Будучи сыном Алексеева, Константин работал на фабрике отца и уже в возрасте 18 лет стал директором ее производства. Заняв высокую должность, Константин фундаментальным образом модернизировал производственный цикл изготовления канители — тонкой витой золотой проволоки, которая широко использовалась в швейном деле, а также при изготовлении музыкальных инструментов. Буквально через несколько лет на знаменитой Всемирной выставке в Париже Константин получил Гран-при за новый вид тонких золототканых нитей, а вскоре после этого прославился на весь мир уже в качестве реформатора театрального искусства.
Несмотря на то, что Константин панически боялся сцены в детстве, он мечтал быть директором цирка. Когда ему исполнилось 14 лет, у него состоялся дебют в домашнем театральном кружке. Уже через 11 лет Константин Сергеевич организовал театральную группу под собственным руководством, которая впоследствии трансформировалась в главное детище Станиславского — Московский Художественный театр.
Что подразумевал под талантом Константин Сергеевич, чьим именем названа актерская сценическая система, признанная во всем мире? И какую связь Станиславский видел между жизнью и искусством?

На золотоканительной фабрике купца Алексеева давно закончился рабочий день. Народ разошёлся по домам. Лишь один человек ходил от станка к станку. Что-то измерял рулеткой, делал записи в блокнот. Это был восемнадцатилетний сын владельца фабрики — Константин. Несмотря на юный возраст, отец доверил ему пост директора производства. Канитель — тонкая витая золотая проволока — широко использовалась в швейном деле. Ею расшивались церковные облачения для духовенства, военные мундиры, а иногда и светская нарядная одежда. Использовалась канитель и при изготовлении музыкальных инструментов — для обмотки струн у фортепиано, гитар, скрипок, виолончелей. Процесс её изготовления был долгим и трудоёмким. Получив пост директора, Константин задумал коренным образом модернизировать производственный цикл. Ведь на дворе был конец XIX века — технический прогресс шёл семимильными шагами, а на фабрике всё ещё работали по старинке. Прошло несколько лет, и на знаменитой Всемирной выставке в Париже Константин получил Гран-при — за новый вид тонких золототканых нитей. Это было первое международное признание Константина Сергеевича Станиславского — человека, который вскоре прославится на весь мир. Но совсем не в качестве успешного предпринимателя. А как реформатор театрального искусства, основатель Московского Художественного Театра и создатель знаменитой теории сценического мастерства, названной в его честь, — актёрской системы Станиславского.
Трудно поверить, но в детстве Станиславский панически боялся публики. В его семье любили устраивать домашние концерты и театрализованные представления. Костя прекрасно играл на рояле и знал наизусть множество стихов. Но когда родители просили его выступить перед гостями, мальчик убегал и прятался. Сидя в укромном уголке, он горько плакал, потому что на самом-то деле очень хотел выступать на сцене. В своих детских мечтах Костя был директором цирка — с клоунами и укротителями зверей. Дебют в домашнем театральном кружке состоялся в 1877 году, когда мальчику исполнилось 14 лет. «Я не мог ни сидеть, ни стоять на месте. Сердце билось и минутами подкатывало внутри. Но вот — поднялся занавес, я вышел на сцену, и почувствовал себя превосходно. Что-то внутри толкало, горячило, вдохновляло...», — вспоминал Станиславский о своём первом выступлении. Ровно через одиннадцать лет после этого события Константин Сергеевич организовал театральную труппу под собственным руководством. Именно она и стала той основой, на которой впоследствии возникло главное детище Станиславского — Московский Художественный театр.
Стремление к совершенствованию и новаторству, которое обнаружилось у Константина Сергеевича ещё во времена работы на отцовской фабрике, проявилось и в театре. Существовавшая едва ли не с XVII века актёрская сценическая манера поведения казалась Станиславскому неестественным лицедейством. Ему хотелось, по его собственным словам, отойти от раз и навсегда установленных сценических штампов и внести на сцену жизнь. Так родилась знаменитая система Станиславского. В её основе лежало искусство переживания — когда в процессе игры актёр испытывает подлинные чувства и эмоции, из которых и рождается сценический образ. «Что такое талант? Это — душа», — говорил Станиславский. И учил актёров раскрывать на сцене свой внутренний мир. Так, чтобы, глядя на их игру, не приходило на ум воскликнуть: «Не верю!»
«Моё гражданское служение России» — так называл Константин Сергеевич свою театральную деятельность. Впрочем, разработанная им система актёрского мастерства шагнула далеко за пределы своей родины. Самые известные голливудские актёры играют «по Станиславскому», руководствуясь принципом Константина Сергеевича: «Искусство есть отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 55. Богослужебные чтения

Не зря жизнь называют то американскими горками, то неспокойным морем. Ещё сегодня ты можешь находиться на волне успеха, на горе почитания, а завтра все твои заслуги будут забыты. А сам ты можешь оказаться в крайне неудобном для себя положении. Совсем как царь и пророк Давид, который описывает собственные жизненные перипетии в псалме 55-м, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 55.
1 Начальнику хора.
О голубице, безмолвствующей в удалении.
Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.
2 Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.
3 Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!
4 Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.
5 В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?
6 Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне — на зло:
7 собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою.
8 Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы.
9 У Тебя исчислены мои скитания; положи слёзы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей?
10 Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня.
11 В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его.
12 На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?
13 На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы,
14 ибо Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицом Божиим во свете живых.
У прозвучавшего псалма имеется интересное надписание (что-то наподобие аннотации): «О голубице, безмолвствующей в удалении». Голубке царь и пророк Давид уподобляет себя в том смысле, что жизнь поставила его в крайне уязвимое состояние. Давид стал вынужденно похож на кроткую и беззащитную птицу. Каким же образом? Пророк, спасаясь от преследований безумного правителя Саула, оказался в землях филистимлян — непримиримых врагов евреев. В псалме Давид пишет о своём положении так: «человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня».
Из числа филистимлян происходил известный Голиаф, Давидом чудесно побеждённый. И конечно же, недруги Израиля были рады схватить того, кто ранее принёс им столько позора. Из-за гибели Голиафа филистимляне войну с евреями проиграли. Давида узнали, схватили и привели к местному царю. Пророк оправданно ожидал расправы над собой, потому и стал молиться Богу об избавлении от плена. Он пишет: «У Тебя исчислены мои скитания; положи слёзы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей?».
Давид сетует на жизнь, указывает, что нет ему нигде покоя. Пророка желали погубить и на родной земле, и за её пределами. Но излив в молитве скорбь, Давид затем набирается мужества и проявляет дерзновенную надежду на то, что (несмотря ни на какие угрожающие обстоятельства) спасение от Бога придёт. Или как он пишет: «Тебе воздам хвалы, ибо Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицом Божиим во свете живых».
И спасение пришло, но только тогда, когда пророк проявил самое настоящее смирение. Не стал играть в героя, не начал задирать нос, а осознал реальное положение дел. Что он победил Голиафа не своей силой, а силой Божией. И вообще — положение Давида являлось таким, что не до гордости ему было. Потому пророк взял и прикинулся сумасшедшим, начал вести себя как умственно отсталый — пускать слюни, бормотать что-то, нести околесицу. Филистимский правитель, увидев, кого ему привели, возмутился, воскликнув: уберите с глаз долой этого дурака. Давида выгнали, и вот так он обрёл свободу. Какой вывод можно сделать? Конечно, не такой, что надо постоянно юродствовать. Скорее, речь тут идёт о другом. О том, что не надо задирать нос. И если получается что-то сделать хорошее, доброе, нужное, надо Бога поблагодарить за такую возможность. А если жизнь дала подзатыльник, не терять присутствия духа, а смириться и исходить из реального, а не выдуманного положения дел. Как о том и говорит пророк Давид в псалме 55-м.
Псалом 55. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 55. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 55. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора.
О голубице, безмолвствующей в удалении.
Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.
2 Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.
3 Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!
4 Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.
5 В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?
6 Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне - на зло:
7 собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою.
8 Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы.
9 У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя,- не в книге ли они Твоей?
10 Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю', что Бог за меня.
11 В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его.
12 На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?
13 На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы,
14 ибо Ты избавил душу мою от смерти, [очи мои от слез,] да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.
3 апреля. О решении лишить Церковь в СССР статуса юридического лица

Сегодня 3 апреля. В этот день в 1928 году в Советском Союзе Церковь была лишена статуса юридического лица.
О последствиях этого решения — протоиерей Константин Харитонов.
Церковные иконы и утварь изымалась, отдавалась в музеи, поэтому и священники находились в неком постоянном изгнании и не имели права рассчитывать на какую-то государственную поддержку, помощь, пенсию. Отсюда, конечно, и жизнь священническая страдала, и прихода, и для того, чтобы даже просто уже последствия, чтобы восстановить храм, чтобы сделать просто элементарный ремонт, чтобы провести отопление, нужно было обращаться в Министерство культуры или какие-то другие министерства. И, конечно же, там накладывали запреты, не давали возможности. Соответственно, через просто государственное давление, через государственные какие-то рычаги, Церковь пытались уничтожить, и чтобы храмы разрушились и были закрыты. На сегодняшний день Церковь тоже отделена от государства, но, как сказал Святейший Патриарх Алексий II, она не отделена от народа. Но в данном случае, конечно же, сейчас каждый приход имеет свой юридический статус, имеет свои возможности, также платит налоги, которые необходимо платить, хотя многие считают, что у нас нет налогов. Все это есть, все это работает, и сегодня Церковь имеет возможность жить в государстве, как отдельная юридическая организация.
Все выпуски программы Актуальная тема