У нас в гостях был настоятель храма Троицы Живоначальной в Хорошёве иеромонах Никандр (Пилишин).
Мы размышляли с нашим гостем о том, для чего Господь сотворил человека и окружающий мир и чего Бог ждет от нас.
Ведущий: Александр Ананьев
А.Ананьев:
- Человек для Бога, или Бог для человека?
Казалось бы, простой вопрос. И ответ на него – очевидный. Ну, конечно же – так, а не иначе. А потом начнёшь думать, а как оно на самом деле?
Ну, вот, как говорит один хороший знакомый – тоже, кстати, священник: «Ну, вот, по чесноку… давайте, посмотрим, заглянем к себе в душу, и спросим: а кого ты ставишь в центр своего мира? Бога? Ой, ли? А для кого Бог всё делает? Для меня. А кому Бог всё приносит? Тебе. А для кого Бог всё создал? Для тебя. А кого Он оберегает? Тебя. Так, кто ж в центре твоего мира? Ты. А это правильно?..»
А, вот, об этом мы сегодня и поговорим.
Разрешите представить вам человека, который у меня стоит в одном синонимичном ряду со словами «праздник», «радость», «счастье»… «утренний кофе»… всё – то, что доставляет радость, действительно – настоятель храма Троицы Живоначальной в Хорошёве иеромонах Никандр Пилишин.
Отец Никандр, здравствуйте!
О.Никандр:
- Добрый день!
А.Ананьев:
- Вы – специалист по любви. Об этом говорят британские учёные.
О.Никандр:
- Серьёзно? Ха-ха-ха! Я не знал!
А.Ананьев:
- Скажите, пожалуйста… что такое любовь?
О.Никандр:
- Ой… так, мы же про Бога сегодня собрались поговорить?
А.Ананьев:
- А это, разве, не одно и то же?
О.Никандр:
- Это, вот… как бы… такие характеристики… вообще, на самом деле, говорить легко можно о сложном. То, что состоит из некоторых частей – это очень легко описать. А, вот, дать определение…
А.Ананьев:
- Хорошо. Я дам Вам своё определение, а мы его попробуем препарировать, как биологи лягушку…
Любить – значит, отдавать, ничего не требуя взамен.
О.Никандр:
- Я думаю, что это – один из вариантов любви. Вообще, любовь – это же такая многограничная история, где много граней, много сторон, много уровней погружения, и далеко не значит, что все люди должны погрузиться на какой-то конкретный уровень – у каждого свой уровень понимания, и это прекрасно!
Любовь открывается в каждом по-своему. Я думаю, что если мы зададим вопрос, что такое любовь – то, наверное, люди затруднятся дать ответ. Но если мы спросим, знает ли человек, что такое любовь, то он точно скажет, что знает.
Это же многое… любовь – это забота мамы… любовь – это, когда тебя пропускают на дороге… любовь – это, когда тебя не перебивают… любовь – это, когда тебя защищают… ну, я не знаю… тут можно три дня сидеть…
А.Ананьев:
- Давайте сужать, давайте, сужать…
Один замечательный священник поделился с нами с женой своим определением любви, и оно прямо в душу запало – уж больно оно точное. Любовь – это равнобедренный треугольник, в каждом углу которого – жертвенность, радость и благодарность. И они должны быть, действительно, равно-бедренные. Радости, благодарности и жертвенности должно быть одинаково – тогда треугольник будет стоять…
О.Никандр:
- Ну, вот, не согласен я…
А.Ананьев:
- Почему?
О.Никандр:
- Потому, что я всегда стараюсь уходить от категорических каких-либо заявлений. Если бы мы с Вами оказались сейчас в Парижском музее, где хранятся эталоны – метра, килограмма… то, наверное, там можно было бы поставить, вот, этот «эталон любви», в виде равностороннего треугольника, но… в жизни… а, если, например… ну, не получается достигнуть его? Неужели это – не любовь?
Любовь – она, просто, разная. Вот… один из видов любви – это, вот, в точности, то, что Вы сказали. Но не всегда, для всех людей, любовь – это, в точности, так, именно, как Вы описали. Может быть всё очень по-разному.
А.Ананьев:
- Давайте, ещё сожмём вопрос: любовь Бога – как бы Вы её определили?
О.Никандр:
- Любовь Бога?
А.Ананьев:
- Любовь Бога к человеку… ко мне. Вот, да – любовь Бога ко мне.
О.Никандр:
- К Вам, или ко мне?
А.Ананьев:
- Хорошо… давайте, к Вам. Вам так будет проще.
О.Никандр:
- Ну, для меня… вот… на сегодняшний конкретный день, когда я к вам пришёл на передачу, любовь Бога ко мне – это то, что Господь меня терпит. Это – самая великая любовь.
Вот, я сегодня утром проснулся, и… подошёл к иконе, и говорю: «Господи, я Тебя благодарю за то, что Ты, всё-таки, вытерпел меня, и дал мне сегодня ещё один шанс для того, чтобы познать и исполнить ту задумку, ради чего Ты меня послал на эту землю…»
А.Ананьев:
- А Вы не допускаете, что Вы необъективны в этом?
О.Никандр:
- Допускаю, конечно. Я, вообще, всё допускаю! И это нормально.
А.Ананьев:
- Ну… что значит… Вы же – замечательный человек, священник, который всю жизнь посвятил служению Богу. Почему ж Вы так к себе… что Господь Вас терпит?
О.Никандр:
- Ну, потому, что я, зачастую промахиваюсь в любви. То есть, Господь же меня послал сюда, чтобы я научился стать… метким стрелком. То есть, чтобы я умел, в точности, совершая разные действия, мысля, совершая свою жизнь, я должен всякий раз, каждую секунду попадать в эту «десяточку» – для того, чтобы любить. Любить человека, любить мир, любить себя, любить Бога, любить обстоятельства жизни, которые происходят… но я-то – промахиваюсь! Иногда, осознанно промахиваюсь, иногда, неосознанно… и, вот… осознание того, что я не могу сделать то, чего от меня хочет Бог, меня, конечно, заставляет… ну… грустить.
А.Ананьев:
- Неспроста я спросил Вас, что такое любовь. Подчеркнув, что, по моему мнению, и оно может быть ошибочным… или, по крайней мере, одной из граней, вот, этого алмаза, под названием «любовь» – это отдавать, ничего не требуя взамен.
О.Никандр:
- Ну, почему же? А если я буду требовать, значит, я не люблю?
А.Ананьев:
- Да. Значит, Вы – эгоист, и у Вас начинаются товарно-денежные отношения: я – тебе, а ты – мне. А это уже, как мне кажется, с Евангельской точки зрения – вовсе не любовь.
О.Никандр:
- Вы знаете… в Евангелии есть такие удивительные слова… это называется «универсальный закон христианства»: поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. И, вот, когда мы слышим эти слова, то, конечно, накладывая эти слова на испорченную грехом природу человека, мы подразумеваем, что человек, поступая с другими… он – ждёт… он не требует, но, по крайней мере, ждёт, что с ним поступят так же. И, поэтому, я считаю, что в этом есть некий… ну, некий эгоизм, но он здоровый. Есть у всего грани – есть эгоизм нездоровый, а есть – здоровый. В зависимости от того, что такое – эгоизм.
А.Ананьев:
- Эгоизм – это я...
О.Никандр:
- Ну, это ведь тоже прекрасно!
А.Ананьев:
- Нет!
О.Никандр:
- Да!
А.Ананьев:
- Когда речь идёт о Боге…
О.Никандр:
- Всякое творение Господа – это прекрасно! Если Господь сотворил Вас, то Он уже, сразу же, сказал, что Вы – прекрасны! А то, что мы делаем сами с собою, в процессе жизни… то… конечно, мы можем себя обезобразить. То есть, лишить этой прекрасности.
А.Ананьев:
- Скажите… вопрос, наверное, личный… может быть, бестактный. Но, разве, выбор монашеского пути служения – это не отказ от того, что называется «я», «эго»…
О.Никандр:
- Да, нет, конечно…
А.Ананьев:
- … и посвящение всего себя служению Богу? Ну, то есть… у меня нет ничего, я ничем не обладаю, моя жизнь – не моя жизнь, она отныне принадлежит Богу. И… это нормально… по крайней мере, я себе ситуацию так вижу.
О.Никандр:
- Нет. Я думаю, что… Опять же, если мы скатимся в какой-то идеализированный мир, где живут искусственные рафинированные люди, то, наверное, может быть, так и есть. И сама идея – она высока – монашества – это то, о чём Вы говорите тогда. Это – отказ, по-настоящему, от самого себя. Но, ведь, это же – процесс. Это же не совершившийся факт.
Вот, я принял монашество – значит, я, в этот же день – всё, полностью отказался от себя! Нет, это тот процесс, которым я иду всю жизнь, и иду не один – с Богом…
А.Ананьев:
- То есть, такая цель, всё равно, есть…
О.Никандр:
- А, потому, что… только освобождаясь от самого себя, я получаю свободу. И Бог мне помогает в этом.
То есть, я… иногда, даже когда я не хочу это делать – Бог делает за меня это.
А.Ананьев:
- Ага…
Значит, как должен был состояться наш разговор?.. Вы настолько глубоко копаете, что… я не могу ухватить Вас за хвост, и потащить в ту сторону, в которую надо мне…
О.Никандр:
- Давайте…
А.Ананьев:
- Я сейчас сразу расскажу, как было мне надо, а потом мы продолжим…
О.Никандр:
- Хорошо.
А.Ананьев:
- Я спросил Вас: если любить значит отдавать, ничего не требуя взамен…
О.Никандр:
- Отчасти, так…
А.Ананьев:
- … а Бог нас любит…
О.Никандр:
- Да.
А.Ананьев:
- … почему Он требует от нас взамен – того-то, того-то и того-то?
О.Никандр:
- Ну… потому, что… я Вам сказал, что требовать – это нормально.
Вот, когда Господь даёт нам заповеди… да?
А.Ананьев:
- Конечно! То есть, Он ждёт, от меня лично, чтобы я был – такой… чтобы я делал – вот, это… Причём, Христос – Он же прямо говорит: пойди и накорми… пойди и посети…
О.Никандр:
- Он говорит: возлюби ближнего своего прямо…
А.Ананьев:
- … возлюби – да…
О.Никандр:
- Он же не говорит: попробуй возлюбить…
А.Ананьев:
- Будут бить – подставь…
О.Никандр:
- Да…
А.Ананьев:
- Ну, то есть… Он… Он, прямо, ждёт от меня – что я вот это всё буду делать!
О.Никандр:
- Конечно.
А.Ананьев:
- Получается… что… это такая любовь, когда Он тебя любит, но ждёт что-то взамен…
О.Никандр:
- Нет…
А.Ананьев:
- … а если не получит в замен, Он не будет любить…
О.Никандр:
- Нет, это кривотолки… Господь же, просто…
Смотрите… Господь – Он же сотворил мир, и сотворил нас, и Он… условно говоря, «прошил» нам заводские прошивки. То есть, Он знает, как нам надо прожить так, чтобы Его задумка исполнилась.
Поэтому, Он нам говорит: «Вы должны состояться как Моё творение, и, для этого, вам нужно сделать так, так и так…» – и, в этом случае, всё сложится в ту гармонию, которую задумал Господь изначально.
И это – правило жизни, правило игры, понимаете?
А.Ананьев:
- Простой вопрос: а в чём задумка?
О.Никандр:
- Задумка в том, чтобы мы стали людьми.
А.Ананьев:
- Мы – люди…
О.Никандр:
- Нет. Мы люди только тогда, когда мы соответствуем заповедям Божиим. А если мы не соответствуем, то это – некое искажение образа человека.
А.Ананьев:
- А-а… ну-у, это… непросто. Это правда.
О.Никандр:
- Ну, вот, например… если мы возьмём икону, которую мы, зачастую, находим после тяжёлых советских времён, которая, допустим… изуродована… она же икона? Икона. Но не в полной мере. То есть, она уже испорченная…
А.Ананьев:
- Ой… ой… я, буквально, вчера, дорогой отец Никандр… кстати, советую – музей современной фотографии на Саввинской набережной… у меня, просто, друг там… вот… пригласил – он там работает. И они выставили икону из-подо Ржева. Из… не помню, как деревня называется… они рассказывали о ней, кстати, в эфире радио «Вера».
Там какая история была… Эта икона находилась в церкви, куда фашисты, захватившие эту деревню, согнали всех оставшихся в живых жителей – порядка двухсот человек. И заминировали вход. Сделали они это не по каким-то там живодёрским причинам, а дело в том, что основные силы должны были отойти, а часть, совсем небольшая, фашистов должна была остаться в деревне и создавать видимость того, что в деревне остались ещё крупные силы.
О.Никандр:
- Ну, задумка такая была…
А.Ананьев:
- Задумка такая, да. И эти жители находились там несколько дней – без воды, без еды, в тёмном храме, один на один с этой иконой.
Сколько молитв услышала эта икона – трудно себе представить. Слава Богу, что все остались живы. Подошедшие регулярные российские советские войска – они освободили эту деревню, разминировали её, жители вышли.
Икона даже сохранилась, хотя и была в плачевном состоянии. И она сейчас находится, вот, как раз, в музее русской фотографии… Даже, вот… «выставка»… это слово не подбирается… там такое… знаете… как алтарчик такой маленький… ну… просто… это очень важно…
И – эта икона «испорчена», выражаясь нашим языком. А в углу – след от осколка. И реставраторы её тщательно отреставрировали всю – там же она где-то подмочена… где-то облупилась… а, вот, этот, вот, драный след от осколка – оставили.
О.Никандр:
- Как шрам.
А.Ананьев:
- Как шрам. И, от этого, она ещё более живая – вообще, ни разу, не испорченная! Она говорит с тобой, эта икона, вот, этим, вот, шрамом.
Не знаю, зачем я это рассказываю… это не имеет отношения к нашей программе, но… история настолько пронзительная, что она меня зацепила.
О.Никандр:
- Ну… вот, это, как раз таки, и говорит о том, что мир неидеален, как Вы пытаетесь, всё время, нарисовать его. Вы, всё время, пытаетесь мне сказать о том, что – вот, это определение – такое… это правило – такое… и, вот, по всем правилам – эта икона испорченная…
А.Ананьев:
- А мне можно – я неофит…
О.Никандр:
- Но Вы сами почувствовали, что она стала более живой от этого…
А.Ананьев:
- Конечно…
О.Никандр:
- Вот, так и человек.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
- «Вопросы неофита» на радио «Вера». Замечательный разговор с настоятелем храма Троицы Живоначальной в Хорошёве иеромонахом Никандром Пилишиным.
Готовясь к нашей программе, я понял, что в нашей жизни нам очень не хватает истинного понимания сущности Бога, благодаря которому и должна строиться вся система истинных ценностей – и ваших, и моих, и даже – отца Никандра.
Мы, невольно, придерживаемся философии, искажённо показывающей Бога, который, якобы, только и озабочен тем, чтобы во всём благословлять человека, во всём помогать человеку, во всём оберегать человека… и, в мышлении многих верующих, в центре Божьего мироздания находится… ну, не просто человек, а… я. Такой, Божий мир, в центре, такая, макушка – пуп земли, а там – я. Весь в белом.
Вот. В мышлении многих верующих, в центре Божьего мироздания находится человек. Они верят, что Бог всё создал для человека, и всё делает для человека.
Я написал «они», готовясь к программе, имея в виду – «я». Меня, в первую очередь.
Не то, чтобы я… так… вот… вставал на табуретку и декларировал: «Бог создал всё для меня! Всё моё! Все – идите…» – нет, но, если вдуматься… вот, так, вот… «по чесноку»… где-то глубоко внутри, я, всё равно, эгоцентрист.
О.Никандр?
- Ну, и что?
А.Ананьев:
- Видимо, это – следствие… грехопадения, да? Наверное. Потому, что, если бы не было грехопадения, мы бы не были эгоистами. Мы бы всё отдавали. Мы бы умели любить. Мы бы слышали и видели Бога.
О.Никандр:
- На самом деле, эгоизм не предполагает ненависти к другим людям, или… это, опять же, какое-то некое искажённое восприятие эгоизма.
Эгоизм – это когда, действительно, жизнь посвящена… но это же – твоя жизнь… мы же проживаем свою жизнь. Мы приходим в мир одни, мы уходим из мира – одни. И, по большому счёту, человек – большая одиночка, даже хотя у него есть любимая супруга, любимая собака, любимая работа – все люди одиноки. Потому, что, если посмотреть глубоко в своё сердце, ты поймёшь, что… ты, по большому счёту, предстоишь один перед Богом. И… это тоже эгоизм! И он – нормальный, он – здоровый эгоизм, он не предполагает уничижения другого человека. Или – унижения, или – ограничения другого человека.
Безусловно, пока мы по-настоящему не задумаемся о самом себе, заботиться о другом человеке очень сложно. Потому, что только переживая собственную боль, ты можешь почувствовать боль другого человека. Переживая нищету свою, ты сможешь понять, как это тяжело – быть нищим – другому человеку. Поэтому, ты сам – это ключ к пониманию другого человека. И это – тоже эгоизм, и он – нормальный эгоизм, в этом нет ничего такого зазорного.
А даже если у нас ненормальный эгоизм, Бог же видит это. Понимаете, Бог – Он же всемогущий, Он может поправить всё, что угодно. Если это нужно.
А.Ананьев:
- Не укладывается в голове…
О.Никандр:
- Почему?
А.Ананьев:
- … то, что эгоизм – это нормально.
О.Никандр:
- Потому, что Вас так воспитали. Вы выросли в культурной парадигме, где эгоизм – это плохо.
А.Ананьев:
- Ну, конечно. Я, буквально, вчера посмотрел замечательный разговор – опять же, моей жены, Аллы Митрофановой, с хирургом. Замечательный хирург, уже немолодая женщина, врач, которая работает, по-моему, в НИИ Склифософского, несколько десятков лет.
Она всю жизнь посвятила не семье, не сыну… она всю жизнь посвятила тому, что спасает людей. Я смотрел на её руки, и я понимал, что… Господи, ну, вот – перед нами пример… если не святого человека, то человека, который находится на пути к святости по одной простой причине – для неё нет её самой. Она относится к больным, как к самой себе. Она лечит их так, как лечила бы себя. И, в буквальном смысле… я просто почувствовал это… я внимательно смотрел эту программу – мне надо было по работе… я смотрел на её руки, и я понимал, что эта женщина – она просто, буквально, острым скальпелем вырезает у себя кусочек души, и вшивает его… там… в каждого… в каждого больного.
О.Никандр:
- Смотрите… здесь история – очень… такая… однобокая. Объясню, почему.
Для того, чтобы человек стал таким, каким Вы его сейчас описали, он должен был – стать таким. Он должен был получить образование. Он должен был получить опыт. Он должен, в течение всей своей жизни, заботиться о своём здоровье, и здоровье своих рук, чтобы делать операции правильно.
То есть, заботу о другом человеке невозможно проявить, не позаботясь о самом себе. Если бы этот хирург, эта женщина замечательная, не заботилась о себе, в течение своей жизни, она бы и не смогла исполнить этот долг в заботе о других людях.
Поэтому, когда на человека завязана жизнь других людей, то его ответственность за самого себя становится во много раз выше. Он уже не может беззаботно, «просто так» думать о своей жизни – потому, что он понимает, что цена его жизни – это цена жизни большого количества других людей.
Поэтому, он становится, в хорошем смысле, эгоистом – потому, что он заботится о себе ради того, чтобы спасти большое количество других людей.
А.Ананьев:
- Обеспечивает себя… не «заботится»…
О.Никандр:
- Ну, да… обеспечивает себя, да… Но обеспечивать себя – тоже, для современного человека, это…
А.Ананьев:
- «Надень кислородную маску сначала на себя, а потом на ребёнка…
О.Никандр:
- Во-от…
А.Ананьев:
- … иначе, ребёнка не спасти»…
О.Никандр:
- Это же – тоже эгоизм… можно воспринять, как эгоизм. Почему ты надеваешь маску на себя, а не на ребёнка?
А.Ананьев:
- Принимается… принимается… Но, тогда, вопрос: зачем Господь создал человека?
О.Никандр:
- Ну, это вопрос – к Господу…
А.Ананьев:
- Казалось бы, ответ: для любви.
О.Никандр:
- Нет… такое… мы не знаем об этом. Нигде не написано, что… мы можем почитать с Вами весь корпус Священного Писания, и нигде не будет ответа, что Господь создал человека – «для». Мы можем лишь только умозаключениями своими прийти к этому. Ну… преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет о том, что человек создан для того, чтобы разделить любовь. То есть, любовь Бога настолько совершенна, что она обязательно должна быть… ну… поделена с кем-то… воспринята кем-то… тем, кто…
А.Ананьев:
- Поэтому, Бог – Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух…
О.Никандр:
- Тогда… если это так, то не было б необходимости творить человека.
А.Ананьев:
- О чём и речь!
О.Никандр:
- Да.
А.Ананьев:
- Очень важно понять – цель. По крайней мере, визуализировать себе эту цель. Едва ли, мы можем понять – потому, что это недоступно нашему пониманию. Но у нас же должен быть ответ на этот вопрос – зачем Господь создал меня?
О.Никандр:
- Почему он должен быть?
А.Ананьев:
- Там… я могу, примерно, представить себе ответ женщины на вопрос: зачем ты родила ребёнка?
О.Никандр:
- Такова природа её.
А.Ананьев:
- Да. Такова её природа.
О.Никандр:
- Но у нас нету… мы не знаем о том…
А.Ананьев:
- «Я – женщина, и я хочу стать матерью – потому, что я должна стать матерью. Моя жизнь будет неполной, из неё будет вырван кусок, если я не стану матерью» – я это хорошо понимаю.
О.Никандр:
- Ну, слушайте… ну, тогда, получается, что если мужчина не стал отцом, то его жизнь тоже неполная. Его же природа, условно говоря, тоже творить детей, правильно?
А.Ананьев:
- Оставить потомство…
О.Никандр:
- Вот, я, например, не сотворил ребёнка… я, вот, не оставил потомства…
А.Ананьев:
- У Вас – много детей…
О.Никандр:
- Но это уже… это… такая… философия началась, да? Мы же про физическое рождение говорим. Поэтому, если судить по Вашим словам, то это – да, и сейчас перед Вами сидит неполноценный человек, и я никогда не стану полноценным уже.
Это всё – правильно… вот, всё, о чём мы говорим – это всё правильно, но оно – не заканчивает логический набор. То есть, туда ещё можно уложить несколько понятий, помимо того, о чём мы с Вами говорим.
А.Ананьев:
- То есть, мы не знаем, другими словами…
О.Никандр:
- Мы не знаем, для чего Господь сотворил нас. Мы можем опираться на слова святых отцов – мы это принимаем, и это, как наследие Церкви, принимается, и транслируется, и сохраняется. Это – прекрасно. Но… это же – общие слова? А когда человек проживает жизнь… и проживает её тяжело, например: в гонениях, в заключениях, в болезнях тяжёлых… Вот, например, мы же можем… почему люди задаются всегда вопросом: для чего Бог сотворил инвалида? Правда? Это же тяжелейшие слова!
Вот, я недавно пришёл к таком мнению, что… помните… буквально, недавно читалось Евангелие, где Господь исцеляет слепорождённого? И ученики, как раз, как и Вы, задают вопрос: почему он родился слепым? А Он говорит: для того, чтобы на нём свершились дела Божии. А что такое – дело Божие? Что Господь хочет от нас? Чтобы мы друг к другу были милосердны.
Вот, родился человек слепым, или родился человек инвалидом – он должен стать объектом любви всего мира! Весь мир должен не косо смотреть на него, не презирать его, не чураться его, а должен возлюбить его ещё больше, чем здорового человека. Вот, Господь ради этого творит этого… чтоб мы это проявили. Но мы-то не готовы к этому… мы-то хотим видеть вокруг себя красивых, успешных, радостных… всяких разных людей, но только не убогих.
А.Ананьев:
- Моя неофитская душа со всем неофитским пылом возражает против того, что Господь создал инвалида – нет воли Бога, как мне кажется, на болезни и смерть, и страдания Своих детей. То есть, нас с вами. Нет на то воли Божией.
То, что, вот, получается так, что болеют и умирают дети… болеют и умирают взрослые – это следствие того, что мы… выпали из Рая по собственной воле, в силу своей дурости и по природной свободе.
О.Никандр:
- Ну, я же… это ж не моя дурость была. Почему я должен отвечать за дурость другого человека?
А.Ананьев:
- А это, вот… очень важный вопрос! Я тоже часто задаюсь этим вопросом.
О.Никандр:
- А я могу сказать одно: что для меня это не вопрос – лишь только потому, что я знаю, что после смерти, в Раю, мы будем все исправлены, и там будет совсем другая жизнь… и…
А.Ананьев:
- Не исправлены, а… как это сказать… нас вернут к…
О.Никандр:
- … нас вернут к тому состоянию, из которого мы выпали.
А.Ананьев:
- К дефолтному состоянию… знаете… это – как, вот, когда компьютер уже всё, перестаёт работать – потому, что он уже… у него все реестры забиты… кэш, там… всё остальное…
О.Никандр:
- Да… очистить кэш…
А.Ананьев:
- Даже не то, что очистить кэш… Это у меня любимое дело: когда у меня телефон уже доходит до такого состояния… а там, ведь… любимые программы, записи какие-то ещё, фотографии… да, да, да… но там есть кнопка «вернуть к исходному состоянию»…
О.Никандр:
- Да, да…
А.Ананьев:
- … и ты её нажимаешь – телефон медленно гаснет… считай, умирает… потом открывается – и он новый! Абсолютно. То есть, там нет никаких программ, никакой памяти, ничего…
О.Никандр:
- Но для этого нужна смелость…
А.Ананьев:
- «Чистка огнём» я это называю.
О.Никандр:
- Да.
А.Ананьев:
- Да, для этого нужна смелость.
О.Никандр:
- Даже в этом, каком-то ничтожном, моменте – удалить фотографии из телефона…
А.Ананьев:
- Удалить, вообще, всё – контакты, приложения…
О.Никандр:
- Да… это же просто фантастика!...
А.Ананьев:
- … любимую игру, где у тебя рекорд уже в 600 тысяч очков… а ты её удаляешь, и всё – и у тебя нет больше этой игры…
О.Никандр:
- Ой, Вы знаете… если мы говорим о таком, высоком… о любви, да?.. человека к Богу… и о любви Бога к человеку, то… для каждого человека очень важно найти применение к своей конкретной жизни. А для того, чтобы это понять, надо ответить на два вопроса, которые Вы уже задали: кто такой есть я?
А.Ананьев:
- Да.
О.Никандр:
- И – кто такой есть Бог?
А.Ананьев:
- Да. И – каковы наши отношения?
О.Никандр:
- И, когда мы познаем, кто есть Бог, и кто есть я, то тогда все вопросы отпадут. Но… как говорил мой один хороший друг, священник: «Благодать – это не груша. Её сразу не скушать». Поэтому, мы живём всю свою жизнь, и, в процессе всей своей жизни, познаём самих себя, и познаём Бога. И дай Бог, чтобы мы хотя бы к концу, окончанию своей земной жизни, смогли приблизиться к этим ответам. Для того, чтобы мы, умирая, могли бы сказать Богу «спасибо» за эту жизнь прекрасную, которую мы прожили здесь – в познании самого себя и Его.
А.Ананьев:
- Сейчас мы прервёмся на минуту, а через минуту продолжим разговор. В частности, хочу выяснить, почему мы, всё-таки, «рабы Божии», а не «дети Божии». И… вот… Андреевская набережная, на которой находится Андреевский монастырь… в котором находится «дом, который построил Джек»… студия радио «Вера» – вот, это всё Господь создал для нас с отцом Никандром, или – для Себя? Очень интересно будет узнать…
Не отходите далеко – мы продолжим через минуту.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
- «Вопросы неофита» на радио «Вера».
Настоятель храма Троицы Живоначальной в Хорошёве иеромонах Никандр Пилишин сегодня в гостях.
Я – Александр Ананьев.
Андреевская набережная, отец Никандр – её же Господь создал?
О.Никандр:
- Её люди создали.
А.Ананьев:
- Ну, зачем… ну, зачем… всё создано Богом, отец Никандр! Что значит – «люди создали»?
О.Никандр:
- Нет… ну, конечно же, всё создано Богом…
А.Ананьев:
- Конечно…
О.Никандр:
- … но через людей.
А.Ананьев:
- Через людей… но Богом. Андреевская набережная…
О.Никандр:
- И на это есть, скажем так, либо воля Божия, либо попущение Божие…
А.Ананьев:
- Хорошо… хорошо… так, для себя или для…?
О.Никандр:
- И для Себя, и для нас.
А.Ананьев:
- Как – так? Для Себя – зачем Ему…
О.Никандр:
- Ну, почему – «или»?
А.Ананьев:
- Да, вот, почему – «или»?
О.Никандр:
- Я не знаю, почему… Вы, всё время, «или» задаёте!
Ну, потому, что мы же носим в себе образ Бога.
А.Ананьев:
- Вот, очень важно понять – Андреевскую набережную Он для Себя создал, или нет? Священное Писание однозначно говорит, что – для Себя.
О.Никандр:
- Где это?
А.Ананьев:
- Я готовился… Книга притчей Соломоновых, глава 16: «Всё сделал Господь ради Себя»…
О.Никандр:
- Так, и…
А.Ананьев:
- Так… и ещё одно место в Писании говорит о том, что всё создано Богом, включая Вас, дорогой отец Никандр, меня и Андреевскую набережную… создано для Него Им, а не для человека, не для нас, «ибо Им создано всё, что на Небесах, и что на земле, видимое и невидимое – Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли – всё Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и всё Им стоит».
О.Никандр:
- Как это прекрасно!
А.Ананьев:
- Да!
О.Никандр:
- Представляете, мы сейчас с Вами сидим, и осознаём, что мы включены вот в эту историю Творения. То есть, мы являемся творением Бога – это так прекрасно!
А.Ананьев:
- То есть, Андреевская набережная – не для нас?
О.Никандр:
- Когда писалось Писание, не было тогда ещё Андреевской набережной, понимаете…
А.Ананьев:
- Ну, была другая какая-то набережная… и она тоже… Я концептуально… для меня это важно понять: мне кажется, что моя жизнь кривая, потому что…
О.Никандр:
- Вам не кажется – она кривая.
А.Ананьев:
- Да. Но она кривая… мне кажется, что причина того, что она кривая… основная… как раз, в том и кроется, что я иду по Андреевской набережной, и думаю: «Как замечательно, что Господь её для меня создал!» – так, вот, не для меня её создал…
О.Никандр:
- Нет, она не может быть создана для Вас – потому, что, когда Вы уйдёте, она будет продолжать существовать, понимаете? Если бы она была создана чисто для Вас, то она должна была бы прекратить своё существование после Вашего существования. И она – существовала до Вас, и будет после Вас существовать.
Поэтому… она создана для того, чтобы совершилась идея творения человека и этого мира. Она входит в концепцию… есть такой термин богословский, называется «домостроительство» – когда Господь строит дом… мир, как дом, где всё гармонично уживается друг с другом. Вот, эта набережная – она включена в эту концепцию творения мира. Поэтому, она создана, конечно же, как сказано в Писании, для реализации этой Божественной задумки. Как и мы с Вами.
А.Ананьев:
- Которую мы не знаем?
О.Никандр:
- Отчасти. Мы знаем, отчасти.
А.Ананьев:
- Что мы знаем?
О.Никандр:
- В полноте, мы не знаем. В полноте и Ангелы не знают. Никто, кроме Бога не знает.
А.Ананьев:
- Никто не знает, конечно… А что мы знаем?
О.Никандр:
- Мы знаем… самого себя – немножечко…
А.Ананьев:
- Я имею в виду конечную цель задумки…
О.Никандр:
А… конечная цель задумки – это спасение нашей души. Жизнь с Богом. Ради чего, собственно, и создавался Адам – ради общения и жизни с Богом. Вы же хотите жить с Богом?
А те люди, которые не хотят жить с Богом, они…
А.Ананьев:
- Адаму не нужно было спасение – он был совершенен. Спасение ему понадобилось после изгнания из Рая.
О.Никандр:
- Да. Вот, поэтому, конечная цель наша – это спасение нашей души.
А.Ананьев:
- Конечная цель Адама - ?
О.Никандр:
- Конечная цель Адама – это приобретать всё больше опытности в любви Божией.
А.Ананьев:
- Угу…
О.Никандр:
- То есть, он, как и мы, призван стать богом по благодати. Если Бог является Богом по своей природе, по своей сущности, то мы призваны стать, как боги – по благодати.
А.Ананьев:
- Мы нужны Богу?
О.Никандр:
- Конечно.
А.Ананьев:
- Это странно.
О.Никандр:
- Почему?
А.Ананьев:
- Потому, что Бог – самодостаточен. Нет ничего, что было бы Ему нужно.
О.Никандр:
- Это с чего вы такое взяли?
А.Ананьев:
- Я знаю, что Бог совершенен, всесилен, абсолютен…
О.Никандр:
- Он совершенен лишь только в силу того, что мы есть у Него.
А.Ананьев:
- Ну, если б мы у Него не были…
О.Никандр:
- Такого не может быть. Мы же уже есть.
А.Ананьев:
- Было… было такое время, когда нас у Него не было. И Он от этого был ничуть не…
О.Никандр:
- Нет… Бог пребывает вне времени. Время – это категория, которая может быть применена только к человеку.
А.Ананьев:
- Но, ведь, в какой-то же момент Он нас создал?
О.Никандр:
- Да. Но для Бога – нет времени. Эта категория философская была придумана для того, чтобы упорядочить земную жизнь человека. Для бытия Бога нет никакого времени. Для него все есть сразу, одновременно.
А.Ананьев:
- То есть, мы… сейчас я попробую сформулировать… у меня есть ощущение, что мы немножко путаемся, вот, в каком моменте.
Нам кажется, что Богу мы нужны… Богу нужно, чтобы мы – что-то… чтобы мы что-то, там, делали… чтоб мы, там, как-то…
О.Никандр:
- Да-да-да-да… я понимаю, о чём Вы говорите…
А.Ананьев:
- А у меня есть такое понимание…
О.Никандр:
- … что это всё туфта?
А.Ананьев:
- Ну, я б не стал, вот, так… прямо…
О.Никандр:
- Ну, «по чесноку», да…
А.Ананьев:
- Да… простите, я теперь Вас заразил этим… дурацким выражением.
О.Никандр:
- Я понимаю, о чём Вы говорите – я сам часто об этом думаю.
Смотрите… здесь нужно, в точности, понимать о том, что мы, порой, пытаемся домыслить за Бога. А мы не можем это сделать, поскольку творение – не в состоянии мыслить за Бога.
А.Ананьев:
- Мы ж с Вами вначале проговорили: до тех пор, пока мы не поймём Бога… по крайней мере, не представим себе, кто такой Бог, и не представим себе, кто такие мы…
О.Никандр:
- Нет… кто такой Бог – это одно. А мыслить, как Бог – это другое.
Вот, мы не можем, допустим, понять промысел Божий – почему Он нас ведёт по тому или иному пути. Почему Он попускает – это, почему…
А.Ананьев:
- Мы понимаем, но всегда – постфактум… на следующий день.
О.Никандр:
- Не всегда. Вот, например, мы можем сейчас понять, для чего… ну… отчасти! Отчасти…
А.Ананьев:
- Всегда, всегда, всегда… у меня всегда так получается!
О.Никандр:
- А у меня – нет.
А.Ананьев:
- Вот, возникает какой-то косяк – от общецивилизационных до моего насморка. В моменте – тебе непонятно, тебе больно, тебе неприятно, ты злишься, ты расстраиваешься, ты плачешь, ты требуешь, чтоб всё вернули «взад, как было»… а потом проходит время, и ты говоришь: «Слава Тебе, Господи!»
Ну, вот, так же, правильно?
О.Никандр:
- Ну, в идеале, да. Но от каждого насморка, я думаю, вряд ли Вы говорите: «Слава Тебе, Господи!»
А.Ананьев:
- Всегда говорю.
О.Никандр:
- Ну, и прекрасно. Тогда Вы – идеальный человек.
А.Ананьев:
- Всего доброго! Я услышал все ответы, которые хотел! Спасибо Вам большое! Это была программа «Вопросы неофита»!
О.Никандр:
- Подождите…
Я хочу сказать, вот, о чём. О том, что… конечно, пытаясь осмыслить самого себя в этом мире… и… мы же, всё-таки, телесные люди, мы – тварные люди, мы носим на себе природу испорченную… много всяких разных факторов, которые заставляют мир быть таким, какой он есть. То есть, то, о чём Вы говорите – это всё некие правила, которые даны нам для того, чтоб мы могли жить.
Я часто говорю о такой аллюзии некоей. Когда самолёт взлетает – особенно в вечернее время, в ночное, то взлётная полоса подсвечивается огнями. Это, вот, те самые огни, те самые заповеди и правила, которые Господь даёт нам для того, чтобы мы взлетели.
А.Ананьев:
- Они даже днём подсвечиваются…
О.Никандр:
- Они и днём… ну, да… они, по крайней мере, установлены.
А.Ананьев:
- Конечно… горят, горят – это правило, конечно…
О.Никандр:
- Вот, видите – правило! То есть, правила созданы для того, чтобы реализовалась задумка. И мы, зачастую… ну, я бы, например… вот, скажу честно – мне бы очень бы хотелось, чтобы Бог каждый день бы мне говорил, что мне нужно делать.
Я, вот, сегодня утром молился: «Господи, помоги мне познать Твою волю…» – я не знаю, как я её могу познать. Но, вот, я иду – вот, некий день совершается – я стараюсь как-то сохраняться, стараюсь исполнить заповеди… там… не впасть в вольные грехи. Но мне хочется, что бы Бог утром… я проснулся, и мне Бог утром… хотя бы на телефон написал бы мне: «Ты должен сегодня обязательно выполнить это, это, это и это», – чтоб я, в точности, был удовлетворён к вечеру, что день прожит не зря.
Но этого – нет. И мне приходится всякий раз напрягать душу, ум, сердце, разум свой, чтобы найти и познать эту волю. А если я это не сделаю – мне плохо.
А.Ананьев:
- Такой пример Вам приведу. А Вы скажете, где я ошибаюсь в этом примере.
О.Никандр:
- А там есть ошибка?
А.Ананьев:
- Мне кажется, что… может быть… почему – нет? Я просто сейчас Вас слушаю, и понимаю…
О.Никандр:
- … что выбора нет!
А.Ананьев:
- … нет… Вы спрашиваете, как я должен поступить… да?
О.Никандр:
- Да.
А.Ананьев:
- А ответ, вот, какой. Как мне кажется.
Ваши вопросы – это всё равно, что вопросы прекрасной щепки в горном весеннем ручье, который весело бежит с гор в долину, и ручей, в этом течении…
О.Никандр:
- Ну… щепка… может, что-нибудь, другое?
А.Ананьев:
- Хорошо. Листик. Свежий берёзовый листик.
О.Никандр:
- Хорошо.
А.Ананьев:
- Пусть будет так. Щепки – они мне нравятся больше… они кораблики напоминают.
О.Никандр:
- А… ладно… вернёмся к щепке!
А.Ананьев:
- Вернёмся к щепке. Так, вот, щепка в этом потоке просыпается утром, смотрится в зеркало, и говорит: «Господи, я не знаю, куда мне плыть… направо? Налево? Может быть, мне не надо плыть… нужно прибиться к берегу и остаться? Может быть, мне надо сделать это… может быть, мне надо сделать – это…?»
А, на самом деле…
О.Никандр:
- … река просто несёт её.
А.Ананьев:
- … забей… просто расслабься…
О.Никандр:
- Невозможно…
А.Ананьев:
- … расслабься и плыви… плыви по течению так, как должен.
О.Никандр:
- Невозможно!
Вот, смотрите… дело в том, что щепке не нужно принимать решения каждый день. А мне, например, как руководителю, как настоятелю храма, нужно принимать каждый день управленческие решения. И я хотел бы забить и расслабиться, но я не могу – потому, что от моего решения зависит жизнь других людей. Понимаете?
Это же опять не… идеальная картина – да, ты расслабился и плывёшь, как щепка. Но… в конце месяца придут сотрудники моего храма, которые скажут: «Знаешь, нам нужна зарплата…»
А.Ананьев:
- «Уважаемая щепка, у нас тут беда…»
О.Никандр:
- Да. А я скажу: «Да, чего там… расслабьтесь, и получайте удовольствие от течения!» – да? Ну, а чего… наверное, это можно… но это не будет понято и воспринято.
Вот, я реально переживаю… мне, всё-таки, хочется, чтобы…
А.Ананьев:
- «Чего вы боитесь, маловерные? Сказано же вам…»
О.Никандр:
- Да, сказано, но это не отменяет моего страха. Я слышу, и знаю, но я не могу в секунду отменить своё внутреннее состояние. И, поэтому, и страх есть, конечно… есть он… безусловно.
А.Ананьев:
- Нет ли в этом великого заблуждения…
О.Никандр:
- Может быть, есть.
А.Ананьев:
- … что здесь всё от Вас зависит? Вы несёте ответственность за то, как оно будет в конце месяца… как оно будет с бюджетом… как оно будет в кадровом вопросе… Вы же ничего не решаете!
О.Никандр:
- Ну, здрасьте… а кто решает-то? Эти люди?
А.Ананьев:
- Ну, так, вот – Господь! Господь всё решает!
Брать на себя Божью… вот, эту, вот… роль… и… как-то… говорить, что «здесь всё от меня зависит»…
О.Никандр:
- Вот, смотрите… Элементарно, проводишь собеседования с людьми… допустим, на какую-нибудь должность приходят три человека. Три человека. И ты должен выбрать одного из трёх.
А.Ананьев:
- Ну, я выбираю того, кто меня больше радует…
О.Никандр:
- Так, это – Вас же радует. А мы не знаем, Бога это радует, или нет.
А.Ананьев:
- Ну, Вам же надо выбирать.
О.Никандр:
- Ну, вот! А Вы говорите, что Бог выбирает и решает. Понимаете? Мне же выбор приходится делать, а не Богу.
Опять же, если бы я… Я к чему начал этот разговор? Что… я, например, встречаюсь с кем-то, а мне приходит сразу же сообщение – мессендж – от Бога: «Выбери этого». Здорово! Почему так не происходит? Почему? Где сбилась моя настройка? Почему апостол Анания общается с Богом, задаёт Ему вопросы, и Он отвечает – почему у меня нету этого? Вот – вопрос неофита! Вам.
А.Ананьев:
- А – нет ли?
Я… осторожно… осторожно, отец Никандр, предполагаю, что есть.
Другой момент, что – видим мы это, или нет?
О.Никандр:
- Ну, это так…
А.Ананьев:
- Я уверен, что – есть.
О.Никандр:
- Отчасти, да.
А.Ананьев:
- Я уверен, что есть.
Я, тут… поднял на уши всех вокруг – потому, что потерял документы: на машину, права… иммобилайзер… вообще, вся жизнь – в одной книжечке, такой… Был уверен, что я её потерял в Торговом центре, куда я ходил с женой обувь покупать… во дворе – потому, что могли выпасть… с собакой гулял – на собачьей площадке… в магазине… где угодно я мог это потерять.
Просыпаюсь утром – надо в машине ехать на работу, а документов нет. Можно без документов поехать. Я уж не знаю, как машина себя без иммобилайзера поведёт – наверное, тоже плохо себя поведёт… где-нибудь остановится посреди дороги, и скажет «не поеду».
Очень сильно переживал, дико переживал. Как человек… как какая-то дерзкая щепка, которая – высокого мнения о себе, и говорит: «А… я… я…»
А внутри какой-то голос говорит: «Не вибрируй. Расслабься. Тебе сегодня просто не надо ехать на машине. Не могу тебе объяснить, почему…»
О.Никандр:
- Ну, Вы расслабились?
А.Ананьев:
- На это ушло какое-то время…
О.Никандр:
- Вот…
А.Ананьев:
- Слушайте… когда я на метро ехал обратно домой, я ещё сижу, так, думаю: «Ну, есть возможность помолиться…» Помолился святителю Николаю… помолился Богородице… и вижу: моя рука отодвигает ящик стола, убирает туда эту книжку, закрывает ящик стола… я там не смотрел! Мне так спокойно стало… ну, думаю, там, значит документы, всё.
А дальше ещё смешней. Возвращаюсь домой… ну, так, помолившись тоже… открываю этот ящик – а там нет документов! Я закрываю этот ящик, перевожу глаза на стол – и прямо посреди стола…
О.Никандр:
- … они лежат.
А.Ананьев:
- … лежат эти документы! Вот, как – так?! Вот – они лежат. Посреди стола лежат – вот!
Я, на 448 процентов уверен в том, что Господь… вот, так, вот, просто: «Не поедешь никуда сегодня. Не надо тебе этого!» – представляете?
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Ананьев:
- «Вопросы неофита» на радио «Вера».
Настоятель храма Троицы Живоначальной в Хорошёве иеромонах Никандр Пилишин, время с которым летит незаметно.
Сказать, что мы уже ответили на вопрос – так, как же, всё-таки, устроен мир, который Господь создал для человека… или… кто, вообще, Господь для человека, или человек для Бога… не совсем понятно.
Я Вас перебил – Вы хотели сказать что-то…
О.Никандр:
- Некорректные вопросы у Вас, конечно.
А.Ананьев:
- Некорректные?
О.Никандр:
- Да. Ну, потому, что… Бог и человек – это настолько разные сущности и категории, что… даже и сравнивать невозможно.
Безусловно, что человек – это творение Божие, и Господь его творит, и… и это – предмет любви, предмет, на котором Господь может проявить свою любовь.
Вот… я сейчас… что-то Вы заставили задуматься меня…
А.Ананьев:
- Я, знаете… сейчас, пока Вы размышляете… я почему-то нарисовал себе… каждый раз, когда мне становится непонятно, я рисую ту же самую картину, но уже про свою собаку – и многое становится понятно.
В нашей парадигме отношений, кто для кого? Человек для собаки, или собака для человека? У меня нет ответа…
О.Никандр:
- У меня нет собаки… поэтому, я не могу…
А.Ананьев:
- Ну, то есть… казалось бы… собака для человека: человек подумал, завёл себе собаку, и всё…
О.Никандр:
- Я об этом думал. На самом деле, ведь…
А.Ананьев:
- А потом ты обнаруживаешь себя в шесть утра, гуляющим с собакой, когда тебе спать хочется… а потом кормишь собаку… а потом моешь собаку… и думаешь: и кто для кого тут, вообще?...
О.Никандр:
- Саш… когда животные были созданы для Адама, то, конечно, Адам … это входило в часть его совершенства, как Адама. А, вот, когда нам даны животные, то это – ещё один очень яркий повод для того, чтобы проявить свою сущность, как человека.
То есть, собака заставляет нас, хотим мы этого или не хотим, заботиться о ней. И всякая забота о творении – о человеке, о собаке… о разном творении… это и есть то, ради чего человек прислан сюда – ради того, чтобы через эту заботу… мы умягчаемся, мы становимся… мы, вот, перепрошиваемся в того Адама, который выпал из Рая, понимаете?
Вот… для чего, вообще… на самом деле… видите, как… жизнь – это же такой некий забег, и мы не можем с этой дистанции сойти раньше времени. Мы обязательно должны её пробежать. Нет возможности остановиться – Бог может только этот забег остановить.
И я знаю, ради чего он делается. Он делается ради того, чтобы… что я точно знаю – что после этой земной жизни будет вечная жизнь, это я не подвергаю никакому сомнению, об этом сказал Сам Господь, и это – прямая речь, безо всяких толкований. И я понимаю, что в жизни вечной есть возможность жить с Богом, и жить без Бога.
И я бы очень хотел научиться жить с Богом. Но я прекрасно понимаю, что жить с Богом я смогу только тогда, когда я смогу принять и всех остальных людей, которые тоже хотят с ним жить. И я, когда приду туда, то я смогу остаться жить там только тогда, когда я смогу ужиться с этими людьми.
Поэтому, моя задача здесь и сейчас – научиться жить вместе с теми, с кем мне приходится жить. С моей мамой, с Вами, с моими коллегами, с теми, с кем я столкнусь сегодня вечером… я должен принять этих людей потому, что они тоже созданы Богом, они тоже пытаются… если они пытаются… познать, что такое жизнь с Богом. Поэтому, я должен, как раз таки, научиться – смирению.
А.Ананьев:
- Мне представилось, что наша жизнь, отец Никандр, это – терминал аэропорта Шереметьево…
О.Никандр:
- Здорово…
А.Ананьев:
- И ты туда приезжаешь, и там, в терминале, можно – и покушать, можно выпить, можно поспать, можно почитать, можно пообщаться там с любимым человеком… можно хорошо провести время… можно изнывать и мучиться…
О.Никандр:
- … до того момента, пока ты не вылетишь.
А.Ананьев:
- Конечная цель… ну, то есть, жизнь в терминале – это не самоцель.
О.Никандр:
- Нет, это – временное пребывание.
А.Ананьев:
- Временное пребывание! Конечная цель – сесть в самолёт, подняться и убедиться в том, что по ту сторону вечных московских облаков есть солнце.
О.Никандр:
- Согласен.
А.Ананьев:
- Причём… теоретически, ты можешь взять и покинуть терминал…
О.Никандр:
- Теоретически, да… но тогда ты не сможешь вылететь.
А.Ананьев:
- Тогда ты не полетишь. Тебе нужно дождаться.
Причём… там ещё, очень часто, может происходить то, что тебе не нравится.
О.Никандр:
- Например, меняться выход…
А.Ананьев:
- Меняться выход, откладываться рейс… или даже отменяться рейс… ещё что-то… там может быть много народу, плачущие дети…
О.Никандр:
- Слушайте… это, просто, то, о чём я… то, что сейчас в моей душе происходит. Да, я именно так думаю.
А.Ананьев:
- Да. И… что ты можешь сделать? Ты можешь достойно и с пользой провести время…
О.Никандр:
- … и не создать другому человеку проблем. Вот, я очень стараюсь…
А.Ананьев:
- Иначе – выгонят!
О.Никандр:
- Иначе – получишь! Или – выго… или снимут с рейса… вот чего!
А.Ананьев:
- Да, кстати.
О.Никандр:
- Поэтому… мне, всё-таки, хочется научиться жить так аккуратно, чтобы не создавать другим людям проблем. Потому, что нахождение в этом терминале и так тяжкое – ты ждёшь, ждёшь… и так это – ожидание. Поэтому, если есть возможность скрасить это ожидание другим людям, или помочь, поддержать – это прекрасно. Но, ни в коем случае, не утяжелить его.
А.Ананьев:
- Но всё – не так просто. В пользу… я знаю, что это некорректно звучит опять… в пользу того, что не Бог для человека, а человек для Бога… собственно говоря, Евангелие от Матфея, глава 25. Я даже выписал. То есть, не Бог нам нужен, а мы Богу нужны.
«Ибо, алкал я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня…»
То есть, мы нужны Богу именно для этого. Он говорит об этом прямо.
О.Никандр:
- Нет… это какое-то неправильное умозаключение.
А.Ананьев:
- Почему?
О.Никандр:
- Ну… это просто… одно из приложений взаимоотношений человека и Бога.
А.Ананьев:
- Но мы же – нужны Ему?
О.Никандр:
- Ну, конечно, нужны! Как и Он – нам. И мы – друг другу нужны. Даже если нам кажется, что не нужны, мы обязательно нужны друг другу. Ну… это… без этого не состоится наша жизнь. Абсолютно никак.
А.Ананьев:
- То есть, верны, в конечном итоге, оба утверждения?
О.Никандр:
- Безусловно. Поэтому, я и пытался убрать это «или»! И Бог – для человека, и человек – для Бога. Конечно же, Он нам нужнее, чем мы Ему – я так думаю. Поскольку, как Вы правильно сказали, Бог совершенен в Своей природе. Но одной из категорий Божественной природы является – любовь. А мы знаем, что… даже из своей жизни… что любовь является подлинной только тогда, когда она – взаимна, тогда, когда она разделена с тем, кто может её понять и принять. Когда у тебя любовь, которая не признанная, не принимаемая, или непонимаемая, то она становится для тебя тяжестью. А когда ты её разделяешь с этим человеком, то она ещё больше умножается.
Поэтому, конечно… почему Он творит нас именно по образу и подобию Своему? Чтобы мы смогли разделить эту любовь Его Божественную. И Он радуется от этого! Сейчас радуется, глядя на нас.
А.Ананьев:
- Всё равно… не просто и непонятно.
О.Никандр:
- Абсолютно непросто.
А.Ананьев:
- Вопросом «Бог – для человека, или человек – для Бога?»… я понимал, что я переступаю какую-то очень неправильную грань, задавая… ну, такой… знаете… лукавый вопрос: «А мне кажется, что зло – это хорошо!»… там… «А почему грех – плохо? Грех может быть и хорошо!»… ну, то есть, вот, такой идиотский вопрос. Почему? Потому, что наша жизнь должна быть Богоцентричной, наш мир…
О.Никандр:
- Она и есть Богоцентрична – просто, мы не видим этого.
А.Ананьев:
- Если мы говорим, что «человек – для Бога», то мы говорим: «Да, да, да, да, да! Богоцентрична!» Но… мы тоже – боги, мы тоже – в центре, мы тоже – жутко, какие важные! И, из-за этого, происходит всё то плохое, что происходит в нашей жизни!
О.Никандр:
- Саша… ну, это не так… это заблуждение! То есть, человек думает, что он в центре до тех пор, пока у него… не отнимется здоровье, например. Вот, он едет на машине со скоростью 200 км/час, попадает в аварию, становится инвалидом…
А.Ананьев:
- Так, он тогда вообще становится в центре – он начинает обвинять Бога за то, что… вот… с ним такая беда случилась…
О.Никандр:
- Хорошо… но он не может ничего сделать с самим собой! Тогда он в точности ощущает, что он – Богозависим. И что далеко не он – в центре.
А.Ананьев:
- Так, нет… он – в центре! И – ему недодали… или дали не то… или дали не вовремя… или дали несправедливо…
О.Никандр:
- Да, согласен… это, такое, воспалённое сознание человека…
А.Ананьев:
- Это не воспалённое… это – нормальное состояние человека. Мы все так себя ведём! И я так себя веду. Если со мною какая-то ерунда происходит…
Я очень хорошо помню своё состояние, когда… лет шесть назад… меня уволили… я сейчас, вот, понимаю, зачем тогда меня уволили оттуда, чтобы у меня появилось, наконец, радио «Вера»… там… всё…
О.Никандр:
- Подождите… если Вы в центре… и я в центре… значит, мы – в разных центрах, что ли, с Вами?
А.Ананьев:
- Ну, конечно! У Вас есть Ваша жизнь, и Вы там – в центре, Вы там – главный, и всё – для Вас. В моей жизни – я в центре…
О.Никандр:
- Ну, тогда – всё нормально.
А.Ананьев:
- Нет!
О.Никандр:
- Почему?
А.Ананьев:
- Вот, у меня уверенность в том, что в моём центре – должен быть Бог.
О.Никандр:
- А, вот, если я попадаю в Вашу жизнь, то… я, что, должен где-то найти своё место?
А.Ананьев:
- Вы становитесь, в идеале, объектом моей любви. Не более того. Если повезёт, и мне хватит душевных сил, мудрости… и если я буду сыт, если я высплюсь, если будет хорошая погода и настроение моё будет прекрасно. Вот тогда – да! Тогда – да, Вы станете объектом моей любви…
О.Никандр:
- Саш… это, такой, взгляд ребёнка, который пока ещё… вот, как котёночек маленький рождается с закрытыми глазами, и ему всё кажется, что он – в центре… но, по мере открытия глаз, он видит, что, на самом деле, всё не так. Что существуют и другие котятки, и, вообще, существуют хищники, и мир – агрессивный…
Поэтому… всё, о чём Вы говорите, это – такое, может быть, оно есть…
А.Ананьев:
- Подождите… но мы же сегодня выяснили, что… Вы же утром просыпаетесь…
О.Никандр:
- Да.
А.Ананьев:
- … в центре своего мира?
О.Никандр:
- Да.
А.Ананьев:
- И понимаете, что Вам надо – вот, это… вот, это… вот, это – сделать. Всё это зависит от Вас, Вы – в центре, и, в общем, надо как-то… Господи, зачем мне всё это?
О.Никандр:
- Да. Потому, что я ещё не обладаю духовным зрением, духовной зрелостью. Поэтому… это всё во мне есть.
А.Ананьев:
- Минута у нас осталась. За минуту – успокойте меня. Я переживаю. Я считаю, что… вот, то, о чём мы говорим, то, что я ищу – той жизни, в которой нет… ну… чтобы я её жил, но в которой не было бы меня, а был бы только Бог, Его воля… грубо говоря, я – щепка, и я – в потоке ручья… я доверяю этому ручью – как будет, так будет… я даже ничего изменить не могу, да?.. если бы захотел… я могу, там… вопить или не вопить… ныть или не ныть… размазывать сопли или нет…
О.Никандр:
- Саша, этот мир возможен только тогда, когда мы, на самом деле, научимся… и поверим в Бога по-настоящему.
А.Ананьев:
- А разве не это – конечная цель?
О.Никандр:
- И это – цель тоже.
А.Ананьев:
- Это – возможно?
О.Никандр:
- Возможно.
А.Ананьев:
- При жизни?
О.Никандр:
- При жизни… Это совсем скоро со мной произойдет.
А.Ананьев:
- Нам, обычным смертным?
О.Никандр:
- Конечно.
А.Ананьев:
- Что для этого нужно сделать?
О.Никандр:
- Для этого нужно научиться доверять Богу. А это возможно лишь только через усилие собственного сердца, собственного разума, и, опираясь на тот анализ жизни, в которой мы живём, Священного Писания, Церкви… вообще, всё создано для того, чтобы мы, просто будучи разумными людьми, смогли сопоставить свою жизнь со всем этим увиденным, и понять, что Бог настолько о нас заботится, что нам даже… и не снилось! И мы должны быть от этого спокойны, потому, что наша жизнь находится на Его Руке.
А.Ананьев:
- Спасибо Вам большое за терпение и за мудрость, отец Никандр! Простите, если что не так!
Сегодня мы беседовали с настоятелем храма Троицы Живоначальной в Хорошёве иеромонахом Никандром Пилишиным.
Помогай Вам Бог во всех Ваших делах и хлопотах, которых у Вас стало ещё больше, отец Никандр! И это, что называется, по заслугам – сами виноваты! Вы – хороший, поэтому на Вас всё и валится…
О.Никандр:
- Спасибо… благодарю Вас!
А.Ананьев:
- … снова и снова.
Всего доброго!
О.Никандр:
- До свидания!
А.Ананьев:
- Пока!
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».
Все выпуски программы Светлый вечер
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова