
Однажды, уже пожилой профессор Борис Викторович Раушенбах, известный советский и российский физик и один из основоположников отечественной космонавтики, заполнял у себя на работе анкету для отдела кадров. В одном из пунктов нужны были данные свидетельства о браке. «Вы женаты столько лет?!» — восхитился сотрудник, помогавший академику заполнить анкету. А Раушенбах спокойно ответил: «Да. Одна жена всю мою жизнь». Этот эпизод Борис Викторович вспоминал в своих мемуарах, где немало страниц посвящено его любимой и единственной супруге — Вере Михайловне Раушенбах. Вместе они прожили шестьдесят лет.
Будущие супруги встретились в Москве в 1937-м году. Борис, молодой специалист в области авиастроения, приехал в столицу из Ленинграда в надежде трудоустроиться по своей редкой для того времени специальности. Поселился у старого приятеля в Успенском переулке, в огромной коммунальной квартире. Скоро нашлась и работа — Раушенбаха взял в свой отдел Ракетного научно-исследовательского института сам академик Королёв. Однажды летним вечером в одну из комнат коммуналки, где жил Борис, въехала новая соседка — девушка по имени Вера. Молодой человек вызвался помочь с расстановкой мебели. Так Борис с Верой и познакомились. Позже Раушенбах любил в шутку говорить, что жену ему привезли «с доставкой на дом».
Молодые люди стали по-соседски общаться. Выяснилось, что девушка приехала в столицу из города Краматорска, и училась на археологическом факультете в Институте нефти и газа. Борис рассказал Вере о том, что он из семьи поволжских немцев, что с детства мечтал конструировать самолёты. И что счастлив познакомиться с такой замечательной девушкой. Это была не просто вежливость. Борис полюбил Веру с первого взгляда.
Они поженились 24 мая 1941 года. Чуть меньше чем через месяц началась Великая Отечественная война. Предприятие, где работал Раушенбах, в первые же дни эвакуировали в Свердловск — ныне Екатеринбург. Молодожёны отправились туда вместе. Как смогли, навели уют в крошечной казённой комнатке без кухни. И зажили счастливо, потому что никакие бытовые неудобства не могли затмить их любви друг к другу. В марте 1942-го в почтовом ящике Раушенбахи нашли повестку. Бориса вызывали с вещами в военкомат. Он был уверен: отправляют на фронт. Но уже в Нижнем Тагиле высадили и привезли... в лагерь для заключённых. Никаких официальных обвинений предъявлено не было. Сказали как бы невзначай: ты здесь, потому что немец по происхождению. Больших трудов стоило Вере Михайловне выяснить, где находится её супруг. Ещё труднее было получить разрешение на свидания с ним. Поезд из Свердловска в Нижний Тагил приезжал в 4 утра, от станции до зоны нужно было идти пешком ещё пять километров. И Вера шла — неся тяжёлые сумки с продуктами и книгами для Бориса. Даже в лагере он не прекращал своей научной работы. «Благодаря жене, её заботе, я только и выжил тогда», — вспоминал Раушенбах. Лишь в 1948-м супругам удалось, наконец, воссоединиться и снова поселиться в Москве. Вскоре после переезда в столицу они стали счастливыми родителями близнецов — двух дочек, Оксаны и Веры.
Вера Михайловна вспоминала, что всегда занятый Борис Викторович мог легко отложить все дела, чтобы провести время с семьёй. Когда девочки подросли, все вместе они выбирались в лес. Зимой — на лыжах, летом с палаткой. Любили ездить по старинным храмам. Побывали в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях, во Пскове, Костроме, Переславле-Залесском. Раушенбаха восхищала древнерусская иконопись, он мечтал когда-нибудь написать о ней книгу. Свою мечту он осуществил на даче в Абрамцевo, которую супруги приобрели в конце 60-х годов. Под диктовку мужа текст книги печатала Вера Михайловна. В Абрамцеве Раушенбахи увлеклись пчеловодством — поставили на своём дачном участке несколько ульев, которые Борис Викторович смастерил сам. Когда дочери выросли и вышли замуж, в доме зазвучали голоса внуков. А на 50-летнем юбилее брака — золотой свадьбе — Раушенбах признался жене, что для него она всё такая же, как раньше. Как в тот день, когда он впервые её увидел.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер