Виктор Николаевич Сорока-Росинский — организатор и руководитель Петроградской школы-коммуны имени Достоевского для трудновоспитуемых — способствовал своей деятельностью тому, что многие мальчишки-беспризорники обретали свое место в жизни.
До организации Петроградской школы Виктор Николаевич преподавал историю и философию в мужской гимназии при храме святой Екатерины в Петербурге. А в 1908-м стал одним из ведущих педагогов Введенской мужской гимназии. Своих «трудновоспитуемых» учеников Виктор Николаевич называл нормальными детьми, творческими, одаренными натурами, которые просто попали в тяжелые жизненные обстоятельства. И даже на пенсии Сорока-Росинский организовал у себя дома что-то наподобие детского клуба, где он помогал соседским ребятишкам с домашними заданиями, рассказывал о литературе, искусстве, истории.
Какие принципы были заложены в основу педагогической методики Виктора Николаевича?

Под Новгородом, на берегу реки Мшаги, собрался народ. Из воды доносились отчаянные крики: «Помогите! Тону!». Люди качали головами, всплёскивали руками, но поплыть на помощь никто из них не решался. В это время мимо проходил молодой человек. Он был одет в студенческую форму. Услыхав крики о помощи, студент скинул мундир и бросился в реку. Через несколько минут он вытащил на берег обессилевшего и с трудом переводящего дух мужчину. В апреле 1905 года за свой самоотверженный поступок студент Санкт-Петербургского университета Виктор Николаевич Сорока-Росинский получил серебряную медаль Императорского российского общества спасания на водах.
Можно сказать, что спасению утопающих — пусть уже и не в буквальном, а в переносном смысле — он посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Он вытаскивал на поверхность тех, кто, казалось, уже опустился на самое дно. Виктор Николаевич Сорока-Росинский, вошёл в историю отечественной педагогики как организатор и руководитель Петроградской школы-коммуны имени Достоевского для трудновоспитуемых. Той самой «Республики ШКИД», о которой мы знаем из одноимённой повести, написанной выпускниками школы — Леонидом Пантелеевым и Григорием Белых. Сотни никому не нужных мальчишек-беспризорников благодаря ВикНикСору, как называли они воспитателя, обретали себя и своё место в жизни.
Школа имени Достоевского стала, без преувеличения, вершиной педагогической деятельности Сороки-Росинского. К моменту создания этого особенного учебного заведения за плечами у Виктора Николаевича уже был богатый профессиональный опыт. Он преподавал историю и философию в мужской гимназии при храме святой Екатерины в Петербурге. А в 1908-м стал одним из ведущих педагогов Введенской мужской гимназии — той самой, которую буквально несколькими годами ранее окончил поэт Александр Блок. Сохранилась характеристика, которую дал молодому преподавателю директор этой гимназии: «Нрава Сорока мягкого, приветливого, спокойного. К ученикам относится благожелательно». Всё это было не только чертами характера Виктора Николаевича, но и постулатами его собственной педагогической методики. В её основу Сорока-Росинский положил принципы суворовской «Науки побеждать». С детства эта книга прославленного русского полководца была его любимой. Главный суворовский постулат — уважение к личности солдата — Виктор Николаевич перенёс на своих учеников. Не только дисциплина, но прежде всего — любовь, терпение и доброта помогают найти ключ к душе ребёнка, считал Росинский.
Именно так относился он и к своим «трудновоспитуемым» ученикам — беспризоникам из Школы имени Достоевского. Этих мальчишек называли отпетыми хулиганами, малолетними уголовниками. Но Сорока-Росинский категорически возражал. Он говорил: это нормальные дети, творческие, одарённые натуры, просто попали в тяжёлые жизненные обстоятельства. Да, многие из них поначалу были циничными и жестокими. Такими их сделала улица. Но Сорока-Росинский умел видеть их душу. Находить в ней свет. И превращал этих несчастных детей в личностей — сильных, одухотворённых, многогранных. В этом Виктор Николаевич видел свой долг — перед народом, Родиной и перед Богом, как сам он говорил.
Даже выйдя на пенсию, Сорока-Росинский не мог жить без детей. Он организовал что-то вроде домашнего детского клуба, который в шутку называл «академией». В небольшой комнатке коммунальной квартиры, где жил Виктор Николаевич, собирались соседские ребятишки. Он помогал им с домашними заданиями, рассказывал о литературе, искусстве, истории. Устраивал для них экскурсии по Ленинграду. Как-то раз одна девочка, до тех пор отстающая, получила в школе свою первую пятёрку. Виктор Николаевич решил сделать ей сюрприз. Купил билет в кино. А когда, радостный, возвращался из кассы кинотеатра и переходил улицу, не заметил выскочивший из-за поворота трамвай. И скончался под его колёсами.
Но в памяти своих благодарных учеников он всегда оставался живым — добрый, справедливый и чуткий ВикНикСор. Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Человек, который верил в ребят и всем сердцем их любил.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
31 октября. О хождении во Христе

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём».
О хождении во Христе — священник Николай Дубинин.
В послании к колоссянам апостол Павел призывает: «Как вы приняли Христа, так и ходите в Нём». Что это значит? Это означает, что те заветы, которые мы принимаем во время крещения, те обеты и обещания Богу чистой совести и праведной жизни, мы должны исполнять неукоснительно.
Ведь стоит признаться, что по прошествии многих лет воцерковленной жизни мы иногда расслабляемся, и духовная жизнь ослабевает, кто-то начинает нарушать обеты, данные при крещении. И вот апостол Павел здесь нам подсказывает, что как вы приняли, как вы чувствовали ту благодать, ту радость и какая решимость, главное, была у вас начать христианскую жизнь, в этом и оставайтесь.
Не позволяйте себе лениться или впадать в малодушие или в маловерие. Очень ценный совет для всех нас, особенно для воцерковленных людей, чтобы мы всегда были в некоем духовном бодрствовании.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 октября. О почитании Апостола и евангелиста Луки

Сегодня 31 октября. День памяти Апостола и евангелиста Луки.
О его почитании — протоиерей Максим Горожанкин.
Святой апостол и евангелист Лука — это очень интересная личность, это и врач, это и иконописец, это и церковный историк. Когда мы прикасаемся к письменному наследию апостола Луки, мы берём в руки его Евангелие и продолжение этого Евангелия — книгу Деяний святых апостолов.
И промыслительно то, что книга Деяний не заканчивается. У этой книги как бы нет окончания, как обычно бывает окончание у всех других книг Священного Писания Нового Завета, и многие из них заканчиваются словом «Аминь». А вот книга Деяний святых апостолов, она не заканчивается. И это говорит нам о том, что мы, современные христиане, продолжаем дело святых апостолов. И святого апостола Луки в том числе.
Каждый из нас, верующих людей, по-своему пишет историю Христианской Церкви своей жизнью, своими добродетелями или прегрешениями. И дай Господь, чтобы добродетелей в нашей жизни было больше молитвенным представительством святого апостола и евангелиста Луки.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 октября. О спасении души в условиях городской жизни
 
                                    
Сегодня 31 октября. Всемирный день городов.
О спасении души в условиях городской жизни — священник Николай Конюхов.
Люди религиозные первоначально сторонились от городов, то есть, если вспомнить времена Каина и Авеля, то мы вспомним, что именно каиниты стали основывать первые города, а сифиты (это сыны Божии, потомки как раз того, кто остался верен истинному Богу), то они как-то сторонились, старались жить на вольных пространствах. Тем не менее, со временем и в городах появилось вот это богопочитание, и стали строиться церкви.
И вот в наше время мы в большинстве случаев живём как раз именно в полисах, причем достаточно больших. И единственное, что тут важно, — не потерять в суете городской жизни, где всё вроде бы завязано на то, чтобы сэкономить наше время, но времени никогда не хватает, потому что нужно туда съездить, это оплатить, посетить мероприятия и так далее. И люди жалуются, что в суете городской жизни у них не хватает времени на Бога.
И когда я, кстати, приезжаю куда-нибудь в маленькие города или в деревню, особенно, там время совершенно по-другому течёт. И люди и разговаривают медленнее, и богослужение... Я вот приехал недавно к своему сельскому батюшке знакомому. Служба идёт медленнее, читают спокойнее, поют тоже спокойнее, потому что как-то вот люди не спешат.
И мы можем вроде всё успеть, все дела, какие запланировали выполнить, но потерять самое главное. Вот этот мирный дух, который имеет человек, примирённый с Богом, с ближними и с собой.
И поэтому, чтобы самому не потеряться в этом городе, огромном и шумящем, не потерять самого себя, нужно всегда не забывать уделить время своему Создателю.
Все выпуски программы Актуальная тема



 
 



