
Каждую пятницу к конторе вятского купца Якова Прозорова стекался простой народ. Для горожан длинные очереди были привычной картиной: вся Вятка знала — в эти дни Прозоров — «кормилец» и «благодетель бедных», как его называли, раздаёт неимущим муку и деньги.
Свой капитал молодой купец Яков Алексеевич начал зарабатывать, помогая отцу в торговых делах. Прозоров-младший быстро приобрёл репутацию талантливого и порядочного человека. Его твёрдому слову деловые партнёры доверяли целиком и полностью. Яков Алексеевич больше всего ценил в людях честность. И на его предприятиях случаев мошенничества почти не бывало. Подчинённые знали: хозяин простит ошибку, но обман — никогда.
Прозоров производил на продажу лён, зерно, пряжу. Отправлял свои товары в Англию, Германию и Францию, чего до него в Вятке никто не делал. «Миллионщик, а совести не потерял» — так говорили про Якова Алексеевича вятичи, имея в виду, что человек, знающий цену деньгам, без конца перечисляет тысячи рублей на процветание родного города. Когда в 1873 году в Вятке открылось первое благотворительное общество, Прозоров сразу вступил в него и стал щедрым жертвователем.
Яков Алексеевич не тратил деньги, что называется, не глядя. Он прекрасно знал, как расходуется каждая его копейка. В деловых книгах Прозорова была даже специальная статья — «счёт благотворительности». На добрые дела купец отчислял десять процентов от прибыли. Из них-то и выплачивались еженедельные пособия беднякам, детям из неимущих семей и барышням — выпускницам приюта, который сам Прозоров и построил. Каждая девушка, выходя из приюта, получала от Якова Алексеевича приданое. Он вносил крупные суммы на содержание тюрем, голодающим от засухи, жителям деревень, уничтоженных пожарами. Активно Прозоров участвовал и в устройстве пароходства на реке Вятке, и в проведении Вятско-Двинской железной дороги.
Четыре года Яков Алексеевич занимал должность городского головы. Именно в это время он возглавил комитет по постройке Александро-Невского собора и взял на себя львиную часть расходов. И Владимирская церковь — семейный приход Прозоровых — регулярно получала от купца материальную поддержку. На содержание и благоустройство этого храма Яков Алексеевич пожертвовал 40 000 рублей.
Исторический центр Вятки до сих пор украшают здания, построенные Прозоровым. Это дом призрения детей, богадельня, училище, театр. Сам Яков Алексеевич вместе с семьёй жил в каменном особняке, который за красоту в городе называли «красным замком». В 1879-ом году купец решил переехать в Петербург. Уезжая, он подарил свой дом епархиальному училищу, а Вятке — целый квартал домов и магазинов, владельцем которых был. Кроме того, благотворитель помогал деньгами церквям и монастырям нескольких епархий: Вятской, Архангельской, Вологодской и Таврической.
Кстати, многих служащих своих предприятий Яков Алексеевич взял в Петербург с собой. А тем, кто не смог переехать в силу возраста, назначил пожизненную пенсию. И в самой столице благотворитель не изменил вятской традиции — каждую пятницу бедные петербуржцы приходили к дому на Английской набережной, где поселился Прозоров и бесплатно получали деньги и муку.
В столице Яков Алексеевич прожил всего два года. Он умер в феврале 1881-ого. Похоронили его в Александро-Невской лавре. Газета «Вятские губернские ведомости» писала в некрологе о человеке, счёт благотворительности которого шёл на миллионы: «Владея огромным состоянием, он резко отделялся от того круга людей, которые имеют одну цель — наживу. Его щедрая рука не оскудевала жертвовать значительные суммы на самые разнообразные предметы. Но сколько было с его стороны благодеяний, которые он совершал тайно? Редкий бедняк не рассчитывал на его добрую помощь».
Все выпуски программы Имена милосердия
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема