
Анастасия Коваленкова.
Фото из личного профиля на Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
Много лет наблюдаю, как меняется отношение людей к любви. Сейчас многие признали, что любовь не должна быть привязанностью, любовь не должна быть зависимостью. И это стало так явно, что теперь, говоря о своих чувствах, мы избегаем фраз «я завишу от него», «я привязан к ней». Почему так случилось? Потому что общество стало ценить независимую личность, совершенно свободную от привязанностей. Полноценная личность должна быть свободна, решил мир. И почему-то считают, что только такая личность может по-настоящему любить.
А я задумалась над своею свободой и независимостью.
Есть ли они? И, просмотрев свою жизнь, поняла — нет! Я не свободна, я связана. Я завишу.
Я завишу от моего сына. Любя, я переживаю за его судьбу. Я завишу от мужа. Мне важны наши отношения, и моё состояние зависит от них. Я привязана к моим родителям, хотя они уже умерли, но я ведь всё тоскую без них. Я привязана к моим друзьям. Даже от тех, с кем рассталась, я как-то завишу: мне горько, что кончилась дружба. Даже от собаки моей завишу.
Я — не самостоятельный человек, нет. Я не сама стою, а благодаря вот этому всему. Можно сказать: «А если это забрать?» Будет беда. Стараясь пережить, я буду искать новые связи. Связи с этим миром. Потому что именно в связи, связанности, зависимости — я вижу спасение для человека.
Современная психология учит, что любовь должна быть только в радость. А как вы хотите иметь радость, не завися? Если вы радуетесь встрече, то разлука вас опечалит. Если не печалит разлука, то зачем встречаться?
Психология предлагает человеку личное счастье, не привязанное ни к кому. «Сначала полюби себя» — предлагают мне. А я и так, с рождения, себя люблю, это заложено Богом. А дальше я всю жизнь создаю своё счастье, и оно — в связях с людьми, которых я люблю. Кстати, если других любить, «как самого себя» — вы обязательно будете зависеть от них. Вы же зависите от вашего состояния; значит так же, полюбив, будете зависеть от состояния другого.
Любое моё переживание из-за другого — суть зависимость.
Так что если вы смоделируете образ независимого человека, у вас выйдет человек, которого никак не волнуют люди. Не радуют, не печалят. И зачем ему тогда друзья, семья, дети? Не нужны. И что мы получим, создав такое, «свободное» общество? Погибнем мы. «Общество» — это общность, а не разделённость.
Можно поставить вопрос ребром: «Может быть счастлив одинокий человек?» Почитайте «Робинзона Крузо». Даниэль Дефо дал ответ. Помните, что почувствовал Робинзон, увидев след на земле?
Думаю, слова «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — гораздо глубже, чем кажется. Ближнего нужно искать, найти и полюбить, как себя — то-есть ПРИВЯЗАТЬСЯ. Это и есть главный рецепт, самый важный рецепт жизни.
Следуя ему, я обязательно буду радоваться и страдать. И учиться принимать страдание, как часть Замысла. Я буду учиться доверять Богу, который ничего не даёт зря, я буду учиться принимать потери. И снова искать ближнего, чтобы привязаться.
Я зависима, привязана, не свободна. Я опутала свою жизнь тысячами канатов, которые тянутся к вам, люди. И каждый канат мне дорог. На другом конце — любимый мною человек: сын, муж, подруга, товарищ, читатель, сосед, прохожий. (да, и чужой человек — тоже, потому что мне больно, когда ему плохо, и радостно, когда он улыбается). Не нужна мне свобода.
Я СВЯЗАНА! КАКОЕ СЧАСТЬЕ
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Храм преподобного Евфимия. Станица Екатериноградская (Кабардино-Балкария)

На востоке Кабардино-Балкарии, у самой границы с Северной Осетией, стоит на берегу реки Малка станица Екатериноградская. Селение старинное. Оно было основано в 1777 году как казачья крепость в оборонительной линии между городами Азов и Моздок. Тогда, в конце восемнадцатого века, Екатерина Вторая присвоила здешним землям статус Кавказской губернии Российской империи. Станицу Екариноградскую в 1786 году провозгласили столицей этого объединения.
Императрица обратила внимание, что в губернском центре имеется единственная деревянная церквушка. Её Величество пожаловала сорок тысяч рублей на возведение каменного храма. Однако, приступить к строительству жители не успели. Столицу губернии перенесли в Астрахань, туда отошла и казна с царским пожертвованием. Станица Екатериноградская вновь стала скромным казачьим селением. Его жители довольствовались родным деревянным храмом.
В середине девятнадцатого века в этих местах побывал внук Екатерины Второй — император Николай Первый. Зная о бабушкином благодеянии, он удивился, не обнаружив каменной церкви в станице Екатериноградской. Царь повелел немедленно начать строительство и в 1850 году над рекой Малкой уже возвышался величественный пятиглавый собор. Главный его алтарь освятили во имя преподобного Евфимия Солунского. Северный и южный приделы посвятили небесным покровителям царственных особ — великомученице Екатерине и святителю Николаю.
Девяносто лет Евфимиевский собор оставался духовным центром станицы. В сороковые годы двадцатого столетия церковь закрыли безбожники, захватившие власть в стране. Они постановили снести храм. Станичники не подчинились варварскому требованию. Всё же собор преподобного Евфимия серьёзно пострадал в советское время, но уцелел. В 1991 году его вернули верующим.
С тех пор богослужения под старинными сводами не прекращались. Особенно людно бывает в церкви в престольный праздник — 28 октября, в день памяти преподобного Евфимия Солунского. В станицу Екатериноградскую съезжаются паломники из окрестных селений и на службе царит атмосфера казачьего братства, основанного на любви к Богу и к Церкви.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 101 зач., IX, 6-19.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Какое явление имеет для христианства ключевое значение? Свобода. Не в искажённом, греховном проявлении. А в ином. Каком? Об этом нам расскажет отрывок из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 9.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилованиезависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
Итак, сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к римским христианам посвящен теме свободы. Послание к римлянам — одно из первых произведений апостола Павла, в котором он очень подробно объясняет — почему христианство по-настоящему уникальная религия? Для святого ответом на этот вопрос является всё то же слово — «свобода».
Себя и прочих христиан Павел называет «детьми обетования по Исааку». Чтобы понять это выражение, нужно вспомнить один из эпизодов Ветхого Завета. Авраам и Сарра, родители Исаака, долгое время не могли иметь детей. Однажды Сарра, отчаявшись, что наследника у супруга так и не появится, предложила ему вступить в связь с рабыней — Агарью. Так на свет появился Исмаил. Впоследствии Господь дал и Сарре возможность родить. Её сына звали Исааком. Исмаил и Исаак стали библейскими символами. Первый — символом рабства, второй — свободы.
Христиане для апостола Павла — дети по Исааку, иными словами — наследники Божией свободы. Остаётся теперь разобраться — в чём она заключается? Согласно святому, настоящая свобода — свобода от греха. Когда человек подчиняется заповедям Божиим не из страха, а из любви к Отцу Небесному. Делает Его волю основанием жизни и через это обретает свободу над собой и от себя прошлого — ветхого человека, измученного греховными ошибками.
Есть у христианской свободы ещё одна важная черта, которая состоит в нежелании навязывать Богу правила религиозного торга. «Господи, смотри я не ем то-то и то-то, надеваю на себя такую-то одежду, покупаю такие-то свечи», — рассуждает такой торгующий человек и прибавляет: «А Ты мне за это должен сделать одно, второе и третье. И в качестве премии выдать смартфон последнего поколения». Римляне, к которым обращался в послании апостол Павел, в недалёком прошлом были язычниками, привыкшими с идолами общаться именно в этом формате — «я — тебе, а ты — мне, и побольше».
Апостолу Павлу много сил пришлось положить, чтобы буквально вытравить из сознания римских христиан подобный порочный и примитивный образ мысли, донести до них, что истинная вера основывается на бескорыстном служении Богу, доверии Ему как любящему Отцу, принятию Его доброй воли в отношении нас.
Апостол Павел через текст послания обращается не только к римлянам, но и ко всем нам — жителям иной страны из иной эпохи — стоящим ровно перед тем же искушением. Согласитесь, как часто лукавые мысли подначивают нас превратить Отца Небесного в какого-нибудь Зевса-вседержителя — безликое существо, с которым можно в меркантильном плане договориться. Давайте не будем так поступать. Во Христе все мы усыновлены и удочерены Господом. Поэтому не будем разменивать дарованную нам свободу на примитивный торг, но примем дар Божий, позволяющий нам обрести истинную свободу от греха и нашей собственной узости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о милостивых и чистых сердцем». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» и «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди;
Вторая беседа со священником Анатолием Правдолюбовым была посвящена заповедям блаженства о нищих духом и плачущих;
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена заповедям блаженства о кротких и алчущих правды.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер