
В 2010 году болгарское телевидение снимало сюжет о том, как проходят восстановительные и реставрационные работы в одном из главных храмов Софии — соборе святого Александра Невского. Корреспондентам показали церковный архив, в котором, помимо прочего, хранились записи о пожертвованиях. Документы заинтересовали журналистов. Внимательно их изучив, они обнаружили очень интересную информацию. Оказалось, что самое крупное пожертвование за всю, более чем столетнюю, историю храма, сделал... нищий, собиравший подаяние у ворот собора.
Этого старика в лохмотьях, с длинной белой бородой знала вся Болгария. Фамилия и имя у него были «говорящие» — Добри Добрев. А люди звали его просто — дедушка Добри. Начиная с 90-х годов ХХ века, каждый день, в любую погоду, его можно было увидеть сидящим возле Александро-Невского храма. В руках — самый обыкновенный пластиковый стаканчик, куда прохожие бросали монеты. А в глазах, выглядывающих из-под густой копны седых волос — кротость, сострадание, доброта и любовь. Милостыню он собирал не для себя. Всё, что подавали — жертвовал Церкви. Дедушка Добри передал на строительство и ремонт храмов, часовен и монастырей Болгарии около пятисот тысяч евро. В рублях — почти пятьдесят миллионов. Всё, что за тридцать лет накидали люди в его пластмассовый стаканчик. Себе лично старик не брал из этих денег ни гроша. Жил на крошечную пенсию, которую ему выплачивало государство. Люди называли дедушку Добри святым. А он считал, что не делает ничего особенного. И просто не мог жить по-другому. «Ты делаешь добро — Господь видит это и вознаградит тебя», — говорил Добри Добрев.
Лучшей наградой от Бога для самого себя дедушка Добри считал возможность помогать людям. Когда-то он, как и многие, стремился зарабатывать деньги. Как говорят, даже уезжал для этого в Западную Европу. Но довольно скоро Добри ощутил, что погоня за богатством не приносит ему ни радости, ни спокойствия, ни счастья. Копилка наполнялась, а душа опустошалась. Он вернулся в родное село Байлово, раздал всё своё имущество, и поселился в крошечной хижине во дворе церкви святых Кирилла и Мефодия. Приютивший его храм дедушка Добри впоследствии щедро отблагодарил. В 2005 году на его ремонт он пожертвовал пять тысяч евро. Поддерживал он и односельчан. Глава администрации Байлово в одной из многочисленных публикаций о дедушке Добри рассказывал, что в селе вряд ли найдётся такой житель, которому бы Добрев не помог.
В любую погоду рано утром Добри выходил из дома и преодолевал сорок пять километров, которые отделяли его деревню от столицы. Как правило, он совершал этот путь пешком. И только когда ему исполнилось 80, стал пользоваться автобусом. И в дождь, и в снег, и в зной жители Софии неизменно видели его сидящим у собора Александра Невского. Милостыни, которую он там собирал, хватало не только на пожертвования храмам, но и на другие добрые дела. Например, однажды дедушка Добри оплатил коммунальные счета детского дома. Он помогал лишённым крова. Раздавал детям фрукты и сладости. Сколько всего добрых дел совершил дедушка Добри, мы, конечно, вряд ли когда-нибудь узнаем. Болгарский старец не имел привычки хвалиться своими поступками. Он только говорил: «Конец света — это тогда, когда доброта кончается».
Дедушка Добри прожил долгую жизнь. Он скончался в возрасте 103 (ста трёх) лет. В проповеди на отпевании Добри Добрева епископ Тивериопольский Тихон очень точно выразил всю суть жизни «нищего благотворителя». Владыка сказал: «Он зажигал сердца людей любовью к ближнему и своим примером учил нас служить друг другу и Церкви».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Проводники помощи». Екатерина Титова, Валентина Федькив
Гостьями программы «Делатели» были сестры милосердия, кураторы социальной деятельности в центральном федеральном округе от Синодального отдела по благотворительности Екатерина Титова и Валентина Федькив.
Наши гостьи поделились своими необычными историями прихода в сферу социального служения. Разговор шел о том, в какой помощи зачастую нуждаются люди, почему многие боятся попросить о самом необходимом, а также каким образом Церковь участвует в благотворительных инициативах.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.