
4 марта 1899 года выдалось морозным. Крепкие льды, сковавшие Финский залив, не собирались таять. Говорили, что их толщина — около метра. В это без труда верилось, глядя на огромную толпу, с самого утра высыпавшую на лёд возле Толбухина маяка в Кронштадте. Сотни людей напряжённо всматривались в даль и чего-то ждали. Здесь же, неподалёку, военный оркестр играл торжественные ма́рши. Но вот на горизонте появилось небольшое тёмное пятно. Оно приближалось, и, наконец, превратилось... в корабль. Казалось, он шёл прямо по льду! Люди громко кричали «Ура!» и, позабыв про мороз, подбрасывали кверху шапки. Так в Кронштадте встречали «Ермак» — первый в мире арктический ледокол. Его конструктор и создатель, вице-адмирал Степан Осипович Макаров, стоял на мостике рядом с капитаном и с улыбкой смотрел как льдины с треском ломаются под напором судна.
Впервые мысль о постройке большого корабля, способного продвигаться сквозь плотную массу льда, пришла в голову Степану Осиповичу в 1893 году. Опытный моряк, за плечами которого было кругосветное путешествие и участие в нескольких военных кампаниях, Макаров хорошо понимал, как важно для России исследование и покорение северных морей. А тут ещё потерпела неудачу арктическая экспедиция норвежского учёного Фритьофа Нансена. Корабль, который тот сконструировал, был способен выдерживать высокое давление подвижных льдов. Но там, где лёд не двигался, судно пройти не смогло — было слишком лёгким. Своими мыслями на этот счёт Степан Осипович однажды поделился с другом — географом и историком Фердинандом Фердинандовичем Врангелем. Они вместе шли по улице, когда Макаров неожиданно остановился и проговорил: «Надо построить ледокол такой силы, чтобы он своим весом мог ломать полярные льды».
Вскоре после этого разговора адмирал подал в Морское министерство заявку, в которой подробно разъяснял необходимость строительства ледокола. Резолюция министра звучала примерно так: идея замечательная, но денег мы не дадим. Тогда Макаров организовал заседание Академии наук, на котором выступил перед учёными с пламенной речью. «Северный морской путь нужно осваивать напролом!» — призывал адмирал. Научное сообщество идеи Степана Осиповича поддержало. Морскому министерству ничего не оставалось, как уступить. Макарову выделили три миллиона рублей на создание и постройку ледокола.
И вот в 1899-м, после успешных испытаний, «Ермак» пришёл в Кронштадт. Это был настоящий триумф! В том же году во льдах на Балтике близ шведского острова Готланд застрял броненосец «Генерал Апраксин». «Ермак» двинулся ему на помощь. Операция по спасению длилась почти месяц, и в результате ледокол вытащил тяжёлый военный корабль из ледяного плена и бережно провёл его через замёрзший залив в родной порт. Потом были три арктических экспедиции, в которых «Ермак» показал себя как мощное и надёжное судно.
Едва адмирал Макаров вернулся из последней экспедиции, грянула Русско-Японская война. Его назначили командующим Тихоокеанской эскадры на броненосце «Петропавловск». 31 мая 1904 года был бой. Корабль подорвался на якорной мине и затонул. Степан Осипович вместе с большей частью команды погиб.
А его главное детище — ледокол «Ермак» — прожило ещё долгую жизнь. В 1941 году ледокол был мобилизован для участия в Великой Отечественной войне. Он действовал на северном направлении — выводил на боевые позиции корабли и подводные лодки. За боевую службу «Ермак» был награждён орденом Ленина.
Степан Осипович Макаров положил начало эпохе мощных ледоколов. И пусть его «Ермак» в сравнении с современными кораблями выглядел бы почти игрушечным, прав был друг адмирала, Фердинанд Врангель, который ещё в 1913 году сказал: «Сдаётся мне, что в близком будущем Россия развернёт во всей своей мощи неисчерпаемые силы её народа, и смелая мысль русского богатыря Макарова будет осуществлена».
Все выпуски программы Жизнь как служение
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема