
Каждую пятницу к конторе вятского купца Якова Прозорова стекался простой народ. Для горожан длинные очереди были привычной картиной: вся Вятка знала — в эти дни Прозоров — «кормилец» и «благодетель бедных», как его называли, раздаёт неимущим муку и деньги.
Свой капитал молодой купец Яков Алексеевич начал зарабатывать, помогая отцу в торговых делах. Прозоров-младший быстро приобрёл репутацию талантливого и порядочного человека. Его твёрдому слову деловые партнёры доверяли целиком и полностью. Яков Алексеевич больше всего ценил в людях честность. И на его предприятиях случаев мошенничества почти не бывало. Подчинённые знали: хозяин простит ошибку, но обман — никогда.
Прозоров производил на продажу лён, зерно, пряжу. Отправлял свои товары в Англию, Германию и Францию, чего до него в Вятке никто не делал. «Миллионщик, а совести не потерял» — так говорили про Якова Алексеевича вятичи, имея в виду, что человек, знающий цену деньгам, без конца перечисляет тысячи рублей на процветание родного города. Когда в 1873 году в Вятке открылось первое благотворительное общество, Прозоров сразу вступил в него и стал щедрым жертвователем.
Яков Алексеевич не тратил деньги, что называется, не глядя. Он прекрасно знал, как расходуется каждая его копейка. В деловых книгах Прозорова была даже специальная статья — «счёт благотворительности». На добрые дела купец отчислял десять процентов от прибыли. Из них-то и выплачивались еженедельные пособия беднякам, детям из неимущих семей и барышням — выпускницам приюта, который сам Прозоров и построил. Каждая девушка, выходя из приюта, получала от Якова Алексеевича приданое. Он вносил крупные суммы на содержание тюрем, голодающим от засухи, жителям деревень, уничтоженных пожарами. Активно Прозоров участвовал и в устройстве пароходства на реке Вятке, и в проведении Вятско-Двинской железной дороги.
Четыре года Яков Алексеевич занимал должность городского головы. Именно в это время он возглавил комитет по постройке Александро-Невского собора и взял на себя львиную часть расходов. И Владимирская церковь — семейный приход Прозоровых — регулярно получала от купца материальную поддержку. На содержание и благоустройство этого храма Яков Алексеевич пожертвовал 40 000 рублей.
Исторический центр Вятки до сих пор украшают здания, построенные Прозоровым. Это дом призрения детей, богадельня, училище, театр. Сам Яков Алексеевич вместе с семьёй жил в каменном особняке, который за красоту в городе называли «красным замком». В 1879-ом году купец решил переехать в Петербург. Уезжая, он подарил свой дом епархиальному училищу, а Вятке — целый квартал домов и магазинов, владельцем которых был. Кроме того, благотворитель помогал деньгами церквям и монастырям нескольких епархий: Вятской, Архангельской, Вологодской и Таврической.
Кстати, многих служащих своих предприятий Яков Алексеевич взял в Петербург с собой. А тем, кто не смог переехать в силу возраста, назначил пожизненную пенсию. И в самой столице благотворитель не изменил вятской традиции — каждую пятницу бедные петербуржцы приходили к дому на Английской набережной, где поселился Прозоров и бесплатно получали деньги и муку.
В столице Яков Алексеевич прожил всего два года. Он умер в феврале 1881-ого. Похоронили его в Александро-Невской лавре. Газета «Вятские губернские ведомости» писала в некрологе о человеке, счёт благотворительности которого шёл на миллионы: «Владея огромным состоянием, он резко отделялся от того круга людей, которые имеют одну цель — наживу. Его щедрая рука не оскудевала жертвовать значительные суммы на самые разнообразные предметы. Но сколько было с его стороны благодеяний, которые он совершал тайно? Редкий бедняк не рассчитывал на его добрую помощь».
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема