Даниил Иванович Кютинен — пекарь Левашовского хлебозавода — выпекал в отрезанном фашистами Ленинграде тёмные буханки, которые выдавались людям по карточкам. Имя Даниила Ивановича Кютинена вписано в Книгу Памяти блокады Ленинграда.
Норма хлеба в блокадном Ленинграде составляла 125 граммов на человека в день. Несмотря на то, что муки в хлебе было мало — в основном преобладали ячменный жмых, перемолотая хвоя или кора деревьев, — вкуснее этого, похожего на кусок глины, хлеба для жителей не было ничего. Даниил Иванович ни разу не съел и крошки того хлеба, который сам же и выпекал. Он вообще часто забывал поесть — нужно было без устали работать. 3 февраля 1942 года Даниил Иванович Кютинен скончался прямо на рабочем месте. В свидетельстве о смерти было написано, что пекарь скончался от дистрофии.
Какую молитву, услышанную еще от матери в детстве, вспоминал Кютинен?

В цеху ленинградского Левашовского хлебозавода на дощатых поддонах плотными рядами стояли тёмные буханки и ждали своего часа, чтобы отправиться в городские булочные. Пылали печи, тепло и уютно пахло свежим горячим хлебом. Пекарь Даниил Иванович Кютинен вдыхал этот самый мирный на свете запах. И всё, что происходило за дверями завода, казалось ему отсюда просто сном. А над Ленинградом тем временем кружили немецкие самолёты. Город был отрезан блокадой фашистами от всей остальной страны. Шёл ноябрь 1941 года.
Норма хлеба сократилась до 125 граммов на человека в день. Хлебные карточки ценились дороже золота. Очереди у булочных выстраивались с раннего утра. Люди получали заветный кусочек, завёрнутый в грубую бумагу, и несли домой как самую большую драгоценность. Возле заводского магазина Даниил Иванович видел эту картину каждый день. А ведь ещё недавно такой хлеб большинство этих людей вряд ли стали бы есть. Как пекарь, Кютинен прекрасно знал, из чего сделана блокадная буханка. Муки в ней было совсем чуть-чуть — ржаной, самой грубой: в городе работала одна-единственная мельница, и та на самой малой мощности. Остальное — ячменный жмых, перемолотая хвоя или кора деревьев. И всё же лучше, ароматнее и вкуснее этого похожего на кусок глины хлеба для жителей блокадного Ленинграда не было ничего.
Смена на хлебозаводе закончилась. На проходной работников, как обычно, тщательно досмотрели. Даниил Иванович был уверен: никто не посмеет в такое тяжёлое время утаить хлеб для себя. Ведь это значило бы — украсть у кого-то, может быть, единственную надежду продержаться ещё один день. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день», — вспоминал Кютинен слова молитвы «Отче наш», которую часто слышал от матери.
В 1882 году, когда Даниил Иванович появился на свет, в Российской империи тоже был голод. Мать рассказывала ему, как за несколько километров ходила к дальним родственникам, чтобы выпросить у них тарелку кукурузной каши. «Держись, сынок, поближе к хлебу», — говорила она. Может быть, поэтому Кютинен и выбрал для себя профессию пекаря. На Левашовском хлебокомбинате он служил уже много лет. И вот теперь, в 41-м, когда Ленинград оказался в кольце врага, Даниил Иванович был к хлебу ближе всех. Кютинен часто ловил на себе завистливые взгляды. За спиной у него шептались: мол, повезло оказаться на тёпленьком месте. Но разве мог он пользоваться своим положением, когда люди на улицах замертво падали от голода? С самого начала блокады Даниил Иванович не съел ни крошки того хлеба, который сам же и выпекал. Он вообще часто забывал поесть — нужно было без устали работать, месить тесто, печь и печь тёмные кирпичики, которые спасали людям жизни. Страшно худой — одни глаза! — он вызывал недоумённые взгляды многих, уверенных, что Кютинен при своей профессии уж точно не голодает.
А он готов был делиться последним. На проходной работникам хлебозавода разрешали вытряхивать испачканные в муке рабочие халаты и собранную с них мучную пыль забирать себе. Но Даниил Иванович даже такой малостью пользоваться не хотел: ведь у его товарища двое маленьких ребятишек, ему нужнее. И отдавал. 3 февраля 1942 года Даниил Иванович Кютинен скончался прямо на рабочем месте. В горящей печи выпекалась очередная партия блокадного хлеба...
До наших дней дошло свидетельство о смерти Кютинена. В документе написано, что пекарь скончался от дистрофии. Человек, который каждый день был рядом с хлебом, умер от истощения. Он совершил настоящий подвиг: не польстился на лишний кусок, когда люди вокруг голодали, а пожертвовал своей жизнью ради спасения других. Имя Даниила Ивановича Кютинена как героического человека было вписано в Книгу Памяти блокады Ленинграда.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Подарить радость Масленицы тем, кто остался один
В самом разгаре Масленица или как называют это время в православной традиции — Сырная седмица. Многие в эти дни собираются семьями за круглым столом с чаем и блинами. Но есть и те, кто лишён такой радости в силу сложной жизненной ситуации и нужды.
К примеру, одинокие пожилые люди, которым трудно справляться с тяготами в одиночку, а скромной пенсии хватает лишь на базовые траты и на столе не остаётся места даже для простых угощений.
Благотворительный фонд «Банк еды «Русь» открывает сбор на доставку продуктовых наборов для одиноких пенсионеров и других людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Много лет организация помогает тем, кому нужна помощь самым необходимым — едой. Проект позволит нуждающимся сэкономить на покупке продуктов и направить освободившиеся средства на решение других важных проблем.
Стать частью доброго дела просто. Достаточно перейти по ссылке и сделать любое посильное пожертвование.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Люди Русского севера». Протоиерей Алексей Яковлев
Гостем программы «Светлый вечер» был руководитель волонтерского проекта по возрождению храмов Севера «Общее дело», настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве протоиерей Алексей Яковлев.
Разговор шел о людях Русского севера и о том, как благодаря их участию сохраняются старинные деревянные храмы. Отец Алексей рассказал об Александре Порфирьевиче Слепинином, который в 2006 году в 75 лет на свои средства стал перекрывать крышу колокольни в родной поморской деревне Ворзогоры, с чего и начался проект «Общее дело», об удивительной жизни Александра Порфирьевича, а также о других жителях Русского севера и их вкладе в сохранение деревянных храмов.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Лыжня в Лавру». Иеромонах Поликарп (Тибанов), Михаил Курдюков
У нас в гостях были насельник Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Поликарп (Тибанов) и руководитель спортивного клуба «Нововоронино» и организатор лыжных мероприятий Михаил Курдюков.
Мы говорили о пеших паломничествах в Троице-Сергиеву Лавру, о возрождении паломнической тропы в Лавру, о том, как такие пешие паломничества совершались раньше, какие есть примеры в других странах и как такой маршрут в Лавру поддерживается сегодня. А также разговор шел о том, как на этом маршруте зимой прокладывается лыжня и о проходящем здесь марафоне «Лыжня в Лавру».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер











