
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 200 зач., I, 11-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если бы кто-то попросил нас рассказать о сути нашей веры, то что бы мы ответили? Рискну предположить, что мы бы указали на того или иного авторитетного учителя: апостола, святителя, преподобного или ещё не прославленного, но пользующегося авторитетом в христианской среде подвижника. Вряд ли кто-то из нас дерзнул бы сказать, что он получил точное и правильное знание о вере от Самого Христа. Если же кто-то ответил бы так, то мы отнеслись бы к этому человеку и его свидетельству в высшей степени настороженно. И мы были бы правы. Действительно, нам нужен другой человек, чтобы научиться истинам веры. Однако бывают и исключения, самое известное из них — это, пожалуй, апостол Павел, которого вере во Христа не учил никто из людей. О своём пути апостол Павел рассказал в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 1-й главы Послания к Галатам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
В услышанных нами только что словах апостола Павла о его пути ко Христу есть моменты, которые могут немного смутить. К примеру, уверенность апостола в том, что Бог избрал его «от утробы матери», а также то, что у Павла не было необходимости советоваться «с плотью и кровью» после его призвания Христом.
Читая такие слова Послания к Галатам, мы почти неизбежно оказываемся заложниками собственных представлений о допустимом и недопустимом: аскетическая христианская традиция упорно и последовательно учит нас, что недоверие к себе — к своим мыслям, чувствам, эмоциям и суждениям — это одна из существенно необходимых добродетелей, без которой вряд ли удастся обрести спасение. В Послании же к Галатам мы видим нечто совершенно иное: апостол Павел доверился себе, то есть тому, что он видел и слышал. Почему же апостол Павел имел право верить себе, а у нас такого права нет?
Здесь нам стоит вспомнить, что апостол Павел к моменту явления ему Христа Воскресшего не был человеком, далёким от духовной жизни. Более того, Павел принадлежал к фарисейской традиции, то есть к тем людям, которые посвятили свою жизнь тщательному исполнению библейских заповедей и молитве. Да, они совершали ошибки, но при этом духовная жизнь не была для них неведомой областью, и если смотреть на дохристианское человечество, то можно сказать, что фарисеи были лучшими представителями того общества. Одним словом, Павел, пусть и неосознанно, но всю свою жизнь готовился к встрече со Христом; он был духовно опытным человеком, а потому стяжал фундамент того навыка, который он сам в Первом послании к Коринфянам назвал «различением духов» (см. 1Кор. 12:10).
Кроме того, его призвание к апостольству имело свидетелей: Павел был не один тогда, когда ему явился Господь, и несмотря на то, что Христос общался только с Павлом, и другие люди в полноте не могли понимать происходящее, факт потери Павлом зрения, последующие исцеление и крещение — это то, что нельзя отнести к субъективным впечатлениям.
А ещё нам стоит вспомнить, что Павел отнюдь не сразу после своего крещения приступил к собственно апостольскому служению: между крещением Павла и началом его первого апостольского путешествия прошло около 12-ти лет, и за это время Павел имел возможность неоднократно убедиться, что данное ему от Спасителя откровение — не самообман и не иллюзия.
Конечно, никто из нас не подвергает авторитет апостола Павла сомнениям, и прозвучавший сегодня отрывок может показаться излишним, имеющим лишь историческое значение. Но не будем спешить с выводами, ведь этот отрывок напоминает нам о том, что у каждого человека свой путь ко Христу, и большая ошибка полагать, будто бы есть правильные и неправильные пути. Если же мы совершим такую ошибку, то есть немалый риск оказаться подобными тем людям, которые сомневались в апостольском авторитете первоверховного Христова апостола Павла.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Флор Ермаков
В России до революции существовало огромное число «полезных учреждений» - богаделен, больниц для бедных, приютов. Деньги на их строительство и содержание поступали от самых разных людей. И мотивы для благотворительности тоже были самые разные. Иногда человек посвящал себя делам милосердия под влиянием сильного потрясения. С Флором Ермаковым получилось именно так.
Он родился в крестьянской семье. Отец Флора – крепостной графа Шереметева – сумел заработать состояние, открыв фабрику по производству тканей. Деньги позволили Ермакову получить вольную, и он с семьёй перебрался в Москву, где стал купцом, владельцем двух фабрик и торгового дома «Яков Ермаков с сыновьями». Один из этих сыновей – Флор – расширил дело отца, основал четыре крупные текстильные фабрики, заработал миллионы и жил припеваючи.
А потом одно за другим посыпались несчастья. В один год Ермаков потерял почти всю свою семью – жену, отца, сына, брата. Потом ещё одного сына. Любимые лица преследовали Флора Яковлевича во сне и наяву, а истерзанное сердце подсказывало только один выход: продать все предприятия и заняться благотворительностью. Задолго до этих событий, в период Крымской войны Ермаков уже помогал средствами ополчению и работал в благотворительном обществе княгини Щербатовой. Но после ухода близких, служение бедным приобрело у Ермакова колоссальный масштаб.
Он создал целую сеть громадных богаделен. Самую первую – на тысячу двести человек из крестьян построил в Сокольниках, на месте двух своих фабрик. И возвёл там же двухъярусную церковь в честь Троицы Живоначальной и мучеников Флора и Лавра. Вторая богадельня с домовой церковью и колокольней тоже была построена на месте бывшей фабрики. А третья – самая большая – появилась в самом центре Москвы. Она занимала четырёхэтажное здание. Дом был скромным, ничем не украшенным. Ермаков сделал это намеренно, предпочитая дать больше денег на жизнь человека, а не на красоту фасадов и лоск интерьеров. К тому же Флор Яковлевич старался селить в богадельнях как можно больше людей. Старики и старушки жили на всём готовом. Их прилично кормили и даже поили кофе.
Кроме того, Ермаков много помогал нищим. Милостыню раздавал лично. Жил он в большом дворце и открыл при нём бесплатную столовую. В ней ежедневно обедало до пятисот человек. А в доме постоянно останавливалась монахини, приезжавшие в Москву собирать пожертвования. Ермаков внёс 30 000 рублей на внутреннюю отделку Крестовоздвиженского собора, отреставрировал старинный Успенский храм. К нему пристроили трапезную, двухэтажный корпус с кельями для старых монахинь и больницу.
В Вышнем Волочке, где у Флора Яковлевича была ещё одна фабрика, он тоже построил богадельню. А на своей родине в селе Мещерино в бывшем барском доме Шереметевых, основал дом для престарелых на 150 человек. И много жертвовал землякам-крестьянам. В Москве на деньги Ермакова в больнице для душевнобольных появился новый большой корпус. На содержание умалишённых Ермаков выделил 300 000 рублей. При Бутырской тюрьме он открыл дом для семей тех осуждённых, которых ждала Сибирь. Родным арестантов, даже грудным детям, выдавались деньги.
За свою деятельность Флор Яковлевич получил потомственное дворянство.
Он истратил на добрые дела почти всё состояние. А в завещании указал, что оставшиеся три миллиона должны быть вложены в новые благотворительные проекты. Обиженные родственники пытались оспорить завещание, но суд признал его действительным. И власти Москвы на средства Ермакова построили два ночлежных дома, каждый из которых ежедневно открывал свои двери для полутора тысяч человек. Комитет ермаковских богаделен до самой революции обеспечивал их обитателям достойную старость. Специальное здание было выстроено для ремесленного училища техников и электротехников. Училище назвали именем Ермакова.
12 ноября. Об укорении Господом книжников и фарисеев
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».
Об укорении Господом книжников и фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Перечисляя тех, к кому обращается Господь, нельзя не заметить удивительные кажущиеся недоразумения. Книжники и фарисеи — это похвальные определения. И те, и другие особенно образованны, просвещены законом, являются примерами для народа в благочестии, следовании отеческому закону.
Но следующее определение — лицемеры — полностью перечёркивает достоинства этих народных избранников. Оказывается, что именно им свойственно за исправной внешностью хранить неустройство души или крайнее её разорение из-за тех страстей, главной из которых — гордыня, которым они были преданы.
Ради того и звучала проповедь Иоанна Крестителя, также призывающая покаяться для того, чтобы, обличив собственные страсти, люди Израиля узнали бы пришедшего Спасителя мира.
Но таково свойство греховного помрачения: оно туманит очи сердца и на белое понуждает говорить чёрное, а на чёрное — белое. Так что не проклятие звучит из уст Спасителя в отношении их, а сокрушение Господне о тех, кто не может своё сердце привести к сокрушению и исповедовать Его Спасителем мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О преданности Богу

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».
О преданности Богу — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевой принцип апостольского служения и христианской жизни, а именно — приоритет угождения Богу, а не людям. Апостол подчёркивает, что его проповедь и действия мотивированы не стремлением к человеческому одобрению или выгоде, а верностью и преданностью Богу, Который вверил ему благовестие.
Слово «угождать» означает действовать в соответствии с волей Бога, а не угождать людским ожиданиям или корыстным и прагматичным интересам. Важно отметить, что даже в условиях гонений и непонимания нужно оставаться верным Его божественному замыслу.
Угождение Богу предполагает духовный фокус и ориентацию на вечную жизнь, а не на временное благо. Таким образом, в апостольском послании выражается фундаментальный принцип христианской жизни — приоритет воли Бога над человеческими ожиданиями. Это основа подлинного служения и духовного роста.
Все выпуски программы Актуальная тема







