
Фото: FreePik
На хорватскую деревеньку Смиляны опустились морозные январские сумерки. В небольшом, аккуратно побелённом домике местного священника не спешили зажигать огонь — керосин был дорогой, и небогатая семья старалась его экономить. Маленький сын священника боялся темноты. Чтобы отвлечься, он подозвал к себе домашнюю любимицу —пушистую кошку, стал с ней играть и гладить её. И вдруг произошло невероятное: в темноте спина кошки озарилась светом, и от шерсти разлетелся целый сноп искр! От неожиданности и испуга мальчик вскрикнул и бросился к матери. Прижавшись к ней, дрожащим голосом спросил: «Мама, ты видела? Что это было?». Женщина успокаивающе погладила сына по голове и ответила: «Должно быть, молния. Как во время грозы. Кажется, это называется электричество». Так от матери, будущий гениальный учёный и изобретатель Никола Тесла впервые услышал о явлении, изучению которого посвятил впоследствии всю свою жизнь.
Тесла часто говорил, что свой дар и талант унаследовал от матери — Георгины, или Джуки, как все её звали. На всю округу жена священника Милутина Теслы, Джука, славилась своим трудолюбием и удивительной смекалкой. Она собственноручно усовершенствовала обычный домашний ткацкий станок таким образом, что с его помощью можно было получать не только грубый домотканый холст, но и самую тонкую ткань, и даже кружево. Соседи приходили посмотреть на необыкновенные приспособления для домашнего хозяйства, которые придумала Джука. Когда её спрашивали, как она до этого додумалась, женщина отвечала, что и сама не знает — просто пришло в голову. «От мамы мне досталась живость ума», — писал Никола Тесла в своих мемуарах.
Вспоминал учёный и о том, что впервые желание что-то изобрести пришло к нему, когда он понял, как тяжело работает его мать. На Джуке был и дом, и огород, и дети — Никола и две его старших сестры. «Она без устали трудилась с рассвета до поздней ночи, и большая часть одежды и обстановки в доме были сделаны её руками», — вспоминал Никола Тесла. Однажды мальчик заявил, что когда-нибудь построит такую машину, которая сама станет работать. А маме нужно будет лишь присматривать за ней. Джука совершенно серьёзно отнеслась к этим словам маленького сына. Позже Тесла признавался, что мать единственная в семье верила в него и искренне интересовалась его трудами и изобретениями. Когда Никола повзрослел, покинул родной дом и прославился, они постоянно переписывались. В каждом письме домой учёный подробно, простыми словами, понятными неграмотной женщине, описывал свои научные опыты. «Не раз во время очередного отчета для матери меня посещали ценные мысли. Казалось, что это мама издалека благословляет меня», — вспоминал изобретатель.
Однажды Джука спасла сына от настоящей духовной гибели. Молодой человек пристрастился к азартным играм. Как-то раз Никола проиграл все свои деньги и пришёл к матери, умоляя дать ему ещё немного. В ответ Джука молча принесла всё ценное, что было в доме и протянула сыну. «Иди, и проиграй все, что у нас есть. Может быть, тогда ты покончишь с этим», — сказала она. Тесла вспоминал, что в тот самый момент морок как рукой сняло. Он со слезами стал просить у матери прощения и больше уже никогда в жизни не возвращался к пагубному пристрастию. «Мать помогла мне вырвать его из сердца так, что не осталось даже следа», — рассказывал учёный.
Все свои научные открытия и изобретения, будь то переменный ток или мачтовая антенна радиосвязи, Тесла разрабатывал с единственной целью — облегчить жизнь людям. Этому его тоже научила мать. «Она была человеком невероятной, безграничной доброты, — говорил изобретатель. — Она убедила меня, что жить надо не для себя, а для людей, и я безгранично благодарен ей за это. Если бы я жил только для себя, чувствовал бы себя несчастным».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 91. Богослужебные чтения

Людям свойственно начать ценить что-либо тогда, когда они что-то теряют. Или оказываются перед угрозой потери. Вот и древние иудеи начинали ценить мирное время, когда на их землю приходила война. И тогда они вспоминали о Боге, о благочестии и просили от всего сердца о возвращении мирного времени. Таким настроением проникнут псалом 91-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 91.
2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки,
9 Ты, Господи, высок во веки!
10 Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащён свежим елеем;
12 и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13 Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14 Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём.
Прозвучавший псалом не имеет надписания, то есть указания авторства. Но, скорее всего, он был написан не Давидом и не Соломоном, а значительно позже. Написан царём Езекией или его придворным поэтом после того, как немногочисленное войско древних иудеев победило значительно более могущественного противника, почти уже осадившего Иерусалим. Случившееся иначе как чудом назвать было просто нельзя.
И составитель псалма обращает к Богу слова искренней благодарности, восхищается могуществом Господним, а ещё призывает всех людей славить Творца вместе с собой. Мы слышим такие слова: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!» Конечно, мы имеем дело с ветхозаветным религиозным мышлением, которому была свойственна некоторая приземлённость. Но радость о спасении, которую чувствует автор псалма, не может не вдохновлять.
Псалмопевец торжествует — наступила победа, все опасности преодолены. И всё благодаря Богу, о Котором он восхищённо пишет: «Ты, Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие». Безусловно, автор псалма радуется тому, что плодами победы Господь даёт воспользоваться тем, кто Ему верен. И эта верность позволяет не бояться неприятелей, помогает не страшиться наступающего дня. Или как читаем мы в псалме: «я умащён свежим елеем; и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях».
Прозвучавший псалом имеет и пророческий характер. Образ праведника, о котором мы слышим, имеет отношение не только к ветхозаветным евреям, но и к грядущему Мессии. Спаситель, обещанный пророками, победит не земных врагов, но более страшного неприятеля — саму смерть. Христос воскрес из мёртвых не Себя ради, а ради нас. И этой победой Он с нами щедро делится. Не будем же отвергать этот поразительный дар. Будем Богу верны и в слове, и в деле, и каждый день нашей жизни, чтобы стать нам истинными свидетелями правды Господней, которая приносит настоящую радость бытия. Радость, способную насытить и самого человека, стремящегося жить по воле Божией, и тех, кто находится рядом с ним.
Псалом 91. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 91. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 91. На струнах Псалтири
1 Псалом. Песнь на день субботний.
2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки,-
9 Ты, Господи, высок во веки!
10 Ибо вот, враги Твои, Господи,- вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем;
12 и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13 Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14 Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем.
22 мая. О неверии и духовной слепоте фарисеев

В 9-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, обращённые к фарисеям: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
О неверии и духовной слепоте фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Эти слова Господа перекликаются с другими Его наставлениями о том, что хулящий Духа Святого не имеет прощения ни в этом веке, ни в будущем, поскольку очевидно отрекается от истины и называет ложь правдой.
Если бы фарисеи не ведали, что творили, если бы очевидно не изобразился перед ними Христос в Божественном Его могуществе, то, может быть, и имели бы оправдание в своем неверии, но поскольку их неверие было в чистом виде свидетельством их злого расположения воли, отрицающим Божество, то и возвещает им Господь непростительность этого состояния и то, что грех их остаётся на них, ибо их слепота не физическая, но добровольная и сердечная.
Все выпуски программы Актуальная тема