
Фото: FreePik
На хорватскую деревеньку Смиляны опустились морозные январские сумерки. В небольшом, аккуратно побелённом домике местного священника не спешили зажигать огонь — керосин был дорогой, и небогатая семья старалась его экономить. Маленький сын священника боялся темноты. Чтобы отвлечься, он подозвал к себе домашнюю любимицу —пушистую кошку, стал с ней играть и гладить её. И вдруг произошло невероятное: в темноте спина кошки озарилась светом, и от шерсти разлетелся целый сноп искр! От неожиданности и испуга мальчик вскрикнул и бросился к матери. Прижавшись к ней, дрожащим голосом спросил: «Мама, ты видела? Что это было?». Женщина успокаивающе погладила сына по голове и ответила: «Должно быть, молния. Как во время грозы. Кажется, это называется электричество». Так от матери, будущий гениальный учёный и изобретатель Никола Тесла впервые услышал о явлении, изучению которого посвятил впоследствии всю свою жизнь.
Тесла часто говорил, что свой дар и талант унаследовал от матери — Георгины, или Джуки, как все её звали. На всю округу жена священника Милутина Теслы, Джука, славилась своим трудолюбием и удивительной смекалкой. Она собственноручно усовершенствовала обычный домашний ткацкий станок таким образом, что с его помощью можно было получать не только грубый домотканый холст, но и самую тонкую ткань, и даже кружево. Соседи приходили посмотреть на необыкновенные приспособления для домашнего хозяйства, которые придумала Джука. Когда её спрашивали, как она до этого додумалась, женщина отвечала, что и сама не знает — просто пришло в голову. «От мамы мне досталась живость ума», — писал Никола Тесла в своих мемуарах.
Вспоминал учёный и о том, что впервые желание что-то изобрести пришло к нему, когда он понял, как тяжело работает его мать. На Джуке был и дом, и огород, и дети — Никола и две его старших сестры. «Она без устали трудилась с рассвета до поздней ночи, и большая часть одежды и обстановки в доме были сделаны её руками», — вспоминал Никола Тесла. Однажды мальчик заявил, что когда-нибудь построит такую машину, которая сама станет работать. А маме нужно будет лишь присматривать за ней. Джука совершенно серьёзно отнеслась к этим словам маленького сына. Позже Тесла признавался, что мать единственная в семье верила в него и искренне интересовалась его трудами и изобретениями. Когда Никола повзрослел, покинул родной дом и прославился, они постоянно переписывались. В каждом письме домой учёный подробно, простыми словами, понятными неграмотной женщине, описывал свои научные опыты. «Не раз во время очередного отчета для матери меня посещали ценные мысли. Казалось, что это мама издалека благословляет меня», — вспоминал изобретатель.
Однажды Джука спасла сына от настоящей духовной гибели. Молодой человек пристрастился к азартным играм. Как-то раз Никола проиграл все свои деньги и пришёл к матери, умоляя дать ему ещё немного. В ответ Джука молча принесла всё ценное, что было в доме и протянула сыну. «Иди, и проиграй все, что у нас есть. Может быть, тогда ты покончишь с этим», — сказала она. Тесла вспоминал, что в тот самый момент морок как рукой сняло. Он со слезами стал просить у матери прощения и больше уже никогда в жизни не возвращался к пагубному пристрастию. «Мать помогла мне вырвать его из сердца так, что не осталось даже следа», — рассказывал учёный.
Все свои научные открытия и изобретения, будь то переменный ток или мачтовая антенна радиосвязи, Тесла разрабатывал с единственной целью — облегчить жизнь людям. Этому его тоже научила мать. «Она была человеком невероятной, безграничной доброты, — говорил изобретатель. — Она убедила меня, что жить надо не для себя, а для людей, и я безгранично благодарен ей за это. Если бы я жил только для себя, чувствовал бы себя несчастным».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Матвеев Курган (Ростовская область). Путешествие в историю

Матвеев Курган — посёлок на западе Ростовской области, в сорока пяти километрах к северу от Азовского моря. Историки связывают историю этих мест с событиями «Слова о полку Игореве». Здесь, в степях на левом берегу реки Миус, состоялась одна из летописных битв князя Игоря с половцами. В восемнадцатом столетии пустующие земли стали заселять крепостные крестьяне, бежавшие от помещиков из других районов Приазовья. Сохранилась легенда об одном из таких беглецов, разбойнике Матвее. Известно, что его похоронили на высоком берегу реки Миус. И когда в 1780 году донской атаман Алексей Иловайский основал в этих местах казачье селение, оно получило название Матвеев Курган. В середине девятнадцатого столетия казаки сложили здесь деревянный храм во имя святителя Николая. Это здание разрушили безбожники в советское время. Но веру во Христа потомки казако́в сохранили. С нею жители Матвеева Кургана в конце двадцатого — начале двадцать первого века построили в поселке две церкви — Никольскую и во имя блаженного Павла Таганрогского. Православная вера нашла отражение в гербе посёлка, принятом в 2012 году. Геральдический знак разделён по диагонали. Справа внизу на зелёном фоне изображены два казачьих боевых меча. В левой верхней, голубой части — золотой церковный купол с крестом. А посередине светлой лентой извивается река Миус, высокий берег которой и есть тот самый Матвеев курган, что дал название селению.
Радио ВЕРА в Матвеевом Кургане можно слушать на частоте 107,0 FM
Псалом 78. Богослужебные чтения

«Сколько верёвочке ни виться, а конец найдётся», — гласит известная народная пословица, смысл которой предельно прост. Человек пожинает то, что сеет. Лицом к лицу, рано или поздно он обязательно встречается с последствиями своих поступков. Подобное может произойти и с целым народом. Как, например, с древними евреями, оказавшимися у руин своей цивилизации, как о том сообщает псалом 78-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 78
Псалом Асафа.
1 Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придёт пред лицо Твоё стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обречённых на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
Прозвучавший псалом был составлен не царём и пророком Давидом. Написано это произведение было значительно позже — в шестом веке до Рождества Христова и при очень печальных исторических обстоятельствах. Вы, наверное, это и сами почувствовали. Автор псалма оказался современником катастрофы — захвата и разрушения Иерусалима войсками вавилонского царя Навуходоносора II. Описание случившегося приводит одновременно в печаль и ужас. Даже сейчас — по прошествии многих веков. Вот что пишет автор псалма: «Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным; ... и некому было похоронить их».
Возникает вопрос — как славное царство Давида и Соломона, которое жило в мире и благополучии, оказалось на грани полного исчезновения? Что произошло? Если ответить кратко, то случилось предательство. Предательство Бога со стороны ветхозаветных иудеев. Они забыли истинного Господа, отказались исполнять Его заповеди, начали жить в пороках, поклоняться идолам. И вот пришла расплата. Не потому, что Бог захотел отомстить Своему народу, а потому что благодать Божия никогда не присутствует там, где царствует грех. Надо сказать, что Господь долго терпел ошибки древних евреев, через пророков пытался их вразумлять, но, как мы отметили в начале программы, у каждой верёвочки обязательно найдётся кончик.
Вот и древние евреи встретились лицом к лицу с печальными последствиями своих грехов. Эти последствия действительно были ужасны. Навуходоносор разрушил не только крепостные стены Иерусалима, но и храм истинного Бога, построенный Соломоном. Главная святыня храма — ковчег завета, в котором хранились каменные скрижали Моисея, чаша с манной, расцветший посох Аарона — бесследно исчез. И псалмопевец констатирует наступление абсолютного поражения: «Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас».
Вслушиваясь в слова псалма 78-го, мы чувствуем пронзительную горечь, а вместе с ней и мольбу о защите и отмщении. Автор псалма призывает Бога наказать захватчиков, дать им почувствовать то, что испытали иудеи. Но у Господа имелись иные планы. Он решил провести народ Свой через непростое испытание вавилонского плена, чтобы вразумить ветхозаветных евреев, напомнить им о важности духовной верности. А ещё чтобы приучить их нести ответственность за свои поступки. Горький это был урок, продлившийся почти 70 лет, в течение которых евреи жили на чужбине, в плену у Вавилона.
Чему может научить нас псалом 78-й? Как кажется, всё и так понятно. Прежде всего, пониманию — как важно жить в духовной чистоте, жить по заповедям Божиим. Не на словах, а на деле. И помнить — только Господь является настоящей, непоколебимой опорой в этом мятущемся мире. Только на Бога можно и нужно надеяться, чтобы иметь возможность пусть не всегда, но всё же радоваться миру и тишине.
Псалом 78. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 78. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 78. На струнах Псалтири
1 Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих - зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: "где Бог их?" Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придет пред лице Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.