
Валентин Серов
Изображение: https://clck.ru/35MVEf
В Мариинском театре представляли «Рогнеду». Вот уже несколько лет опера композитора Александра Николаевича Серова с успехом шла на сцене главного театра Петербурга. В этот раз, как и всегда, зал был полон. Закончился третий акт. Автор вышел на поклон. Его окружили артисты в костюмах скоморохов, плясунов, ряженых. У одного из них на поводке был дрессированный медвежонок. Зверь встал на задние лапы. И в этот самый момент среди грома аплодисментов раздался детский крик: «Ой, боюсь! Медведь папку съест!». Зал взорвался смехом. В ложе бенуара, испуганно прижав ручки к груди, стоял маленький мальчик. Белокурый, большеглазый. Это был маленький сын композитора — Валентин Серов.
Будущий художник, выдающийся портретист, автор знаменитой картины «Девочка с персиками» родился в ночь на 7 января 1865 года. Счастливые супруги не могли оторвать глаз от крошечного младенца — своего сына. «Появление Вали на свет Божий привело нас в неописуемый восторг», — вспоминала мать художника, Валентина Семёновна. Она, как и её супруг, тоже была музыкантом. Вместе они писали оперы, издавали музыкально-просветительский журнал. И вот теперь их объединило нечто большее, чем безграничная любовь к музыке. Они стали родителями.
И Александр Николаевич, и Валентина Семёновна души не чаяли в маленьком Серовчике — так они называли между собой сына. Закрепилось за малышом и другое ласковое домашнее прозвище — Тоша. Серовы всюду брали сына с собой. В театре, во время репетиций, малыш мирно посапывал за кулисами под звуки оркестра. А когда немного подрос, садился в уголке, брал карандаш, лист бумаги, и рисовал лошадок. Свои художества Тоша с гордостью преподносил маме с папой. И хотя у его лошадок родители нередко насчитывали по несколько лишних ног, они сумели заметить в этих наивных детских рисунках первые искры таланта. Больше всего Тоша любил рисовать вместе с отцом. Александр Николаевич открывал старую зоологическую энциклопедию, и они выбирали, кого сегодня запечатлеть — льва, бегемота, а может быть, гориллу? Для пущей наглядности композитор пытался с помощью мимики изображать животное, которое они выбирали для рисунка. «Сколько смеха было, сколько радости!» — вспоминала Валентина Семёновна Серова.
Тоше было шесть лет, когда Александр Николаевич скоропостижно скончался от болезни сердца. «Сын стал моим единственным утешением в те дни», — писала мать Серова в своих мемуарах. Тогда, чтобы отвлечь мальчика от горя утраты, она впервые купила ему краски. Спустя два десятка лет, уже знаменитым художником, Валентин Александрович Серов напишет портрет отца — таким, каким тот остался в его памяти: за работой, среди нот, с сияющими вдохновением глазами.
Вскоре после смерти Александра Николаевича Тоша с матерью уехали за границу. Несколько лет мать и сын провели в Германии и Франции. Валентина Семёновна вспоминала, что жилось им тогда весело и беззаботно. С подросшим и возмужавшим Тошей у них установились дружеские отношения. К тому времени он уже стал вполне сложившимся художником. Однажды утром Валентин пришёл к матери с мольбертом. Сказал: «Я надумал писать твой портрет». Валентина Семёновна предложению обрадовалась. Молодой человек усадил женщину к окну, и карандаш запорхал в его руках. Вот как описывала в своих мемуарах этот эпизод Валентина Семёновна Серова: «Мы оба молчали, оба прониклись серьезным значением момента. Тоша острым взглядом художника как будто проникал в самую сокровенную глубь души...». Карандашный портрет матери живописца находится в Государственной Третьяковской галерее.
Валентина Семёновна всю жизнь берегла рисунки сына. Благодаря ей сохранились почти все детские и ученические работы Валентина Александровича Серова. Когда художник уже взрослым приезжал навестить мать, они часто рассматривали эти альбомы, вспоминая, как счастливо жили когда-то все вместе: отец, мать и сын. И знаменитый живописец вдруг снова становился маленьким Тошей, а Валентина Семёновна — хлопотливой молодой мамой...
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер