
10 апреля 1912 года у супругов Александра и Анны Илие, крестьян из румынского села Сулица, родился мальчик. Под окнами комнаты, где счастливая мать баюкала новорождённого, кудахтали куры. Со двора доносился стук молотка — это кровельщик чинил крышу старого сарая. В такой домашней, умиротворённой обстановке появился на свет будущий духовный светильник Румынии и всего православного мира — архимандрит Клеопа Илие. Пройдёт время, и он станет монахом, церковным писателем, проповедником и старцем — духовным наставником для множества людей. А пока, лёжа на руках у матери, он слушал, как та поёт колыбельную, и дремал под звуки её тихого голоса.
Мальчика назвали Константином. Он был девятым ребёнком в семье. Костэшел, как ласково звали его домашние, рос болезненным и слабым. Однажды, когда ему исполнилось всего несколько месяцев, он вдруг перестал есть. Младенец уже умирал от истощения, а деревенский доктор всё не находил способ, как ему помочь. Тогда Анна взяла сына и отправилась с ним в скит, который находился в нескольких километрах от села. В храме, стоя на коленях перед иконой Богородицы, женщина со слезами воскликнула: «Матерь Божия, моё дитя больно, оно всё время плачет. Я не знаю, что делать. Поэтому приношу его Тебе!» Как только она произнесла эти слова, маленький Костэшел перестал плакать, зачмокал губами и потянулся к материнской груди. Ребёнок снова стал есть и опасность отступила.
Родители Константина были верующими людьми. К Богу они обращались не только в трудную минуту, но и каждый день благодарили Его за всё. Александр и Анна были неграмотными, но знали наизусть молитвы и жития святых. Когда большая семья собиралась за столом, отец вслух читал «Отче наш», а остальные хором повторяли за ним слова молитвы. Старец Клеопа, вспоминая об отце, говорил: «Чтобы он лег вечером спать, не помолившись? Или сел за стол, не прочитав „Отче наш“? Или не пошел в воскресенье в церковь? Вовек никто такого не видывал». Благочестие родителей, их пример живой веры, принесли свои плоды: четверо старших братьев будущего старца и одна из его сестёр стали монахами. С самого юного возраста почувствовал в себе духовное призвание и Константин.
Когда мальчик подрос, отец поручил ему пасти овец. Пастбище находилось в пяти километрах от села, прямо под стенами монастыря Сихастрия. Константин слушал звон монастырского колокола, порой до него доносилось пение монахов. А иногда они сами приходили поговорить с мальчиком. Это общение и атмосфера приносили Константину огромную радость. Позже он узнает, что отец неспроста выбрал для пастбища такое необычное место. Он догадывался, какой путь хочет избрать его сын, и с родительской любовью и чуткостью помогал ему в этом выборе.
Позаботились родители и о том, чтобы Константин выучился грамоте. Отец купил ему молитвенник. Юноша повсюду носил книгу с собой. Он брал её даже в поле, где они с отцом убирали кукурузу. «Я очищал кукурузные початки от листьев, — вспоминал впоследствии отец Клеопа. — Папа подвозил мне их на телеге. Ожидая, пока он привезёт очередную партию, я читал и выучивал наизусть молитвы».
Зимой 1929 года семнадцатилетний Константин и его старший брат Василий пришли к родителям за благословением — они решили покинуть дом и уйти в монастырь. Отец с радостью благословил сыновей. Одобряла их выбор и Анна, но материнское сердце сжималось в предчувствии близкой разлуки. Пройдёт ещё семнадцать лет, и после смерти мужа Анна тоже станет монахиней. Константин к тому времени примет монашеский постриг с именем Клеопа, станет архимандритом и настоятелем монастыря. Он сам приедет за матерью, чтобы отвезти в обитель, где она в покое и радости проведёт остаток своих дней. А её сын, архимандрит Клеопа Илие в своих проповедях и духовных произведениях не раз с любовью вспомнит о своей семье. О той светлой радости, которой была наполнена его жизнь среди родных.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал