
Однажды, когда я был студентом Московской духовной семинарии и шёл по коридору учебного корпуса, я столкнулся с двумя иностранцами. По виду представители какой-то восточной народности, оба они были одеты в семинарскую форму. Вот интересно? — подумалось тогда. Кто это? Корейцы, китайцы, вьетнамцы? Оказалось — индонезийцы. Об Индонезии мне в тот момент было известно, мягко говоря, совсем не много. Для меня это была просто далекая страна где-то в Юго-Восточной Азии. И казалось очень странным, что из Индонезии для обучения в семинарии приехали студенты. Однако после общения с ними ощущение странности исчезло само собой. Оказалось, что в Индонезии существуют не просто отдельные православные приходы, но и самобытная традиция православной веры.
Православное христианство появилось в Индонезии в 20-х годах прошлого века вместе с русскими эмигрантами. Попав в далекую страну, наши соотечественники основали в индонезийской столице Джакарте приход, который, впрочем, существовал не долго. Так как большинство русских впоследствии из Индонезии уехало. Тем не менее, семена Православия на индонезийскую почву были брошены. Благодаря общению с русскими эмигрантами крещение приняли несколько индонезийцев — они и стали основой для развития православной миссии.
В настоящее время на территории Индонезии существуют приходы трех православных традиций — Русской Церкви, Константинопольской Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей. В приходах Константинопольского Патриархата служат греческие священники. Храмы нашей Церкви, главный из которых освящен во имя апостола Фомы и расположен в Джакарте, ориентируются на местное население. Абсолютное большинство священников — индонезийцы по происхождению. Почти все из них, как и те двое моих знакомых, прошли обучение в российских семинариях. В настоящее время количество православных индонезийцев составляет около двух тысяч человек.
У индонезийского Православия несколько особенностей. Их появление связано с тем, что главенствующей религией в Индонезии является ислам. И большинство православных индонезийцев в прошлом были мусульманами. Приняв крещение, они принесли с собой некоторые прежние обычаи. Первый из них — обязательное снятие обуви перед входом в храм. Индонезийцы считают церковное помещение святым местом, а потому для них недопустимо появляться в церкви обутыми. Еще одна традиция местных приходов состоит в том, что проповеди слушаются прихожанами сидя. Это самая настоящая восточная традиция. В местной культуре принято считать, что если хочешь послушать важные вещи, нужно обязательно присесть. Чтобы ноги, так сказать, не отвлекали уши. И вот еще одна традиция. Как я уже сказал, многие индонезийцы в прошлом были мусульманами. В исламе принято молиться пять раз в день. Православные индонезийцы, перейдя в христианство, сохранили привычку пятикратно обращаться с молитвой к Богу каждый день.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM