Виктор Николаевич Сорока-Росинский — организатор и руководитель Петроградской школы-коммуны имени Достоевского для трудновоспитуемых — способствовал своей деятельностью тому, что многие мальчишки-беспризорники обретали свое место в жизни.
До организации Петроградской школы Виктор Николаевич преподавал историю и философию в мужской гимназии при храме святой Екатерины в Петербурге. А в 1908-м стал одним из ведущих педагогов Введенской мужской гимназии. Своих «трудновоспитуемых» учеников Виктор Николаевич называл нормальными детьми, творческими, одаренными натурами, которые просто попали в тяжелые жизненные обстоятельства. И даже на пенсии Сорока-Росинский организовал у себя дома что-то наподобие детского клуба, где он помогал соседским ребятишкам с домашними заданиями, рассказывал о литературе, искусстве, истории.
Какие принципы были заложены в основу педагогической методики Виктора Николаевича?

Под Новгородом, на берегу реки Мшаги, собрался народ. Из воды доносились отчаянные крики: «Помогите! Тону!». Люди качали головами, всплёскивали руками, но поплыть на помощь никто из них не решался. В это время мимо проходил молодой человек. Он был одет в студенческую форму. Услыхав крики о помощи, студент скинул мундир и бросился в реку. Через несколько минут он вытащил на берег обессилевшего и с трудом переводящего дух мужчину. В апреле 1905 года за свой самоотверженный поступок студент Санкт-Петербургского университета Виктор Николаевич Сорока-Росинский получил серебряную медаль Императорского российского общества спасания на водах.
Можно сказать, что спасению утопающих — пусть уже и не в буквальном, а в переносном смысле — он посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Он вытаскивал на поверхность тех, кто, казалось, уже опустился на самое дно. Виктор Николаевич Сорока-Росинский, вошёл в историю отечественной педагогики как организатор и руководитель Петроградской школы-коммуны имени Достоевского для трудновоспитуемых. Той самой «Республики ШКИД», о которой мы знаем из одноимённой повести, написанной выпускниками школы — Леонидом Пантелеевым и Григорием Белых. Сотни никому не нужных мальчишек-беспризорников благодаря ВикНикСору, как называли они воспитателя, обретали себя и своё место в жизни.
Школа имени Достоевского стала, без преувеличения, вершиной педагогической деятельности Сороки-Росинского. К моменту создания этого особенного учебного заведения за плечами у Виктора Николаевича уже был богатый профессиональный опыт. Он преподавал историю и философию в мужской гимназии при храме святой Екатерины в Петербурге. А в 1908-м стал одним из ведущих педагогов Введенской мужской гимназии — той самой, которую буквально несколькими годами ранее окончил поэт Александр Блок. Сохранилась характеристика, которую дал молодому преподавателю директор этой гимназии: «Нрава Сорока мягкого, приветливого, спокойного. К ученикам относится благожелательно». Всё это было не только чертами характера Виктора Николаевича, но и постулатами его собственной педагогической методики. В её основу Сорока-Росинский положил принципы суворовской «Науки побеждать». С детства эта книга прославленного русского полководца была его любимой. Главный суворовский постулат — уважение к личности солдата — Виктор Николаевич перенёс на своих учеников. Не только дисциплина, но прежде всего — любовь, терпение и доброта помогают найти ключ к душе ребёнка, считал Росинский.
Именно так относился он и к своим «трудновоспитуемым» ученикам — беспризоникам из Школы имени Достоевского. Этих мальчишек называли отпетыми хулиганами, малолетними уголовниками. Но Сорока-Росинский категорически возражал. Он говорил: это нормальные дети, творческие, одарённые натуры, просто попали в тяжёлые жизненные обстоятельства. Да, многие из них поначалу были циничными и жестокими. Такими их сделала улица. Но Сорока-Росинский умел видеть их душу. Находить в ней свет. И превращал этих несчастных детей в личностей — сильных, одухотворённых, многогранных. В этом Виктор Николаевич видел свой долг — перед народом, Родиной и перед Богом, как сам он говорил.
Даже выйдя на пенсию, Сорока-Росинский не мог жить без детей. Он организовал что-то вроде домашнего детского клуба, который в шутку называл «академией». В небольшой комнатке коммунальной квартиры, где жил Виктор Николаевич, собирались соседские ребятишки. Он помогал им с домашними заданиями, рассказывал о литературе, искусстве, истории. Устраивал для них экскурсии по Ленинграду. Как-то раз одна девочка, до тех пор отстающая, получила в школе свою первую пятёрку. Виктор Николаевич решил сделать ей сюрприз. Купил билет в кино. А когда, радостный, возвращался из кассы кинотеатра и переходил улицу, не заметил выскочивший из-за поворота трамвай. И скончался под его колёсами.
Но в памяти своих благодарных учеников он всегда оставался живым — добрый, справедливый и чуткий ВикНикСор. Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Человек, который верил в ребят и всем сердцем их любил.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема