Только любовь даёт нам силы жить, даже когда в мире царит хаос.
Художнику Василию Кандинскому удалось передать это в своей картине «Москва. Красная площадь», которая была написана после затяжного творческого кризиса и в период влюблённости художника.

— Мне кажется, Маргарита Константиновна, Третьяковская галерея никогда не перестанет меня удивлять!
— Надеюсь, так и будет, Ванечка! А чем сегодня тебя порадовал музей?
— Я потрясён картиной Василия Кандинского «Москва. Красная площадь». Вот она, посмотрите. Казалось бы, здесь только яркие, хаотично разбросанные пятна. А смотришь — и понимаешь, что за город изображён, даже не читая название!
— Распознать столицу на полотне Василия Кандинского не мудрено. Хотя работа и выглядит фантастическим нагромождением деталей, многие элементы вполне узнаваемы.
— Правда! Вот виден разноцветный купол храма Василия Блаженного. А вот колокольня Ивана Великого и крепостные башни Кремля. Но их как будто ребенок нарисовал.
— Действительно, похоже. Работу отличает простота и искренность, присущая детям. А между тем, художник написал её в пятьдесят лет, после затяжного творческого кризиса.
— А с чем был связан этот кризис?
— С переменами в жизни. В первые годы двадцатого века Василий Васильевич жил в Германии. Окончил Мюнхенскую академию художеств, создал творческое объединение «Синий всадник». Состоялся как живописец со своей особенной манерой. В Мюнхене с успехом прошла первая авторская выставка Кандинского. Но в какой-то момент он ощутил, что должен вернуться в Россию.
— Ностальгия?
— Художник говорил, что Москва даёт ему силы. Что только там возможна духовная жизнь, необходимая для творчества. А вернувшись, больше года ничего не писал.
— Но почему?
— Василий Васильевич остро воспринимал катаклизмы, сотрясавшие Европу. Он приехал в Москву 1914 году, когда началась Первая мировая война. В ней друг другу противостояли дорогие Кандинскому страны — Россия и Германия. Требовалось время и силы, чтобы осознать, принять, оценить этот факт.
— А что помогло художнику справиться с кризисом?
— Полагаю, любовь. В 1916-ом он встретил свою будущую жену, юную Нину Андреевскую. В том же году была написана картина «Москва. Красная площадь». Видишь две фигурки в центре полотна — мужчина и женщина стоят, взявшись за руки, а древний город словно вращается вокруг них.
— И правда, детали картины как будто перемещаются по кругу! Художник смог показать движение...
— ...В котором пребывает вечно куда-то спешащая Москва.
— Интересно, а как Василию Кандинскому удалось взглянуть на город с высоты птичьего полёта?
— Мастерская художника располагалась на шестом этаже здания на Зубовской площади. Оттуда открывался панорамный вид на Кремль и его окрестности. Но Кандинский не просто запечатлел видимый пейзаж, он собрал на полотне различные места Москвы. Здесь и фабрики с дымящимися трубами, и дворцы с колоннами, и многоэтажные дома, и кладбища.
— Похоже на мозаику.
— И в ней отразился не только внешний облик столицы, но целая палитра настроений. Пёстрые дуги мостовых приглашают окунуться в лабиринт старой Москвы. Обилие сочных красок на холсте свидетельствует о том, какая она разная. Чёрный дым и стаи ворон отражают тревогу, царившую в городе накануне революции 1917 года.
— А самое яркое пятно на картине — в центре, где стоят влюблённые.
— Да, герои окружены жёлтым ореолом, словно озарены вспышкой. Блики этого света играют на куполах церквей, сияют на радуге. Василий Кандинский создал образ любви, которая жива во все времена, вопреки катаклизмам. И в этом — главный смысл шедевра Третьяковской галереи «Москва. Красная площадь».
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О значении Миланского эдикта

В этот день в 313 году византийский император Константин объявил свободу вероисповедания и повелел вернуть христианам конфискованную у них собственность.
О значении эдикта, названного историками Миланским — священник Августин Соколовски.
Если с точки зрения обычной светской перспективы Миланский эдикт был вещью в себе и просто-напросто изменил положение вещей в римском государстве, то для православного христианского сознания этот закон стал первым этапом на пути подлинного преображения всего прежде существовавшего.
Последующими этапами были Вселенский собор в Никее, восстановление Иерусалима и Воскресение Словущее — освящение храма Гроба Господня, —основание Константинополя, крещение самого Константина на смертном одре. Таким образом, всего получается пять вех, которые, подобно пяти чувствам человека, оживотворили ход вещей и продолжают делать это неисповедимыми и невидимыми путями до скончания века.
Следствия Миланского эдикта огромны. Их можно осмыслять очень долго, но, пожалуй, самое главное, отныне всякий гонитель христиан, утверждающий, что преследует Церковь Христову будто бы во имя прогресса и освобождения человечества, на самом деле вступает в противоречие с нормами всей великой греко-римской и евразийской цивилизации, на которой строится вся наша современность.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О служении медиков

Сегодня 15 июня. День медицинского работника.
О служении медиков — игумен Назарий (Рыпин).
Значение медицины, конечно же, велико в жизни современного человека. Все мы так или иначе болеем, обращаемся к врачам.
Но ещё в Ветхом Завете сказано: «Не греши, чтобы не пасть в руки врачей», — во-первых. И мы знаем, что, когда попадаешь действительно в руки медиков, то очень много приходится претерпевать всевозможных скорбей болезненных, процедур, операций, быть может даже. Но это помогает нам сохранять какое-то всё-таки, как это называют врачи, качество жизни.
И в другом месте Премудрый Соломон говорит: «Не пренебрегай врачом, ибо он в своё время нужен». И в нашей жизни мы видим необходимость медиков, их служения человеку. Мы знаем даже три пары врачей, которых звали Косма и Дамиан, в разных местностях они жили, Пантелеимона Великомученика, они не брали денег.
Но в современном мире иногда медицина становится коммерцией. И вот дай Бог, чтобы наши врачи сохраняли всё-таки это служение. Потому что настоящий медик, конечно же, служит людям, как учитель, как воин и как священник.
Все выпуски программы Актуальная тема