Ефим и Мирон Черепановы - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Ефим и Мирон Черепановы

* Поделиться

31 июля 1821 года в британский порт Кингстон-на-Гулле причалил большой парусный корабль. На пристани среди толпы встречающих стоял английский купец Эдвард Спенс. Он внимательно всматривался в лица сходивших с трапа пассажиров. На этом корабле должен был прибыть в Англию посланник с российских горных заводов промышленника Демидова. А вот, кажется, и он: длинная рыжая борода, долгополый чёрный кафтан, из-под которого выглядывает белая косоворотка. Купец поспешил навстречу экзотическому гостю и, чинно раскланиваясь, приветствовал его на ломаном русском. Тот сдержанно поклонился в ответ и протянул конверт. В нём оказалась бумага с печатью: «Податель сего, мастеровой Ефим Черепанов, послан осмотреть железоделательные заводы вашей страны. Будьте любезны оказать ему всяческое содействие и внимание».

Ефим Алексеевич Черепанов был простым крепостным крестьянином. Сызмальства ему было интересно знать, как устроены разные предметы. Он мог часами с пристальным вниманием разглядывать какую-нибудь домашнюю утварь. Родители поначалу его бранили — что, мол, за блажь такая. А потом заметили: сломается у матери ухват или прялка — Ефим тут как тут. Раз, два и готово: починил! Однажды на барском дворе Ефим увидел, как один из мастеров выбросил в кучу железного хлама поломанный замок. Черепанов замок поднял, что-то в нём покрутил, и — отремонтировал. Принёс мастеровому. Тот глазам своим не поверил. О ловком и смекалистом пареньке доложили хозяину — промышленнику Демидову. Тот определил Ефима слесарем на один из своих уральских железодобывающих заводов. Карьера шла в гору. К тридцати пяти годам Черепанов уже руководил цехом, где строилось оборудование для демидовских рудников. Подрастал у него и верный помощник — сын Мирон. Ефим передал ему все свои знания и умения. Вместе они разрабатывали и конструировали сложные механизмы. Например, построили мельницу и токарный станок, управляемые паровой машиной.

А в 1820-м Демидов отправил Ефима Алексеевича в Англию — набираться опыта. Черепанов посетил угольные копи близ города Лидс, где увидел любопытную машину. Она перемещалась по рельсам с помощью парового двигателя и тянула за собой прицепы, гружёные углём. Заинтересовавшись, Ефим попросил было взглянуть на чертежи технического чуда. Однако англичане гостю вежливо, но категорично отказали. Наблюдать не запрещали: любуйся, сколько угодно. Черепанов смотрел и мотал на ус. Вернувшись в Россию, он написал Демидову о своих впечатлениях:

«Смотрел паровую машину, что возит каменный уголь за раз по 2 тысячи пудов на расстояние четырех верст. Зело диковинна, но для нас негожа по той причине, что аглицкие машины служат недолго, а часто стоят в ремонте».

Другими словами, закупать оборудование за границей Черепанов хозяину не советовал. Он уже знал, как сделать собственное — и куда лучше английского.

Своими идеями Ефим Алексеевич поделился с сыном Мироном, и Черепановы приступили к работе. Паровой двигатель уже был им хорошо знаком. До остального дошли своей смекалкой. В 1835 году на чугунную рельсовую ветку длиною около километра, соединившую рудник с заводом, сошёл «сухопутный пароход», как назвали своё детище сами изобретатели. «Машина невиданная, с высокой дымящей трубой, сверкающая бронзовыми частями», — писал о событии «Горный журнал». Паровоз, разработанный Черепановыми, стал прародителем современных российских поездов — как товарных, так и пассажирских. За своё изобретение отец и сын были освобождены от крепостной зависимости — получили вольную грамоту и серебряную медаль с надписью «За полезное». Пользу, которую они принесли людям, все мы ощущаем и по сей день.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем