаря двум студентам Московской духовной семинарии. Оба они, являясь этнически русскими, в свое время эмигрировали из России в Австралию и стали там прихожанами православных храмов. Впоследствии два этих молодых человека поступили в семинарию в Троице-Сергиевой Лавре. Благодаря общению с ними австралийское Православие стало для меня чуть более знакомым.
Главной особенностью существования Православия в Австралии является то, что церковный календарь там не совпадает с природным. Это, собственно, традиционная вещь для южного полушария Земли, когда лето приходится на зимние месяцы, а зима — на летние. В связи с таким несовпадением в некоторые церковные традиции австралийским православным пришлось внести изменения. Вот одно из них. Как вы прекрасно знаете — ежегодное освящение овощей и фруктов в России происходит на праздник Преображения. Точно также поступают в Греческой, Сербской и иных православных Церквях. Иначе дело обстоит в Австралии — опять же из-за несовпадения календаря с временами года. Так как лето в Австралии приходится на зимние месяцы календаря, то местными православными было принято решение освящать овощи и фрукты не на Преображение, которое приходится на зиму Южного полушария, а на праздник Сретения. Он отмечается 15 февраля по новому стилю. Для нас это еще зима, а для Австралии — конец лета, время созревания овощей и фруктов.
В жизни австралийских православных есть и другие особенности. Как вы помните, одним из символов церковного праздника Входа Господня в Иерусалим является расцветшая верба. Австралийские православные, потомки русских эмигрантов, захотели сохранить традицию освящения вербы, но с точки зрения климата это было сложно. Верба в Австралии растет, но зацветает в августе-сентябре и к апрелю, когда обычно празднуется Вход Господень в Иерусалим, уже теряет свои пушистые цветы. Местным православным приходится срезать зацветшую вербу и класть ее на несколько месяцев в морозильную камеру, чтобы прийти затем в храм с традиционно русским символом Входа Господня в Иерусалим, а также с пальмовыми ветвями, которых в Австралии предостаточно круглый год.
Православные в Австралии активно участвуют в общественной жизни. В частности, занимаются благотворительными проектами — это и помощь престарелыми тяжело больным людям. Оказывается поддержка православным иммигрантам наших дней, которые при помощи приходов ищут себе жилье и работу. Вносят православные посильную лепту и в борьбу с главной проблемой всей Австралии — с засухой. В течение десяти последних лет Австралия не видела полноценных дождей, отчего материку грозят масштабные бедствия. В австралийских православных приходах регулярно служатся молебны о прекращении засухи. Православные надеются, что Бог услышит их молитвы и пошлет Австралии настоящий ливень, от которого австралийская земля оживет. А вместе со страной продолжит существование и местная Православная Церковь.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)