Виктор Николаевич Сорока-Росинский — организатор и руководитель Петроградской школы-коммуны имени Достоевского для трудновоспитуемых — способствовал своей деятельностью тому, что многие мальчишки-беспризорники обретали свое место в жизни.
До организации Петроградской школы Виктор Николаевич преподавал историю и философию в мужской гимназии при храме святой Екатерины в Петербурге. А в 1908-м стал одним из ведущих педагогов Введенской мужской гимназии. Своих «трудновоспитуемых» учеников Виктор Николаевич называл нормальными детьми, творческими, одаренными натурами, которые просто попали в тяжелые жизненные обстоятельства. И даже на пенсии Сорока-Росинский организовал у себя дома что-то наподобие детского клуба, где он помогал соседским ребятишкам с домашними заданиями, рассказывал о литературе, искусстве, истории.
Какие принципы были заложены в основу педагогической методики Виктора Николаевича?
Под Новгородом, на берегу реки Мшаги, собрался народ. Из воды доносились отчаянные крики: «Помогите! Тону!». Люди качали головами, всплёскивали руками, но поплыть на помощь никто из них не решался. В это время мимо проходил молодой человек. Он был одет в студенческую форму. Услыхав крики о помощи, студент скинул мундир и бросился в реку. Через несколько минут он вытащил на берег обессилевшего и с трудом переводящего дух мужчину. В апреле 1905 года за свой самоотверженный поступок студент Санкт-Петербургского университета Виктор Николаевич Сорока-Росинский получил серебряную медаль Императорского российского общества спасания на водах.
Можно сказать, что спасению утопающих — пусть уже и не в буквальном, а в переносном смысле — он посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Он вытаскивал на поверхность тех, кто, казалось, уже опустился на самое дно. Виктор Николаевич Сорока-Росинский, вошёл в историю отечественной педагогики как организатор и руководитель Петроградской школы-коммуны имени Достоевского для трудновоспитуемых. Той самой «Республики ШКИД», о которой мы знаем из одноимённой повести, написанной выпускниками школы — Леонидом Пантелеевым и Григорием Белых. Сотни никому не нужных мальчишек-беспризорников благодаря ВикНикСору, как называли они воспитателя, обретали себя и своё место в жизни.
Школа имени Достоевского стала, без преувеличения, вершиной педагогической деятельности Сороки-Росинского. К моменту создания этого особенного учебного заведения за плечами у Виктора Николаевича уже был богатый профессиональный опыт. Он преподавал историю и философию в мужской гимназии при храме святой Екатерины в Петербурге. А в 1908-м стал одним из ведущих педагогов Введенской мужской гимназии — той самой, которую буквально несколькими годами ранее окончил поэт Александр Блок. Сохранилась характеристика, которую дал молодому преподавателю директор этой гимназии: «Нрава Сорока мягкого, приветливого, спокойного. К ученикам относится благожелательно». Всё это было не только чертами характера Виктора Николаевича, но и постулатами его собственной педагогической методики. В её основу Сорока-Росинский положил принципы суворовской «Науки побеждать». С детства эта книга прославленного русского полководца была его любимой. Главный суворовский постулат — уважение к личности солдата — Виктор Николаевич перенёс на своих учеников. Не только дисциплина, но прежде всего — любовь, терпение и доброта помогают найти ключ к душе ребёнка, считал Росинский.
Именно так относился он и к своим «трудновоспитуемым» ученикам — беспризоникам из Школы имени Достоевского. Этих мальчишек называли отпетыми хулиганами, малолетними уголовниками. Но Сорока-Росинский категорически возражал. Он говорил: это нормальные дети, творческие, одарённые натуры, просто попали в тяжёлые жизненные обстоятельства. Да, многие из них поначалу были циничными и жестокими. Такими их сделала улица. Но Сорока-Росинский умел видеть их душу. Находить в ней свет. И превращал этих несчастных детей в личностей — сильных, одухотворённых, многогранных. В этом Виктор Николаевич видел свой долг — перед народом, Родиной и перед Богом, как сам он говорил.
Даже выйдя на пенсию, Сорока-Росинский не мог жить без детей. Он организовал что-то вроде домашнего детского клуба, который в шутку называл «академией». В небольшой комнатке коммунальной квартиры, где жил Виктор Николаевич, собирались соседские ребятишки. Он помогал им с домашними заданиями, рассказывал о литературе, искусстве, истории. Устраивал для них экскурсии по Ленинграду. Как-то раз одна девочка, до тех пор отстающая, получила в школе свою первую пятёрку. Виктор Николаевич решил сделать ей сюрприз. Купил билет в кино. А когда, радостный, возвращался из кассы кинотеатра и переходил улицу, не заметил выскочивший из-за поворота трамвай. И скончался под его колёсами.
Но в памяти своих благодарных учеников он всегда оставался живым — добрый, справедливый и чуткий ВикНикСор. Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Человек, который верил в ребят и всем сердцем их любил.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
10 января. О важности перенесения скорбей в деле спасения человека
8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности перенесения скорбей в деле спасения человека.
Страдания и скорбь — это часть человеческой жизни. Так Господь задумал. По крайней мере, так произошло после грехопадения первых людей. Поэтому, когда мы в своей жизни сталкиваемся со скорбями, с несправедливостью, с обидами, и нередко воспринимаем это как некий вызов нам, начинаем сами бороться, тоже создавать какую-то стратегию борьбы с теми, кто нас обижает, тем самым заражаясь этой человеческой неправдой и злобой, пуская в свое сердце то, на что и рассчитывает враг рода человеческого, проводя нас через страдания, чтобы в страданиях мы согрешили, от Бога отказались, от Его промысла, возроптали, возненавидели других людей.
Другими словами, страдания — это тест на нашу способность жить по Божьему закону. Когда все хорошо, то вроде испытаний никаких нету, искушений нету, соблазнов таких особенно нету с точки зрения веры в Господа. А вот когда через скорбь проходим, очень часто говорим: «Господи, а за что это мне?» Никогда не просим Господа дать нам силы пройти через страдания, а попытаемся ответить на вопрос: «А что ж такое, ну почему же я? Но ведь вот сосед-то ничего этого не испытывает. Вроде как и в храм хожу, и добрые дела стараюсь делать. Почему через скорбь меня Господь проводит?» Ответ очень простой. Если мать Его родная по плоти через скорбь прошла, какие у нас могут быть вопросы к Богу? Какие могут быть у нас сомнения в благости Божией, в Его промысле? Никаких.
Господь и дал нам пример своей Матери, пречистой и преблагословенной Девы Марии, выше всех ангелов и архангелов, которая даже эта высота и близость к Богу не оградила от человеческой скорби и даже от человеческих страданий.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О грехах зависти и сварливости
В 3-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину».
О грехах зависти и сварливости — священник Алексей Долгов.
Святой апостол Иаков призывает христиан быть чуждыми зависти и сварливости, потому что эти грехи прямо противоположны любви — главному качеству христианина. Зависть апостол называет горькой. Для человека она горька потому, что наполняет сердце беспокойством и тревогой, лишая человека сил. Для окружающих зависть горька потому, что приносит не согласие, а раздоры и споры. Поскольку, как говорит Христос, из сердца исходит все злое, то зависть скрывается именно в сердце, которое у нас может быть не только источником добра, но и зла. Побежденный завистью человек ругает, лжет и очерняет того, кому завидует, а себя превозносит и хвалит. Именно такими завистниками в первые века были самозванные учителя, которые возвышали себя и очерняли апостолов. Истинные веры в их поврежденные страстями сердца не вмещались, поэтому они толковали христианское учение по своему усмотрению. От этого стали рождаться ереси, которые являются ложью на истину.
Апостол Иаков обличает этих самозваных мудрецов, непризванных учителей, раздиравших церковь Божию, вопреки истинным верам, вводивших ложные учения, и показывает, что они руководствовались ложной мудростью, злой ревностью и страстью к спорам. Это не мудрость, нисходящая свыше от Бога, но мудрость душевная, бесовская. Святой апостол Иаков учит, что служить Словом могут по-настоящему мудрые, способные показывать мудрость своей собственной жизни христиане. Это относится и к нам, поскольку и от нас Церковь ждет настоящей мудрости, являемой не только в словах, но прежде всего в наших делах.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О прославлении родившегося Христа и подготовке к празднику Богоявления
Сегодня 10 января. Рождественские святки.
О прославлении родившегося Христа и подготовке к празднику Богоявления — протоиерей Константин Харитонов.
Ранее святая церковь Рождество Христово отмечала вместе с праздником Богоявления Господня. То есть, и праздник Крещения Господня, который иначе называется Богоявлением, и Рождество Христово отмечались в один день. Впоследствии эти дни были разъединены, чтобы отдельно отмечать праздник Рождества Христова и отдельно праздник Богоявления. Почему? Потому, что праздник Богоявления является даже выше праздника Рождества Христова. Потому, что в Рождестве Христом явился Сын Божий, воплотившийся от Девы Марии, а праздник Богоявления Господня является вся Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Это День Святой Троицы. И разделив эти два праздника, чтобы достойно их почтить, между ними эти дни являются Днями Святыми, как мы называем их «святками». И в эти дни мы особенно прославляем Родившуюся Христа и торжественно готовимся встретить праздник Богоявления Господня.
Все выпуски программы Актуальная тема