
«Инопланетянин», студии Amblin Entertainment и Universal Pictures, режиссёр Стивен Спилберг
— Может, это была игуана?
— Это была не игуана.
— А может... говорят, в канализации живут аллигаторы...
— Аллигаторы в канализации...
— Понимаешь, сынок, может, тебе просто показалось...
— Ничего не показалось!
— Может быть, эльф или леприкон?
— Ничего подобного!
— Элиот! Сядь!
Десятилетний паренёк по имени Элиот изо всех сил пытается доказать родным, что своими глазами видел необыкновенное существо. Прямо во дворе — в сарае со всяким старым хламом. Не человека и не животное. А кого — Элиот и сам не может понять. Странный гость, поначалу пугающий своей необычной внешностью, при более близком знакомстве показался мальчику довольно милым. Элиот, пожалуй, был бы даже не против с ним подружиться. Вот только мама, брат и младшая сестрёнка, конечно же, ему не верят. Подняли на смех. Да и вообще, отношения в семье после того, как из неё ушёл отец, совсем расклеились... На таком непростом жизненном этапе встречаем мы героев киноленты «Инопланетянин». Фрагмент из неё только что прозвучал. Да-да, я говорю о том самом фильме американского режиссёра Стивена Спилберга, который в 1982 году произвёл настоящий фурор в мире кино. В кинотеатры выстраивались огромные очереди — люди ходили на фильм по несколько раз. На премьере в Каннах во время финальных титров смахивали слёзы принцесса Диана и Рональд Рейган. «Инопланетянин» покорил миллионы сердец по всему миру. Но что же такого особенного в этой картине, которую, к слову, сам Стивен Спилберг назвал однажды своей лучшей режиссёрской работой?
Начнём с сюжета. На Землю прилетает корабль с пришельцами из космоса. Однако бдительные спецслужбы заранее сумели вычислить место их посадки. И когда ночью на лесной поляне, где никого не должно быть, вдруг появляются люди с яркими фонарями в руках, инопланетяне в испуге обращаются в бегство. Корабль взмывает в небо. А на земле остаётся... один из пришельцев. В спешке его попросту забыли! Одинокий, испуганный, на чужой незнакомой планете, он не знал, что делать. Пока не познакомился с Элиотом.
Мальчик назвал нового друга И-Ти — это аббревиатура от английского слова «внеземной». Поселил у себя в комнате. Показал, что такое телефон и холодильник. Познакомил с братом и сестрой. С появлением И-Ти ребята прекратили ссориться! Наблюдая за тем, как рождается и развивается дружба Элиота и пришельца, невольно приходит мысль о том, что маленький неуклюжий инопланетянин — всего лишь трогательный образ. И режиссёр хотел рассказать нам совсем не о контактах с так называемыми «внеземными цивилизациями». Но в то же время — о вещах вполне вселенского масштаба: о миротворчестве, сострадании, милосердии, готовности идти на жертву ради тех, кого любишь. Не хочется раскрывать подробности увлекательного сюжета. Но кое-о чём не рассказать просто не могу. Случится так, что И-Ти и Элиот попадут в беду, и на кону окажется жизнь одного из них. Это, пожалуй, один из самых трогательных моментов в фильме — сцена, когда пришелец решает умереть, чтобы мальчик остался жить.
— И-Ти!
— Элиот...
— И-Ти! Живи! Пожалуйста!
— Живи.
— Вместе! Я буду здесь! Я буду здесь!
— Живи, Элиот! Живи... Живи.. Живи... Живи...
Один из ведущих американских кинокритиков, Роджер Эберт, писал о картине: «Инопланетянин» заставил мою душу петь. Этот фильм будит светлые чувства, он — словно бальзам на раны всем, кто исстрадался без доброты«. Сам Стивен Спилберг не скрывал, что после съёмок «Инопланетянина» коренным образом переосмыслил и жизнь, и творчество. Он ушёл от кино чисто развлекательного формата, и стал снимать фильмы, в центре которых — история человека и его взаимоотношений с ближними. А ещё, как признавался режиссёр, после фильма ему впервые захотелось создать семью и стать отцом. «Инопланетянин — на сто процентов семейная картина», — говорил Спилберг. Замечательно отозвался о фильме спустя 40 лет после его выхода и Генри Томас, актёр, сыгравший Элиота. По его мнению, «Инопланетянин» помогает раскрыть всё хорошее и доброе, заложенное Творцом в нашей человеческой природе. То, что есть в каждом из нас.
Иван Шмелев «Записки неписателя» — «Пасхальное чудо»

Фото: PxHere
Английский богослов и писатель Гилберт Честертон однажды сказал: нет ничего удивительнее во вселенной, чем воскресение души человеческой. Но, может быть, стоит изумиться и другому: порой мы можем этому чуду помочь. И для этого иной раз нужно совсем немного. Например, чуть-чуть доброты. Малая толика внимания — и пасхальное чудо совершается. Писатель Иван Шмелёв, автор знаменитого романа «Лето Господне», посвящает один из эпизодов книги «Записки неписателя» истории именно о таком чуде.
Маленький герой с родителями и дедом Иваном Васильичем вернулся из церкви в пасхальную ночь. Семья готовилась разговляться за праздничным столом, как вдруг из своей комнаты вышел ещё один член семьи — дядя Вася. На него смотрят с жалостью — он смертельно болен. Дедушка тоже переживает за него, но более всего оттого, что дядя Вася в Бога не верит. Даже слышать о Нём не желает.
Прежде чем раздавать родным пасхальные угощения, дед просматривает список бедняков, которым на Пасху его управляющий должен был разослать подарки. И очень расстраивается, когда обнаруживает: одной фамилии не хватает в списке. Кажется, бедной семье Семечкиных не послан подарок. Иван Васильич переживает, пока не становится доподлинно известно: всё послано. Тогда только он начинает раздавать домашним пасхальные яйца. Ко всеобщему удивлению попросил яйцо и дядя Вася.
— Ну, милый, Христос Воскресе, — говорит дед, протягивая ему пасхальное яйцо. А Василий с усилием поднимается, выпрямляется и отчётливо отвечает:
— Воистину Воскресе!
И добавляет:
—Так вы меня, отец, обрадовали. Тревогой своей. Добротой.
Маленький герой, видевший это, подытоживает много лет спустя: в ту ночь на глазах у всех случилось великое событие. Маленький, казалось бы, поступок, даже не поступок, а всего лишь тревога — вдруг Семечкиных обидели, обошли? И этого хватило, чтобы Василия коснулся свет Пасхальной ночи. На всю жизнь мальчик запоминает: люди могут стать проводниками Бога, проводниками Его любви. Господь действует через нас, и мы можем стать чудом для того, кто рядом.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Иван Гончаров «Обломов» — «Завтра, завтра, не сегодня, все ленивцы говорят»

Фото: PxHere
Народная мудрость учит: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» поступает строго наоборот. Илья Ильич ленив настолько, что едва встает с дивана.
Друг детства, Андрей Штольц, поднял Илью и познакомил с Ольгой Ильинской. Ольга и Илья полюбили друг друга. Казалось, что в Обломове пробудилась новая жизнь. Но... В конце концов он вновь улёгся на диван, Ольга уехала, и через несколько лет Илья Ильич умер от инсульта, вызванного малоподвижным образом жизни.
Что погубило героя? Лень, косность. Но интересно вот что. Гончаров чётко показывает конкретный момент, когда жизнь Обломова начинает безудержно катиться под гору. Как это происходит? Наступила поздняя осень, вот-вот встанет Нева, и Обломов будет отрезан от другого берега, на котором живёт Ольга. Но, думает герой, можно прямо сейчас броситься на ту сторону и сделать Ольге, наконец, предложение стать его супругой. «Сердце Обломова быстро забилось, он спустил ноги на пол, но, подумав немного, со вздохом опять улегся. Нет, подумал он, повременю». Это и стало началом конца, сначала морального, затем и физического.
Получается, что не столько великая и неодолимая лень погубила Обломова, сколько минутная нерешительность. Ведь уже даже ноги с дивана спустил! Проявить бы ему небольшое усилие — и не погублена была бы жизнь.
«Часто встречается в людях противление всякому действию, безразлично: приятному или неприятному. Они бессознательно тормозят и в конце концов, опаздывают» — замечает священник Александр Ельчанинов, духовный писатель начала двадцатого века. Вот и Обломов опоздал — на всю жизнь.
Финал книги печален, но все же есть в романе и отблеск света. В душе Обломова, в её удивительной, хрустальной, как говорит Штольц, чистоте и нежности. Книга завершается надеждой на то, что сын Обломова, воспитанный Штольцем, может быть, соединит в себе нравственные качества Обломова и энергичную деятельность Штольца.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Псалом 128. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории Израиля был тот период, который люди, жившие в ту эпоху, вряд ли могли бы назвать благословением Божиим. Речь идёт о Вавилонском плене, который постиг израильский народ в 6-м веке до Рождества Христова. Если же смотреть на плен из исторической перспективы, то невозможно не увидеть в нём руку Божию, ведущую Свой народ ко благу. Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 128-й псалом, он был составлен после плена, и его осмысление национальной трагедии еврейского народа чрезвычайно интересно, ведь псалом в ней сумел увидеть благой промысл Божий.
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Прозвучавший сегодня псалом начинается с воспоминания о том, что в истории Израиля было совсем немного спокойных периодов, всё же прочее время Израиль вынужден был воевать. Впрочем, сложно было бы ожидать чего-то иного, ведь еврейский народ, это, если можно так выразиться, искусственная общность, в том смысле, что он сложился не сам по себе, не в силу естественных причин, его создал Сам Бог. Израиль жил — или, как минимум, старался жить по закону Божию — и это резко контрастировало с жизнью окружающих народов, неудивительно, что такой контраст приводил к бесконечным войнам.
Сказав об истории, 128-й псалом в качестве своей следующей мысли привёл очень любопытную аналогию, он сказал о пережитых Израилем бедах, как о перепаханном поле: «На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои» (Пс. 128:3). Этот стих современный русский перевод предлагает перевести так: «Спину мою пахари распахали длинными бороздами». Любопытно, что, несмотря на очевидное указание на боль и мучение — пашут, всё же, не поле, а спину, этот образ содержит в себе и утешение — поле не может дать ничего полезного для человека, если оно не будет надлежащим образом обработано. Так и в отношении Израильского народа: он обрёл силу и крепкую действенную веру в Бога, лишь пройдя все выпавшие на его долю испытания. 128-й псалом свидетельствует, что после плена народ сумел увидеть смысл перенесённых страданий.
Псалом продолжает: «Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых» (Пс. 128:4). Вавилон сковал Израиль, он лишил избранный Богом народ свободы, но Бог в конечном итоге вмешался и не дал погубить Свой народ. После этой мысли псалом делает довольно неожиданный переход: он если и не проклинает, то очень близко подходит к проклятью — «Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!» (Пс. 128:5). Под Сионом здесь стоит понимать Иерусалим, стоящий на Сионе, и, если говорить, шире, то сам Израиль, ведь Иерусалим его столица. Конечно, странно было бы призывать кару Божию на тех, кто недостаточно любит какой-то народ, но дело в том, что израильский народ — особенный, и говоря о нём, невозможно не говорить о Боге, именно так и стоит понимать эту мысль 128-го псалма: постыдиться и покаяться должны те, кто борется с Богом. Судьба таких людей незавидна, она — предостережение для всех прочих, и когда мы становимся свидетелями их падения, то стоит задуматься о величии Божием. К этому, в конечном итоге, и призывает нас 128-й псалом.











