
Кадр из фильма «Отчий дом». Киностудия им. М. Горького, режиссёр Лев Кулиджанов
— Здравствуй, драгоценная доченька Танюша. Пишет тебе это письмо твоя родная мать, Буянова Наталья Авдеевна. Семнадцать лет я всё плакала о тебе день и ночь. Всё не верила в своё горе. Вот и привелось дожить до светлого дня. Приезжай, доченька, хоть на денёк. Очень тебя прошу.
У Тани — молодой москвички, студентки престижного вуза, не спроста дрожит голос. Она читает вслух письмо от матери. Матери, о существовании которой девушка даже не догадывалась. В раннем детстве Таню усыновили. Приёмным родителям тогда сказали, что мама девочки погибла во время бомбёжки в Великую Отечественную войну. Таня выросла в интеллигентной, состоятельной семье столичного врача, окружённая любовью и заботой. Приёмные отец и мать давно стали для неё родными. И вдруг — это письмо...
Такой крутой поворот произошёл в жизни героини советского художественного фильма «Отчий дом». Ленту снял режиссёр Лев Кулиджанов. На экраны она вышла в 1959 году. Тогда же вошла в основную программу Международного Каннского кинофестиваля и оказалась в числе главных претендентов на Золотую пальмовую ветвь. Награду картина не получила, однако была с большим энтузиазмом встречена зарубежной публикой. Надо ли говорить, что у себя на родине фильм тоже пришёлся зрителям по душе. Выдающийся киновед Александр Николаевич Грошев называл ленту «Отчий дом» светлой и поэтичной, повествующей о простых людях с любовью и теплотой. А уже в наши дни о картине в своей рецензии напомнил современным кинозрителям журналист и театральный критик Егор Королёв. По его мнению, режиссёр Лев Кулиджанов снял уникальный фильм, честный и чистый, который помогает понять душу русского человека.
А что же творится в душе у главной героини фильма Тани, которая внезапно узнала, что её родная мама жива, здорова и ждёт её в гости? Скажем честно — девушка в замешательстве. Городская интеллигентка, она крайне смущена одним фактом: оказывается, её мама — простая крестьянка, колхозница. Живёт в деревне. В эту деревню и отправляется скептически настроенная Татьяна. Она решает пробыть там совсем недолго — ведь её ждут важные дела: поездка с друзьями на Кавказ.
И вот они, наконец, встречаются на сельском полустанке: девушка в изящных туфельках, в платье, сшитом по последнему слову столичной моды. И пожилая женщина в стоптанных грубых сапогах, старом ватнике и полинявшем платке. Они — словно из разных миров. Смогут ли понять друг друга, найти общий язык? Непростым окажется путь матери и дочери навстречу друг другу. Нелегко будет Татьяне преодолеть свою гордость и предубеждение. Но, может быть, у неё всё-таки получится? Один из диалогов девушки с матерью даёт такую надежду:
— Ты не поедешь на этот Кавказ?
— Нет. Я уже написала, чтобы ехали без меня. А что?
— Да нет, просто так. Ты говорила, что деньги заплачены, что ж они теперь — пропали?
— Неужели вы думаете, что деньги — это самое главное в жизни?
— Напрасно ты меня коришь, доченька. Мы ведь до денег-то не жадные. Просто они нам трудно достаются, вот и привыкли дорожить. Видишь, у меня руки-то какие.
— Простите... Скажите, а вы сегодня куда работать пойдёте?
— Сено ворошить.
— Можно я с вами пойду?
Видеть не только внешнюю, но и внутреннюю сторону людей, понимать их, сопереживать им, неожиданно для самой себя учится Таня в деревне. И вопреки первоначальным своим намерениям, задерживается там. Что с ней будет происходить, в центре каких событий она окажется и сможет ли в конце концов принять новые обстоятельства — узнаем, посмотрев фильм «Отчий дом». Мне же вспомнился известный афоризм, который приписывают римскому философу Плинию-старшему: «Дом там, где сердце». Я понимаю его так: когда человека окружают добрые, искренние и отзывчивые люди, а он дарит им в ответ свою доброту, то чувствует себя счастливым, где бы ни находился. А значит, Отчий дом — не точка на карте, не почтовый адрес, а состояние души. Пожалуй, об этом, прежде всего, и хотел сказать нам в своей картине режиссёр Лев Кулиджанов.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какую роль на моём пути к Богу должны играть другие верующие люди? В какой степени я могу впустить их в свою жизнь? Достаточно ли просто их знать по именам и здороваться при встрече? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Перед нами вступление послания апостола Павла к христианам города Рима. Помимо стандартных приветственных формул, которые мы можем увидеть и в других письмах апостола, здесь говорится об очень неформальном и личном. Апостол благодарит Бога не только за то, что благодаря римским христианам вера распространяется по империи. Он наполнен благодарностью за то, что Господь дал ему этих людей. Ведь он ощущает с ними подлинное единство. Переживает его на самом глубинном, духовом уровне. Поэтому и пишет он, что постоянно вспоминает о них, поэтому и просит Бога устроить их встречу.
Чувства апостола можно понять. Мир языческого Рима был далеко не монолитным. В религиозном отношении он напоминал огромный котёл, в который свалили всё, что под руку попалось. Найти в этом компоте единомышленников было не так-то просто. Если это удавалось, то это было действительно подарком Неба, великой отрадой и утешением. Поэтому и пишет апостол, что желает утешиться общей верой вместе с ними. Он мог не только делиться с этими людьми своим духовным опытом, но и получать через них необходимую для своей миссии поддержку.
Во многом наша ситуация отлична от той, в которой жили первые христиане. Даже с неверующими и некрещёными людьми мы можем говорить о главном на общем языке просто по факту того, что все выросли и воспитаны в европейской культурной традиции. А это традиция, которая в своей основе имеет Евангелие. Наш мир — это в целом мир христианский. Однако в каком-то смысле и мы сейчас находимся в ситуации апостола. Ведь даже если мы разделяем с человеком общие ценности, даже если у нас общие представления о Боге, это не означает, что мы единодушны. Бывает, что мы годами ходим в храм, а людей, которые нас окружают, едва ли знаем по именам. Да и они особо нас не примечают. В этом смысле мы одиночки. И это не норма церковной жизни. Не норма, что мы не можем найти тех, с кем могли бы сблизиться так, как сближаются люди в детстве и юности. Но чтобы это уже было не просто беззаботное времяпровождение, а новое единство, на основе общей веры во Христа, скреплённое силой церковных таинств.
Поэтому счастлив тот, кто может подобно апостолу Павлу искренне, от всего сердца поблагодарить Бога за то, что Тот помог ему найти своих. Тех, кто принимает нас безусловно, такими, какие мы есть. И кого мы принимаем таким же образом. Тех, к кому я хочу вернуться, чтобы поделиться своими достижениями, своими неудачами, своим духовным опытом и получить поддержку и духовный опыт самому. В таком единстве Бог открывается полноценно и действует беспрепятственно. Как Сам Он говорит, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И это есть Церковь, Тело Христово. И спасаемся мы, лишь будучи участниками этого Тела. А потому каждый из нас призван такое единство найти. Для полноценной духовной жизни — это вопрос принципиальный. Всё, что для этого требуется, — молить об этом Спасителя и прилагать к этому поиску собственные усилия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Занятия в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями

Саше 26 лет, и у него ментальные нарушения. Это выражается в его поведении, мышлении и способности взаимодействовать с другими. Тем не менее он — жизнерадостный и активный. Молодой человек не привык сидеть сложа руки, ему важно куда-то направлять свою энергию. Но придумать себе занятие сам он не может, поэтому ему необходима поддержка и чуткое руководство. Всё это он находит в московском центре социальной реабилитации для особенных людей «Турмалин». Здесь Саша вот уже пять лет с удовольствием трудится в свечной и столярной мастерских.
Этапы изготовления свечей особенно пришлись ему по душе. Он совершает определённые действия и тут же видит результат, что для него очень важно. Но и работа с деревом Саше тоже нравится. В столярной мастерской он вместе с мастером шлифует крупные предметы и забивает гвозди.
Посещение таких мастерских для особенного молодого человека — это прежде всего социальная адаптация, а ещё возможность общаться в радостной, дружелюбной и поддерживающей среде.
Благодаря центру социальной реабилитации «Турмалин» люди с инвалидностью обретают своё место в жизни, становятся гораздо увереннее и общительнее, раскрывают свои таланты.
Поддержите проект, очень нужный особенным людям. Сейчас на сайте центра «Турмалин» идёт сбор на организацию занятий в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями. Вы можете принять в нём участие, оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Историческое наследие Новгорода». Сергей Брюн
У нас в студии был генеральный директор Новгородского государственного музея заповедника Сергей Брюн.
Разговор шел об истории Великого Новгорода и о сохранении культурного и исторического наследия этого города.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ; (эфир 09.06.2025)
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода; (эфир 10.06.2025)
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода; (эфир 11.06.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена архитектуре Новгорода. (эфир 12.06.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер