...В 1833 году, Александр Пушкин сочинил стилизованный этюд, посвящённый своему приятелю и дальнему родственнику, виртуозному стихотворному шутнику — Ивану Мятлеву. Начинаются стихи так: «Сват Иван, как пить мы станем, / Непременно уж помянем / Трех Матрён, Луку с Петром, / Да Пахомовну потом...»
Ближе к концу стихотворения о Пахомовне говорится подробнее: «...Мастерица ведь была / И откуда что брала. / А куды разумны шутки, / Приговорки, прибаутки, / Небылицы, былины / Православной старины!.. / Слушать, так душе отрадно. / И не пил бы и не ел, / Всё бы слушал да сидел. / Кто придумал их так ладно?..»
Забавно, что в описании Пахомовны есть что-то и от адресата стихотворения — самого Ивана Петровича Мятлева, который, между прочим, был крестником Екатерины II, в шестнадцать-семнадцать лет успел повоевать с Наполеоном и получить чин корнета. Благодаря происхождению, Мятлев был баснословно богат, служил при дворе, собирал дорогие произведения искусства, путешествовал, а ещё — держал в Петербурге домашний литературно-музыкальный салон, где бывали все — от Крылова и Пушкина до Жуковского и Лермонтова. Мятлева любили: добрый нрав, неистощимая выдумка, искрящийся дар мастера экспромта и каламбура.
Русское просторечье, небылицы и «былины православной старины» он и впрямь тоже знал: детство поэта прошло на природе, в селе Беклемишево Симбирской губернии, среди крестьян: отец Мятлева владел аж двенадцатью тысячами душ.
В литературе своего времени Мятлев прославился уморительным двухтомным сочинением «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л’этранже» (оборот «за границею» и поставленный рядом с ним, в названии, перевод этого же оборота на французский — для комического эффекта).
В основе поэмы — впечатления тамбовской барыни, путешествующей по Европе.
Коротко говоря, Мятлев высмеял рабское подражание иностранщине и, как шутил Чацкий в грибоедовском «Горе от ума», — «смесь французского с нижегородским». Написано это всё сочно, наблюдательно (поэма ставилась и на сценах как водевиль) и совсем не однобоко, ведь Иван Петрович был горячо верующим человеком (автором чудесных стихов о воскресшем Лазаре, например).
Словом, в мятлевской сатире нашлось место и покаянному обращению к Творцу:
...Дай мне ведать Твой закон;
Укроти земные страсти;
Жизни бури и напасти
Дай мне с верой перейти;
Ум и сердце просвети
И очисти помышленья;
Целомудрия, терпенья
И любви даруй мне дух,
Исцели души недуг;
И завет, Твоею кровью
Нам оставленный, с любовью
Дай и с верой мне вкусить;
Дай мне здесь в смиреньи жить;
Путь мой на земле устроя,
Дай достигнуть и покоя,
Что Ты уготовил нам;
Не суди нас по грехам
Плоти, нами здесь носимой,
Но любви неизмеримой,
Благости Твоей воньмя,
Господи, помилуй мя!..
Иван Мятлев, из поэмы 1840 — 1844 годов «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л’этранже». «Воньмя» — это: внимая, слыша.
Прибавлю ещё, что именно Иван Мятлев — родитель крылатой стихотворной строки «Как хороши, как свежи были розы» и озорных «Фонариков-судариков», бывших классикой городского романса ещё в XIX веке. И — закончу словами из некролога поэту, написанного почти в его стиле: «Он ставил честолюбие гораздо ниже каламбура, почитав первую потехою — жить честно, благородно и первым делом смеяться безвредно над всем, начиная с самого себя...»
Все выпуски программы Рифмы жизни
«Любовь к Богу». Иером. Геннадий (Войтишко), Ия Батаногова, Яна Зотова

В этом выпуске «Клуба частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), супруга священника, многодетная мама Ия Батаногова и музыкант Яна Зотова размышляли о том, что такое любовь к Богу и можно ли научиться этой любви.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!